Елена Подкаминская: «Жить, принимая себя!»

В разгар съемок пятого сезона «Кухни» и подготовки к премьере спектакля «Роковое влечение» актриса Елена Подкаминская нашла время поразмышлять о том, что для нее значит быть мамой, почему актрисе красота не мешает и как научиться любить свои сожаления.
Sveta Zam

О красоте

Вот я почему-то никогда не считала себя красавицей. Помню, на первом курсе Щукинского училища я работала много и активно, но существовала тихо и робко. Если не показывала три этюда за урок актерского мастерства, то для меня это была уже трагедия. Тогда же случился удивительный экзамен, на котором присутствовал весь институт. Это были самостоятельные отрывки. Если у кого-то на таких показах получалось по‑настоящему, то на следующий день он просыпался «героем» и интересной личностью. На этом экзамене первый раз в жизни я почувствовала себя не просто девочкой-первокурсницей, а Еленой Подкаминской, и многие говорили: «Боже мой, да ты, оказывается, хороша!» Тогда я поняла, что в жизни ты можешь быть незаметным, скромным человеком, но в пространстве сцены, когда актрису преображает образ, она становится необыкновенной и красивой.

Если говорить о красоте, а не о красивости, то для актрисы внешние данные являются естественным атрибутом специальности и мощным средством воздействия. Актрисе, обладающей творческой индивидуальностью, красота никогда не может помешать быть убедительной и драматически выразительной, создавать яркий образ своей героини. Тем не менее в истории есть такие примеры, когда сложившийся образ красоты препятствовал раскрытию драматического дарования актрисы. Тому пример — Мэрилин Монро.

Актриса

Передо мной никогда не было напряженного вопроса или каких-либо метаний по поводу выбора профессии. Так сложилось, что атмосфера моего детства тотально была связана с музыкой, танцем, театром, живописью. Я всецело была погружена в жизнь Школы искусств, затем с восхищением и любовью к своим учителям занималась в Щукинском училище. Все это органично привело меня в актерскую профессию. Могу честно признаться: мой интерес к ней бесконечен и неисчерпаем, я обожаю талантливых и «горящих сердцем» людей, которых встречаю в театре и на съемочной площадке. Я счастлива открывать что-то новое, готова к любым экстремальным нагрузкам, если это требуется для достижения интересного художественного результата. Представить себя вне актерской профессии мне очень сложно.

Бэкстейдж со съемок обложки

Об уверенности в себе

Уверенность в себе

В детстве я была очень эмоциональным и неуверенным в себе человеком. Впечатления от детского сада и общеобразовательной школы были чрезвычайно сильными, потому что многое из того, с чем я там сталкивалась, было довольно жестоко. И мама, и особенно папа меня часто приводили «в чувство». Были периоды, когда папа мог по несколько часов со мной общаться, и душа моя светлела и успокаивалась. Повзрослев, я поняла, что уверенность в себе — это прежде всего большая внутренняя работа и конечно, поддержка людей, которые тебя любят и в тебя верят. Принимать себя такой, какая ты есть, очень важно. Это, в конце концов, помогает понять, что следует в себе изменить. Приняв себя, надо уметь смело и критично оценивать свою несостоятельность в чем-то и начинать двигаться по новому пути.

Счастливое чувство уверенности — это успех в любимой профессии, это долгожданное материнство, и, конечно, наиважнейшим условием формирования в женщине уверенности в себе является ее жизнь с любимым мужчиной. Как важно, чтобы он не был эгоцентричным, чтобы стремился женщину понять. Но еще более важна чувственная поэзия отношений между мужчиной и женщиной, которая способна зарядить ее огромной силой, притягательностью, обаянием. В ней появляется та искра женственности, которая и позволяет ей сиять, восхищать, быть свободной и уверенной. Важно, чтобы мужчина бережно обращался со словами, любая резкость и грубость разрушают отношения. Конечно, уверенность женщина получает, если мужчина открыт к солидарному воспитанию их общего ребенка, если он серьезно относится к этой наиважнейшей части жизни женщины — мамы.

Мама Полины

В моей семье я пережила и переживаю до сих пор поразительный опыт отношения моих родителей ко мне как к дочери. Это особый мир любви, понимания, открытости, доброты, нежности, бескорыстия, ярких эмоций. Не следует, конечно, думать, что это нечто идеальное. Нет, все кипит, бурлит, взрывается, пульсирует ритмом сталкивающихся характеров, жизненных противоречий, но любовь примиряет несовпадения, скрепляет души. Эта семейная традиция изначально вложила в меня идею именно такого родительства. Полина для меня все: смысл существования, глубокое переживание, бесконечная любовь и, конечно, ответственность. Поэтому я стараюсь принимать те «подсказки», которые она мне дает, двигаться от индивидуальности ребенка, чувствовать его душу, внутренний мир, создавать возможности для развития способностей и, главное, креативности и свободы.

Полина очень активный ребенок, она живет в беспрерывном перетекании одного мотива в другой и страстно требует, чтобы все это поддерживалось взрослыми. Она обожает танцевальные импровизации и поразительно хватает движением характер музыки.

В настоящий момент Полину полностью захватил процесс игры в беременность и роды. Просто на вопрос «Как появляются дети» мы не стали ее смущать историями о капусте и аисте, а сказали, что сначала мамочка носит ребенка в животе, а затем оттуда он появляется на свет. Ну, и тут начался перманентный процесс беременности: теперь мы рожаем постоянно, в день по десятку малышей в виде разных мягких игрушек. Это и вальдорфские куколки, и обезьянки, и собачки, и кошечки, и оленята… Кто только у нас не рождается! Рожаю и я, и няня, и гости, затем обсуждаем и производим естественный уход: спим, едим, гуляем с малышом. Но самое парадоксальное, что все дети у нас от Пети Чернышева! Видимо, «Ледниковый период» ее потряс на всю жизнь! С образом ее будущего мужа Полина определилась основательно. И это — только Петя. На всех рисунках папа и мама получают от Полины четкие имена: «Это — Полина, а это — Петя». Вот такой партнер у меня был потрясающий: умудрялся создавать такую красоту и быть таким красивым, что покорил сердце моей дочери. И вот она понимает, что дети не просто так, а в любви между мужчиной и женщиной рождаются… Так что все у нас в семье благодаря Пете теперь и происходит: рожаем себе на счастье малышей, а Петя об этом даже не догадывается. Мы несколько раз шутили, что надо его обрадовать, сообщить приятную новость, но решили не пугать понапрасну…

Сейчас Полина через игру с огромным интересом берется за изучение букв и цифр, пытается писать слова. Очень много сочиняет сказок. Кстати, в сказках у нас тоже главный герой — Петя. И неважно, что это лягушонок Петя, или это мальчик Петя, или это собачка Петя. Любовь к Пете пронизывает все. Я думаю, главное, к чему я буду стремиться в отношениях с Полиной в будущем, — к сохранению понимания. Любовь ведь между близкими и родными людьми никогда не может исчезнуть, а вот понимания достигать очень непросто. Чем больше ребенок взрослеет, тем больше расширяется пространство его личности, тем больше сложностей может возникать в понимании друг друга. Думаю, что основой здесь является уважение к свободе другого человека, его индивидуальному взгляду на жизнь. А опасений и страхов у меня достаточно. Хочу, чтобы моя девочка была здорова, чтобы она училась самостоятельно решать возникающие сложные вопросы, чтобы у нее всегда хватало мужества в столкновении с жизнью преодолевать ее жестокость и чтобы, несмотря на это, никогда ее душу не покидали доброта, доверие к людям и надежда на лучшее.

О личном пространстве

Личное пространство

Прежде всего это общение с близкими любимыми людьми, и конечно, в центре — моя дочь Полина. Его немного, но оно счастливит, напитывает энергией, согревает. Личное пространство — это еще и одна болезненная точка. В ней отсутствует время для исполнения многих моих сокровенных желаний. И пока я не могу эту спресованную точку разжать, чтобы там появилась хоть какая-то возможность для воплощения мечт. Какие они? Очень разные… Я хочу больше времени быть с Полиной, растворяться в ее личности, помогать ее развитию, жить с ней ее жизнь. Я хочу многому научиться, расширить границы своей профессиональной работы, например, сделать интересную программу художественного чтения — читать и прозу, и стихи, дальше продолжить занятия танцем, поддержав импульс, который я получила в проекте «Танцы со звездами». Я хочу хоть чуть-чуть восстановить свою музыкальную пианистическую форму и вообще больше слушать музыки, вернуться к занятиям вокалом. Хочу заниматься языками, больше читать… но пока все мое пространство заполнено напряженным ритмом работы в театре и на съемках. Если возникает редкая возможность побыть одной, то стараюсь немного отдохнуть, переключиться на что-то, приносящее душе радость и тишину.

Чувство дома

Дом для меня очень важен, это место встречи и общения с родными людьми. Мне необходимо, чтобы дом был «моим», чтобы все в нем ложилось на душу и радовало глаз. Когда мне было 10 лет, я переехала из 17-метровой коммунальной квартиры в двухэтажный дом, который усилиями папы был в течение 5 лет построен в подмосковной Щербинке, причем это был индивидуальный проект, который разработал его друг-архитектор. У меня там было два главных любимых пространства: это моя небольшая комната и большой двухсветный зал, где часто собирались на семинары и праздники педагоги — друзья моих родителей и дети — одноклассники из Школы искусств. Папа специально так продумал устройство дома, чтобы главный зал был просторным, высоким, с огромными, от пола до потолка эркерами-окнами, для радостного общения всех, кто в нем оказывался. И действительно, этот зал помнит столько встреч, праздников, веселья! Музыка, смех, розыгрыши, танцы до изнеможения, душевные разговоры, театральные миниатюры и — невозможность расстаться. Как будто этот светлый зал обнимал нас всех, не желая отпускать друг от друга. Для всей моей семьи, для Полины — это самое чудесное место, где мы обожаем находиться! Но, к сожалению, необходимость работы в Москве заставляет там снимать квартиру, так что наслаждаемся за городом мы изредка, в выходные дни. На гастролях я никогда не чувствую себя «как дома», но, так как у меня это бывает нечасто, с удовольствием отдаюсь путешествию, новым впечатлениям и жду возможности вернуться домой.

О сожалениях

Ну какая взрослая душа не переполнена сожалениями?! Жизнь устроена так, что на бегу, оглядываясь назад, только и успеваешь отметить: это не успел, это не сделал, это не понял, это пропустил. И… сожаления, сожаления… Я думаю, с этим надо бороться. Как? Включать голову и волю — решительно начинать что-то делать, чтобы изменить то, о чем ты только сожалеешь. Ну, например, я сожалею о том, что давно не прикасалась к фортепиано. В детстве и юности я такой огромный труд сделала. Столько прекрасных и сложных произведений сыграла. И вот сейчас все это забыто. Но думаю надо или перестать сожалеть об этом, или найти хоть небольшое время и прикоснуться к клавишам.

Действие всегда преобразует сожаление в радость. Но есть и очень важные сожаления. Осмысление их подталкивает к новому пониманию чего-то в себе и в жизни. Вот, например, одно из главных сожалений: долгие годы я не могла быстро вникнуть в суть другого человека. Я больше жила своей фантазией о нем, особенно когда влюблялась. Этот созданный мной идеализированный образ в какой-то момент сталкивался с реальной личностью, характером, культурой другого человека. И все начинало рушиться, а я оказывалась под обломками своих фантазий, меня накрывало огромное разочарование. Недавно, оглянувшись назад, я просто остолбенела в потрясении: боже мой, неужели я такая глупая, столько взлетов, веры, искр, эмоций, и вдруг обрыв, только сожаление. И вот я начинаю задумываться, как научиться выделять главное, существенное. Везде и во всем! Когда это приходит к человеку, он лучше начинает понимать себя. Ведь сколько всего чудесного и важного! Бесконечность. Но что необходимо для тебя, что ты хочешь, без чего не можешь жить? Дай себе ответ, определи главное, и сердце и душа перестанут рваться. Наступит радость: я хочу это, мне это важно, это мое! Конечно, в жизни невозможно стать абсолютно умной и окончательно мудрой. Вновь и вновь приходится думать и трепетать — разгадывать главное. И часто не попадаешь, и часто сожаление… Но как без этого?

Понравилась статья?
Узнавайте первыми о новостях звезд, лайфхаках и классных рецептах!
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст