Станислав Любшин и его право на счастье

С первой женой они прожили больше 40 лет, но так и остались людьми разных интересов. Только в 60 лет актер встретил женщину, близкую себе по духу.
Анна Степцюра

Актер, сыгравший главные роли в культовых фильмах «Пять вечеров» и «Кин-дза-дза», свой трудовой путь начинал в качестве сторожа в совхозе. Мать Станислава Любшина работала там же дояркой, а отец агрономом, и у мальчика было два варианта жизненного пути: последовать примеру родителей или работать сварщиком, в соответствии с полученным дипломом техникума.

Любшин выбрал третий путь. И ни разу о нем не пожалел.

Если актер, то лучший

Уже став признанным и известным актером, Станислав Любшин часто вспоминал, как сообщил родителям о своем решении. Разговор состоялся во время просмотра телевизора. «Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Козловский Иван Семенович поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, — показал на Козловского, — иди. А если как за ним, то не надо». Ничего гарантировать он им не мог, но в Щепкинское училище поступил с первой попытки и сразу стал одним из лучших студентов на курсе. Высокий, статный, красивый, Любшин одинаково хорошо годился как для характерных, так и для героических ролей.

Несмотря на статус студента, к тому времени Любшин был не только мужем, но и молодым отцом. С женой Светланой он познакомился в родной деревне, куда она, студентка сельхозакадемии, приехала проходить практику. Сын Юрий родился через год, поэтому в том, чтобы стать лучшим актером, у Любшина был и чисто практический интерес. Ему нужно было кормить семью. Ему повезло: дипломный спектакль «Оптимистическая трагедия» увидел сам Олег Табаков — и порекомендовал молодого актера в «Современник». Любшина не только приняли, но и сразу доверили главные роли. В спектакле «Пять вечеров» они с Табаковым играли по очереди.

После «Современника» были Театр им. Ермоловой, Театр на Малой Бронной и, наконец, МХТ им. Чехова. Станислава Любшина были рады видеть на любой сцене. А вот с кино обстояло сложнее.

Герой поневоле

Актер Станислав Любшин в роли советского разведчика Александра Белова. «Щит и меч», 1968 год.

Его первые роли в кино известности не принесли, хотя играть их актеру было интересно. Настоящим прорывом для Любшина стал фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», а после участия в картине «Щит и меч» у зрителей и режиссеров окончательно сложился в голове его героический образ. Актер был с этим категорически не согласен: ему хотелось играть характеры, а не героев. И Любшин задумал снять фильм сам — по повести Василия Шукшина «Позови меня в светлую даль». Проекту сначала не дали хода в бюрократических коридорах, а потом, после смерти писателя, вспомнили о нем снова. Любшин картину снял, но к режиссерской работе с тех пор охладел.

Возможно, это и к лучшему — иначе мы могли не увидеть его великолепную актерскую работу в «Пяти вечерах» Никиты Михалкова и «Кин-дза-дза» Георгия Данелии.

Крепкий брак дает трещину

Актеры Людмила Гурченко и Станислав Любшин на съемках фильма Никиты Михалкова «Пять вечеров».

К шестидесяти годам у Станислава Любшина не было повода жаловаться на жизнь: он был востребован в театре и кино, сыновья Юрий и Вадим выросли и тоже связали жизнь с кинематографом, жена Светлана старалась быть для него крепким тылом. Пока Любшин строил карьеру актера, она, по ее собственным словам, «звезд с неба не хватала» — работала корректором в «Большой Советской Энциклопедии».

Станислав Любшин и Татьяна Друбич в фильме «Черный монах». Мужа, конечно, немного ревновала: его партнершами на сцене и в кино были такие красавицы, как Анастасия Вертинская и Людмила Гурченко. Но всерьез в романы с ними Светлана Любшина не верила. «У него, конечно, специфичная внешность, не всем он нравился. Но кое-кто действительно «умирал» по Станиславу. Но, несмотря на мою ревность, у нас была крепкая семья. Измены с его стороны, может, и случались, но они не были частыми и регулярными», — рассказала она в одном из интервью. Во время службы в МХТ им. Чехова Станислав Любшин начал выпивать. Жена пыталась повлиять, но он лишь отмахивался. Однажды в приятном подпитии спросил ее: «Вот если бы все начать сначала, ты бы вышла за меня»? Светлана ответила: «Нет». «А я бы все равно на тебе женился!», — заявил Любшин.

Возможно, поэтому Светлане было так сложно поверить в то, что ее муж вдруг полюбил другую — да и еще и на 40 лет моложе себя!

Это произошло в Польше в начале девяностых, куда Любшин приехал играть спектакль. Ирина Корнеева — 20-летняя журналистка, специализирующаяся на театре — оказалась в том же месте и в то же время. Обратно в Москву они улетели вместе. После развода Светлана заявила, что не верит в такую любовь, и обвинила Ирину в желании просто находиться рядом с известным человеком. Но молодожены (ей 20, ему 60) не отвечали ни на какие обвинения и просто продолжали быть вместе. С Ириной Любшин отметил семидесяти- и восьмидесятилетние юбилеи, она же помогала ему восстановиться после инсульта.

Сыновья Юрий и Вадим развод родителей восприняли с пониманием. «К сожалению, у них всегда были разные интересы… Мой брат как-то сказал: «Слава богу, что так произошло. Самое главное, что они оба живы, несмотря на солидный возраст», — сказал однажды Юрий Любшин. На 85-летний юбилей Станислава Любшина выпала еще одна крупная дата: у них с Ириной — серебряная свадьба, 25 лет совместной жизни. Брак театральной журналистки и одного из ведущих актеров страны (как хотел этого отец!) оказался на редкость крепким и счастливым.

Фото: Persona Stars, РИА новости

Третья планета (1963 г.)
Щит и меч (1968 г.)
Ксения — любимая жена Фёдора (1974 г.)

Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст