Татуля – муза художников. Вдохновляющая Татьяна Пилецкая

Легендарная петербургская актриса знаменита и своей вошедшей в историю бабушкой, и удивительной юностью, и тем, что в сентябре этого года, в 90-летнем возрасте, снова вышла на сцену в главной роли.
Татуля – муза художников. Вдохновляющая Татьяна Пилецкая

Урожденная Татьяна Людвиговна Урлауб происходила из семьи немецких эмигрантов. В неспокойное советское время родители срочно поменяли дочке отчество – чтобы политические игры не распространились хотя бы на нее. Будущая звезда стала Татьяной Львовной, однако свою немецкую фамилию носила вплоть до первого замужества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крестный

Детство маленькой Татули, как ее называли родные, было безоблачным: она жила в большом светлом доме с родителями, братом и бабушкой, любила свои игрушки и рано начала увлекаться танцами. Ее крестным был знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин, который однажды задумал писать портрет «Девочки с куклой».

Сеансов было несколько – неподвижно, в красивом платье и с любимой игрушкой девочке приходилось сидеть еще по крайней мере раз пять.

В натурщицы сразу была избрана Татьяна. Мама нарядила дочь в белоснежное кружевное платье, вручила любимую куклу – ее на день рождения подарил папа девочки. Актриса признается, что не расставалась с этой игрушкой. Тату усадили на веранду – позировать художнику. Сеансов было несколько – неподвижно, в красивом платье и с любимой игрушкой девочке приходилось сидеть еще по крайней мере раз пять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
С мамой и братом, 1931 год.
С мамой и братом, 1931 год.

Крестный, с дочерью которого Татьяна устраивала домашние концерты, увидев несколько раз, как девочка танцует, сначала посоветовал, а потом настоял на том, чтобы ребенка отдали в балетную школу. Изящной и гибкой от природы Татьяне очень шло заниматься классической хореографией. Мама девочки послушалась художника, а через пару лет получила настоящую точеную балерину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фигурка

Такой ее увидел знаменитый художник Алексей Пахомов. Петров-Водкин к тому времени уже умер, но родители Татьяны продолжали поддерживать отношения с семьей и кругом художника.

Пахомов обратил внимание на маленькую танцовщицу и признался, что давно думает написать такую картину. И Тата позировала снова. На этот раз по эскизам и наброскам художника была выполнена фарфоровая фигурка юной балерины, завязывающей пуанты. Сейчас она хранится в Русском музее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Война

А потом началась война. Вместе с мамой Татьяну эвакуировали в Пермь. Она рассказывает, что, по сравнению с голодным блокадным Ленинградом, она там жила в куда более лучших условиях, однако и в эвакуации приходилось и голодать, и мерзнуть.

Девочка сильно скучала по родным и мечтала поскорее вернуться к бабушке, к брату... но оба не пережили войну, а старая, привычная жизнь с теплым уютным домом, игрушками и полной семьей навсегда осталась для взрослеющей девушки в прошлом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернувшись после войны домой, мама с дочерью обнаружили, что могут жить разве что в одной из комнат дома, принадлежавшего семье: большую квартиру уплотнили, теперь в других комнатах жили совершенно посторонние люди. К тому же отец семейства был репрессирован. Он вернется домой лишь в конце 50-х....

Муза

Актеры Юлиан Панич в роли Федора Морозова и Татьяна Пилецкая в роли Тани Огневой в художественном фильме «Разные судьбы» (1956), снятом режиссером Леонидом Луковым на киностудии имени М.Горького.
Актеры Юлиан Панич в роли Федора Морозова и Татьяна Пилецкая в роли Тани Огневой в художественном фильме «Разные судьбы» (1956), снятом режиссером Леонидом Луковым на киностудии имени М.Горького.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна понимала, что после военных голодных лет, физического и морального истощения уже не сможет вернуться к серьезным занятиям балетом и стать знаменитой балериной. И она предпочла похожую профессию – актрисы.

Уже во взрослом возрасте Пилецкая увидела себя-маленькую, в то безоблачное время, когда ее родительский дом был счастливым и уютным, шумным от голосов папиных приятелей, радостным от бабушкиных сказок и добрых маминых прикосновений. На выставке в Русском музее, где экспонировалась «Девочка с куклой или Портрет Татули».

Однако, как и подобает настоящей музе, она относится к своему вкладу в искусство спокойно и с достоинством и продолжает заниматься творчеством, пока есть для этого и силы, и талант.

После она вдохновит еще не одного режиссера, и будет блистать на сцене со студенческих времен по сей день: в сентябре 2018 Татьяна Пилецкая снова вышла на сцену театра «Балтийский дом» в главной роли в спектакле «Ма-Мурэ», а уж скольким мужчинам талантливая красавица вскружила головы!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Татьяна Пилецкая с супругом
Татьяна Пилецкая с супругом

Однако, как и подобает настоящей музе, она относится к своему вкладу в искусство спокойно и с достоинством и продолжает заниматься творчеством, пока есть для этого и силы, и талант.

Фото: Persona Stars, РИА Новости, М. Трахман/РИА Новости