Пять вдохновений великого режиссера. Счастье Юрия Любимова

Знаменитый режиссер, легенда русского театра XX века прошел сложный и необычный путь, сформировавший его личность. Быть Любимову таким, каким его знает весь мир, помогали и любимые женщины, встречавшиеся на его жизненном пути.
Александра Петрухина
Пять вдохновений великого режиссера. Счастье Юрия Любимова

Голубые дороги (1947)/Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)

Мэтр родился в небольшом городке под Ярославлем, впрочем, не исполнилось ему и пяти лет, как семья переехала в Москву. Отец немедленно занялся бизнесом и в период НЭП открыл в Охотном ряду собственный магазинчик. Мама была учительницей.

Заядлые библиоманы и книгочеи, родители Юрия Петровича воспитывали сына в лучших традициях русской интеллигенции, привили любовь к искусству и хороший художественный вкус.

До самой смерти Любимов будет признаваться, что разговоры о политике, о пути интеллигенции в России всегда волновали его, как художника старой школы. И расстраивался, что для молодого поколения вопросы места в жизни и причастности к великой культуре перестали быть такими важными.

Впрочем, за достаток и идиллию в семье тогда еще совсем маленькому Юре пришлось пострадать. Отца посадили. Он не был политическим — власти скорее не нравились его деньги, чем внутренний уклад интеллигентного семейства. Дважды Любимову-старшему называли суммы, которых у него просто не было. Дважды забирали в тюрьму.

С началом репрессий, от которых пострадала семья, подростку пришлось бросить в школу и пойти получать профессию недоучившись. Так ему удалось поступить в электромеханический техникум. Параллельно с этим он работал на заводе. На смену приходилось вставать затемно.

Несколько раз в темных улицах Любимова подстерегала местная шпана. Он каждый раз давал бой, но однажды, пострадав серьезней обычного, раздобыл где-то финку и однозарядный пистолет. До убийства тогда не дошло, но окрестные бандиты зауважали смелого юношу и больше не трогали.

Актер

Цветные киноновеллы (1941)

Только в середине тридцатых жизнь Любимова более-менее вошла в то русло, когда у молодого мужчины стало оставаться время на саморазвитие. Он пошел учиться в школу-студию, которая существовала тогда при МХАТе-2.

И театр, и студию при нем закрыли через два года, а способного студента перевели в «Щуку». Параллельно с учебой Юрий Петрович стал выходить на сцену уже в более серьезных ролях, чем те, которые ему удавалось получить в своей первой школе-студии.

Начиналась война. В 1941 году Любимова призвали в армию, но воевать артиста попросту не пустили. Тогда было принято решение создать ансамбль при НКВД, который должен был ездить на фронт с целью поднятия духа бойцов. В этот ансамбль попал и Юрий Петрович.

Балерина

Наше сердце (1946)

В ансамбле вместе с Любимовым работала очаровательная балерина Ольга Ковалева. Романтические чувства вспыхнули между молодыми людьми в период войны, что не помешало им расписаться и завести семью. От Ковалевой у Любимова родился старший сын Никита.

Уже в мирное время, когда талантливый пока еще актер стал востребованным на сцене театра имени Вахтангова, его супруга в полной мере ощутила, каким обаятельным и красивым мужчиной был ее муж. Женщины обожали Юрия Петровича и буквально преследовали его.

Балерина никогда не говорила о причинах разрыва с супругом, как будто не было какого-то конкретного происшествия, толкнувшего ее на отчаянный шаг. Однако в одночасье Ольга собрала Никиту и уехала в Абхазию, откуда в семью уже не вернулась.

Сын так и жил отдельно от отца, вместе с мамой, которая спустя некоторое время вышла замуж за дирижера Юрия Силантьева. Говорят, отчим не смог заменить Любимова. Так или иначе, тот все же присутствовал в жизни Никиты.

Мальчик вырос и глубоко проникся идеями русского православия. Вместо обычной школы он окончил духовную семинарию, но так и не стал священнослужителем. В юношеском возрасте Никита почувствовал тягу к литературе и выступил в роли драматурга. Одна из его пьес шла в театре на Таганке, который создал и возглавлял Юрий Любимов.

Двое

Мальчик с окраины (1947)

О втором браке Юрия Петровича до сих пор ходят легенды. История была крайне пикантной, а говорить о женщинах сам режиссер при жизни не любил. Однако и актеры, и заядлые театралы до сих пор наделяют те отношения особенной перчинкой.

В театре имени Вахтангова вместе с маэстро служили две сестры — Галина и Лариса Пашковы. Обе были отменными красавицами, а Галина составляла конкуренцию любимице самого Сталина Людмиле Целиковской. Актеры тогда даже разделились на два лагеря — «пашковцев» и «целиковцев», которые время от времени устраивали настоящие стычки с драками.

Впрочем, эта любовная драма Целиковской не касалась. Она прошлась по сердцам сестер и Юрия Любимова, который никак не мог выбрать ту, в которую влюблен. В конечном итоге на одной из них он все же женился, но поговаривали, что так и не смог определиться.

Одно время они даже пробовали жить втроем, но мирного сосуществования у творческих людей так и не получилось и не последнюю роль здесь сыграла Людмила Целиковская.

Несмотря на то, что режиссер был знаком с ней еще со студенчества, роман стал развиваться уже после истории с сестрами. С Людмилой они около пятнадцати лет прожили гражданским браком — не расписываясь и не заводя детей. Но проведя полтора десятка лет совместной жизни со сложным и любвеобильным режиссером, Целиковская так и не смогла смириться с появлением еще одной женщины. Пара рассталась, когда на горизонте появилась Катя.

Катя

Композитор Глинка (1952)

Семейная жизнь маэстро стала тихой гаванью только к его шестидесяти годам. Тогда уже ставший знаменитым театр на Таганке поехал на гастроли в Венгрию, где была устроена традиционная встреча с местной прессой. Корреспондент и переводчик одного из венгерских журналов Каталина Кунц была самой очаровательной из журналисток.

Они познакомились в 1976 году и сразу приглянулись друг другу. Спустя некоторое время Каталина переехала в Москву в качестве специального корреспондента своего журнала, а еще через год мэтр сделал ей предложение.

В 1979 году у 62-летнего режиссера и 32-летней журналистки родился совместный сын Петр.

Со своей Катей, как Любимов сразу стал называть жену, он прожил до самой смерти. В своих последних интервью он ссылается на ее точку зрения и улыбаясь отмечает: теперь многие женятся на иностранках, а когда спрашиваешь почему, говорят — берем пример с Любимова.

Мэтр работал буквально до самой смерти. В театре он пережил свой первый сердечный приступ, закончившийся комой, но выйдя из нее, снова встал на ноги и продолжал работать. Однако здоровье легенды снова подкосилось через три года. В 2014 году второй сердечный приступ забрал гения навсегда.

Шарашка (2002)
Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)

Понравилась статья?
Узнавайте первыми о новостях звезд, лайфхаках и классных рецептах!
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст