РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой

Судьба подарила ей славу, деньги и награды. У нее было признание всего советского народа, но в личной жизни Марецкая была несчастлива. Предательство мужа, политические гонения родных и настоящая бойня за последнюю роль — уже на смертном одре.
Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой

Вера Марецкая родилась в Барвихе, в зажиточной семье, принадлежавшей к среднему классу. Ее отец держал буфет в местном цирке, а мама имела возможность все свое время и внимание посвящать образованию детей. Кроме Веры, в семье воспитывалась еще одна девочка и два мальчишки. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На цирковые представления ходили все дети Марецких, но больше всего сцена, где каждый день тушили свет, и самые необычные люди показывали свои таланты, привлекала Верочку. Всматриваясь в смелых наездниц, гибких гимнасток, веселых клоунов, она мечтала, что и сама однажды выйдет на сцену.

Однако родители были другого мнения. Не пристало девочке из хорошей семьи бредить цирком! Домашние гувернеры готовили Веру на философский факультет МГУ, и не ниже! Окончив школу, она, чтобы не волновались родители, блестяще сдала экзамены в университет и тайно от них подала документы в три существующие в Москве театральные студии. Из двух пришли приглашения, из которых мама с папой узнали, что дочь собирается заниматься совсем не той профессией, которую они для нее выбрали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдохновленная успехом, Вера выбрала студию Вахтангова и показала родителям язык: эта дочка была слишком современной и целеустремленной, чтобы слушаться маму. Она быстро добилась успехов на театральной сцене, а в 19 лет впервые снялась в кино. Дебютным для нее стал кинофильм «Его призыв». Талантливую и органично смотрящуюся в кадре студентку горячо поддержал режиссер этой ленты и пригласил в свою следующую картину — комедию «Закройщик из Торжка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Типаж простой девушки Кати дал актрисе возможность поимпровизировать, сделать героиню куда более живой и естественной, чем это получалось у актрис того времени. После «Закройщика» талантливая девчонка полюбилась зрителю и стала настоящей знаменитостью.

Звезда

Закройщик из Торжка (1925)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительную способность Марецкой «вытягивать» сухие, наполненные коммунистической пропагандой, фильмы своими настоящими и такими теплыми героинями быстро заметили в мире кинематографа. Теперь актрису звали в кино все чаще. Но и как театральная она не уступала действующим примам, со знанием дела перевоплощаясь то в шепелявых старух, то в мальчишек-сорванцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Входить в такие разные роли актрисе помогало «цирковое» детство и природная наблюдательность. Типажи были подмечены Верой там, а теперь точно скопированы. Режиссеру и мужу актрисы Юрию Завадскому только и оставалось, что констатировать: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем и главное — как».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С Юрием Александровичем она познакомилась еще студенткой: он был ее педагогом. Долго встречаться было не принято, поэтому едва признавшись друг другу в любви, Вера и Юра сыграли свадьбу. Когда девушка выпустилась, Завадскому предложили возглавить театр, примой которого она и стала.

Первый обман

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дон Диего и Пелагея (1927)

Скоро у пары появился общий сын Женя. Несмотря на бурный актерский темперамент, семьей они были самой обычной, тихой и скромной. Хорошо воспитанная Вера умела наладить быт так, что комар носа не подточит, и скоро тихая гавань талантливому режиссеру стала скучна. Художнику нужна муза, а не жена — страсти и скандалы, вместо устроенного быта и теплой постели. Когда сыну исполнилось четыре, Завадский нашел вожделенные страсти в актрисе балета, красотке Галине Улановой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марецкая не простила. Юрию Александровичу пришлось собирать вещи и перебираться к новой возлюбленной. Биографы потом напишут, что главной любовью жизни у режиссера все равно всегда оставалась Вера. Даже расставшись с ней, он сумел удержать актрису в театре и не переставал давать ей главные роли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гастроли

Дом на Трубной (1928)

В тяжелом 1937 году Вере во второй раз пришлось переживать личную трагедию. Тогда пропали оба ее брата. Девушка точно знала, что увлекшиеся еще в юности политикой, ребята поддерживали совсем не ту власть, которая теперь распоряжалась жизнями. Она попыталась, пользуясь своей известностью, повлиять на судьбу родных. Но умудренные опытом друзья только шикали на нее: подумай о сыне!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате актрисе удалось лишь узнать, куда именно поздней ночью в черной машине увезли двух Марецких. Она слала передачи до тех пор, пока одна из посылок не вернулась. Тогда Вера поняла, что таких веселых и добрых, воспитанных и умных ребят больше нет в живых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оплакивать братьев было некогда: в то же время в опалу попал и Завадский. Понимая, что круг замыкается вокруг нее, Вера собрала вещи, взяла в охапку сына и двинулась за Юрой, туда, где ему теперь придется жить. Ростов и Киев принимали актрису такими же бесконечными овациями, какими принимала Москва.

В столицу она теперь возвращалась только на съемки — начиная с 1927 года Марецкая не переставала участвовать в самых популярных тогда кинофильмах. За пару лет до войны она сыграла Саньку в «Члене правительства» — крестьянку, которая своим примером показывает, как честные и неравнодушные труженики могут стать самыми настоящими членами правительства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращение

Член правительства (1939)

Кино горячо одобрил сам Сталин. Марецкая стала одной из любимых актрис вождя, а Завадский потихоньку вышел из опалы и, более того, — возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, Ве-Пе, как до конца жизни ласково будет называть Веру Петровну Юрий Александрович.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем наладилась и личная жизнь Марецкой. Она вышла замуж за малоизвестно актера Георгия Троицкого. Застенчивый и тихий мужчина боготворил свою Верочку и был счастлив сделать для нее все — лишь бы женщине было хорошо. На супруга можно было оставить хозяйство и даже родившуюся у них дочь Машеньку.

Счастье было недолгим. В первый день войны муж ушел на фронт добровольцем, а на третий исчезла сестра. Помня о судьбе двух братьев, актриса сразу догадалась, что Таня вовсе не на передовую сбежала. И скоро нашла ее в одной из тюрем, куда отвозили политических заключенных. Целых двадцать лет Вера передавала сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Актриса нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.

Рак

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело Артамоновых (1941)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она больше и не собиралась замуж. Теперь ее семьей, ее отдушиной, главной любовью жизни стал театр. Вера Петровна получила четыре Сталинских премии, три ордена, стала Народной артисткой СССР и Героем Социалистического труда. Ее знали и уважали в узком театральном кругу, обожали столичные театралы и зрители.

Но беда будто неотступно следовала за актрисой. Как только она получала очередную порцию признания, в семье обязательно что-то случалось. Очередной удар Марецкая получила, когда славный добрый супруг дочери Маши покончил с собой, а сама девушка, не сумев пережить трагедию, попала в психиатрическую больницу.

Каждый стресс действовал на Веру Петровну разрушительно. После трагедии у нее участились сильные головные боли. Бывший муж с приятелем насильно привели актрису к врачу, а те сразу заподозрили онкологическое заболевание, которое длительное обследование только подтвердило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роль

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свадьба (1944)

Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны, и скандалила с режиссером.

Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была так виновата, она слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.

Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей актрисе не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.

Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!». Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.

Загрузка статьи...