РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Янка, Олеся, Наталия: Три почти неизвестных звезды российского рока

Считается, что нельзя любить русский рок и не знать их имён. Но огромное количество людей вообще никогда не слышало их песен: их не любят крутить по радио, да и певиц не увидишь на концертах. Потому что, во-первых, они умерли. Молодыми.
Тэги:
Янка, Олеся, Наталия: Три почти неизвестных звезды российского рока

Олеся Троянская

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая металлистка нашей страны, Олеся Троянская по прозвищу «Лужайка» вышла, на самом деле, из далёкой от металла и прогрессивного рока среды — она была хиппи. Она была ещё и первой женщиной, которую поставили солисткой в советской рок-группе. Помимо прочего, в этой среде существовало серьёзное предубеждение против женского вокала, особенно — в «тяжёлых» жанрах, так что когда в восьмидесятом году Олеся только пришла на прослушивание группы «Смещение», музыканты отнеслись к ней очень скептически. Их скепсис сам собой исчез после того, как девушка запела: вокал у неё был уникальный.

Увлечение «несоветской» музыкой у девочки началось в детстве — ей попал в руки альбом, где, помимо «Самоцветов» и «Голубых гитар», была записана одна песня «Битлз». Позже Олеся увлеклась и пыталась поделиться увлечением со школьными подругами — пригласила к себе домой и поставила пластинку «Битлов». На дворе стоял конец шестидесятых, и пионерки сказали Олесе, что она ненормальная. В классе ей устроили бойкот, и будущая звезда рок-сцены предпочла перед всеми сказать, что больше так не будет. Она опасалась, что бойкот плавно перейдёт в травлю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый концерт с участием “Смещения” и Олеси страшно впечатлил публику. Агрессивная игра музыкантов сочеталась с яростным напором вокалистки: тексты она кричала и рычала, бегала по сцене, садилась на шпагат.

Вообще за манеру петь криком, за лужёный голос, мощный вокал приятели стали звать Олесю «Трактор Беларусь». И необычная вокалистка, и использование «дыма» на сцене — что было в новинку — и уж, конечно, музыка моментально сделали группу «Смещение» знаменитой среди любителей рока и металла. Для самих музыкантов каждое выступление было экстримом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, такие концерты были нелегальны и власти не одобрялись. Во-вторых, часто «собирали» шоу из подручных средств, и, например, на одном из выступлений солист чуть не наступил ногой в ведро с жидким азотом, которым делали дым на сцене. Представители конкурентов могли исподтишка кинуть на сцену в музыканта бутылки. В общем, от деловой обстановка была далека.

Группа просуществовала всего несколько лет. В восемьдесят третьем музыканты решили делать официальную карьеру, а Олеся, оставшись без группы, вскоре плотно подсела на наркотики. На новом месте, в Петрозаводске, музыканты пытались создать аналог “Смещения”, но без Олеси не зашло.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже Троянская пела с «Автоматическими удовлетворителями» и сольно, блюз, выступала с Башлачёвым, выходила замуж за гитариста «Алисы» Андрея Шаталина и рожала от него сына и в конце концов умерла на руках третьего мужа от рака груди — в девяносто пятом, не дожив до сорока. Перед смертью она перенесла ещё одну трагедию, и, как, кажется, всё в своей жизни — по-рокерски. В её квартире загорелась проводка, и Олесе пришлось вместе с мужем в одних трусах спускаться по водосточной трубе. По счастью, оба её сына были у бабушек. После её смерти ещё некоторое время находились певицы, делавшие деньги на том, что выступали под именем Троянской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наталия Медведева

Хотя сейчас принято вспоминать Медведеву прежде всего как бывшую жену Эдуарда Лимонова, но Наталия Георгиевна, без сомнения, сама по себе была явлением. Коренная ленинградка, в детстве она играла на пианино, в семнадцать снялась в кино и вышла замуж, чтобы эмигрировать в Америку, там — сделала себе имя как манекенщица. Там же, в Америке, начала карьеру певицы, которую продолжила, переехав в Париж в начале восьмидесятых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как певица она казалась “всеядной”: джаз, кабаре, русские романсы и бродвейские мюзиклы. Но в этот список попала за песни в стиле панк.

В девяностых в жизни Медведевой произошло сразу несколько поворотов. Она вернулась на родину, начала работать журналисткой и писать собственные песни и прозу. О своём российском читателе отзывалась цинично: «К литературе у русскоязычного читателя отношение странное — ему обязательно надо, чтобы по башке огрели: инцест, педофилия, гомосексуализм, исповедь предателя Родины».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Её изумляло — после Европы — и отношение к писательницам: «Я не говорю о том, что я первооткрыватель чего-либо, хотя, наверное, открыла некую ветвь искренности и настоящести, если можно так выразиться, в том, что касается женского творчества. Особенно в России. На том же самом Западе существуют современные женщины-писатели, которые не ханжи. В России, по-моему, их нету. Вот смотрите, мужчины могут позволить себе какие-то откровенности, а когда это делают сами женщины, у них это вызывает массу протеста. Как будто есть некий договор неписаный: об этом говорить будем, об этом не будем...»

Если писать книги её заставил полюбить третий муж, тот самый Эдуард Лимонов (и во Франции она моментально оказалась востребованнее), то в рок она влюбилась, вступив в отношения с Высокосовым из “Коррозии металла”. Пока на телевидение Медведеву приглашали как скандальную писательницу, она покоряла российскую сцену как певица.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый стиль Медведевой сочетал силу и депрессивность, на её концертах порой задыхались — словно огромной волной захлестнуло. Её творчество потрясало, его отмечали как особенное, и — она жила так же бедно, как, бывало, в Париже, выступая в ночных ресторанах с Алёшей Дмитриевичем. Никому и в голову не могло прийти, что при всех похвалах от критиков Наталия Георгиевна совершенно не востребована ценителями рок-музыки, живёт в бедности. Так, в бедности, она и умерла. Сгорела от плеврита в считанные дни — не хотела обращаться к докторам. Сорок четыре года, зима 2003.

Янка Дягилева

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женский голос поколения, взрослевшего в Перестройку и ранние девяностые, соучастница, как порой шутят, «Гражданской обороны» и «Калинова моста» — и просто сама по себе певица, лицо собственного проекта «Великие октябри», Янка Дягилева родилась в середине шестидесятых. Чуть раньше того времени, когда Троянская открыла для себя «Битлз», и вскоре после того, как Медведева села за пианино. Это произошло в Новосибирске, в Сибири, особом для русского рока пространстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё в юности Янка начала постоянно искать себя, метаться, пробуя здесь и там. Начала учиться в музыкалке — бросила, пошла в простой кружок гитары, поняв, что премудростей не хочет, а хочет сразу практику, технику, аккорды, песни во дворе. Читала стихи запоем, обязательно — Серебряный век; писала стихи так же, запоем, и совершенно уже не «серебряные». Поступила в институт — бросила институт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В двадцать один год Дягилева познакомилась с Егором Летовым (омичом) и, как считается, это стало окончательной точкой поворота. Теперь Янка Дягилева существовала в роке и для рока.

Уже в двадцать два года — первое выступление на большой сцене, на панк-фестивале в Тюмени. Удивление и восторг публики: разве можно девушке петь вот так? Многих почему-то шокировала, что на сцену решилась выйти девчонка немодельной, мягко говоря, фигуры, конопатая, немного квадратная. А дальше — три года плотного творчества. Концерты. Записи. Огромные фестивали и крохотные квартирники. Казалось, Янку ждёт растущая всё более популярность; казалось, через двадцать лет при ней будут почти что вставать по стойке «смирно» — хотя и амплуа не велит — юные рокеры. Но что-то случилось — что-то страшное. Одни говорят, Янку съела тоска. Другие — что она стала жертвой преступления, которое никто не захотел раскрывать; некоторые из друзей Янки заподозрили вполне конкретного человека. Убийство «воздыхателем» — разве редкость в России?

Майским вечером двадцатипятилетняя певица вышла из дачного домика и не вернулась. Через неделю рыбак обнаружил её тело в реке. На похороны пришло больше тысячи человек. После похорон домой к Янке пришёл Летов и забрал всё, что нашёл: черновики, письма... «Чтобы не пропало». Авторские и имущественные права при этом перешли лучшей подруге — так решил отец. Дом, в котором жила Янка, стал её неофициальным музеем, местом паломничества сибирских любителей рока — но скоро его обещают снести.

Загрузка статьи...