Сергей Арцибашев и Елена Стародуб: печальный театральный роман

Режиссер нашел свою актрису, актриса нашла своего режиссера. Но когда любовь закончилась, все стало похожим на ненависть.
Сергей Арцибашев и Елена Стародуб: печальный театральный роман

Роман режиссера и актера Сергея Арцибашева и актрисы Елены Стародуб осталась в ее стихах и воспоминаниях. Это была сложная история; она о любви, разочаровании, самоуважении и печали. Истории о том, что у женщины, которая не позволяет мужчине заслонить собой всю вселенную, в конец концов все оказывается хорошо.

Актриса и режиссер

Елена пришла в театр Арцибашева после рождения дочери. Режиссера она, замужняя женщина, воспринимала только как режиссера, да он и не производил какого-то ошеломительного впечатления: щуплый, невысокий, невидный. Но, конечно это был талант.

В «Театре на Покровке» шла совершенно особая жизнь, режиссер и актеры говори со зрителями современным языком, не боялись экспериментов, создавали настоящее искусство.  Все актеры были захвачены обаянием режиссера, он был и тиран, который заставлял иногда репетировать по 12 часов, и живой гений, под светом которого каждый казался себе умнее, лучше и значительнее, чем был. И еще Арцибашев умел понимать и чувствовать женскую душу, и женщины даже не видели его скоромную внешнюю оболочку – они влюблялись в его харизму. 

Он казался Мастером, и каждой хотелось стать его Маргаритой.

Елена ходила на репетиции, смотрела режиссеру в глаза... Ничего не происходило.

Выбрал себе музу

А потом произошло вот что. Однажды Сергей Арцибашев пригласил к себе в кабинет Стародуб и еще одну актрису. Как скажет потом Елена – выбирал себе музу. Они говорили о каких-то текущих делах, потом Сергей вежливо попрощался со второй актрисой, а Елене «неловко сделал недвусмысленное предложение». 

Она играючи поставила его на место, съязвила, что отдаться любимого режиссеру – святой долг каждой актрисы, но она вообще-то замужем.

Эта история как-то быстро забылась: Арцибашев подулся-подулся и успокоился. Общение продолжалось в профессиональной плоскости, все было, как обычно.

Роман

Прошло полгода. Театр приехал на гастроли. И вот – провинция, ресторан в гостинице, скука. Арцибашев спустился на ужин – невероятно эффектный, какой-то задумчивый, в белом костюме, с бритой головой. В этот момент что-то и случилось. Роман начался сразу, стремительный и бурный. Самое главное, что актриса нашла своего режиссера. А режиссер встретил свою актрису.

Предвидя смертный разговор,
Я говорю тебе спасибо
За то, что мимо не прошел,
Смотрел, не важно, что не видел,
За слово, сказанное мне
Невольно, нехотя, но все же...
За жизнь, столь дорогую мне,
​За имя нежное – Сережа.

Елене Арцибашев казался невероятным, все в нем было близким, все трогало за душу. Как он мечтал стать режиссером, хотя жил в заброшенном поселке и никогда не видел театра; как учился в техникуме и копил на театральный билет... Хотелось смотреть на него снизу вверх, хотелось перестать дышать от восторга.

Но было и что-то, что мешало включиться этому восторгу в полную силу. Как будто какой-то маленький внутренний критик иногда шептал актрисе: «смотри, это ведь тоже он, твой любимый». Например, Сергей не мог делить обожание с другими, поэтому молодые сильные артисты в театре не задерживались. Он предпочитал играть сам.

Хотел, чтобы все его «бывшие» – и жёны, и любовницы – навечно оставались с ним, в его театре, — рассказывала Елена.

Она как раз не была просто «его женщиной»: придумывала капустники и танцы, стала для Арцибашева отличным вторым режиссером. В какой-то момент возник такой треугольник: Елена – Сергей – театр. И где-то на втором плане был еще муж Елены. И в театр уже пришла молодая актриса Мария Костина. Она понравилась Арцибашеву сразу – молодая, красивая, милая. И треугольник стал какой-то совсем уж сложной геометрической фигурой.

— Возможно, после пятидесяти в нём что-то такое проснулось. Возможно, Сергею показалось, что Маша и есть тот второй человек, – говорила Елена.

Плохое расставание

Расстались они плохо. Елена рассказывала, что Арцибашев долго не мог ее отпустить, хотел встречаться и с ней, и с Марией. Когда она отказалась быть старшей женой в этом гареме, выбрал Машу. Они с Машей поженились, Арцибашев стал хорошим семьянином, ценил жену, обожал детей.

А Стаородуб меньше всего хотелось быть верной «бывшей», которая где-то рядом, и хранит в своем сердце если не любовь, то дорогие о ней воспоминания. Она понимала – эта история закончилась, пора отправляться в свободное плавание. Собралась с силами и ушла из театра, где была ведущей актрисой, звездой! Но вышло так, что в тот театр, куда она ушла, Сергея вскоре назначили главным режиссером. И это было очень тяжело. Он придирался, мог нахамить. Однажды публично сказал гадость, и Елена публично сказала ему все, что думала про его отношение к актерам.

Вы бы стали работать вместе с бывшим?
да
нет

Потом снова пришлось собираться с силами – а у нее началась депрессия, и силы приходилось собирать по кусочкам. Но она нашла себе новый театр, и новые роли, и новую жизнь.

Чувства проходят не сразу. Время лечит не все. Сейчас, когда Сергея уже нет, Елена с благодарностью смотрит на мужчину, который рядом с ней: в нем нет ничего творческого, ничего гениального. Но для него важна именно она, а не его отражение в ее глазах. Но тот театральный роман тоже был важен. Ведь актриса нашла своего режиссера, а режиссер нашел свою актрису.