Это было 2 июля 1976 года. «Волга», в которой ехала Лариса Шепитько со своей съемочной группой, выехала на встречку и врезалась в грузовик на Ленинградском шоссе. У Ларисы остались муж и маленький сын.
Это было 2 июля 1976 года. «Волга», в которой ехала Лариса Шепитько со своей съемочной группой, выехала на встречку и врезалась в грузовик на Ленинградском шоссе. У Ларисы остались муж и маленький сын.
Из-за внешности Ларису не хотели принимать на режиссерский факультет ВГИКа – слишком красивая, шла бы в актрисы! Но она твердо знала, что сама хочет снимать кино. Элем поступил на режиссерский через три года и сразу же попытался начать ухаживать за Ларисой, звездой факультета. Она отвергла его мягко, но уверено. Элем долго поклонялся ей издалека, а однажды, тяжело заболев ангиной, позвонил и попросил навестить. Лариса пожалела парня и приехала. Так все и началось.
Это была любовь-дружба, любовь-сотрудничество. Элем сразу же начал помогать Ларисе с ее дипломным фильмом по Чингизу Айтматову. И он все время за нее беспокоился: знаменитый характер Ларисы проявлялся уже в юности. В Киргизии она заболела желтухой, а съемки останавливать отказывалась наотрез. На съемочную площадку ее выносили на руках. В Москву она вернулась, когда было сделано все-все, совершенно ослабевшая, полуживая. Элем монтировал фильм вместе с ней...
Зимой 1963 года они гуляли в Лужниках, и Климов сказал:
Так началась их семейная жизнь. Оба они были принципиальными и цельными людьми, поэтому их карьеры складывались непросто. Дипломная работа Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» была снята с проката через две недели. Фильм Ларисы «Крылья» при огромной зрительской любви подвергся разгромной критике партийного руководства.
Примерно так все потом и шло: фильмы Ларисы и Элема или вовсе не доходили до зрителей, или их безжалостно кромсали ножницы цензуры... Было трудно, всю дорогу не было денег, и казалось, что всю жизнь придется потратить на то, чтобы пробивать систему своей головой. Но было главное — была любовь. В 35 лет Лариса на два года ушла из профессии, чтобы родить сына. Она долго лежала на сохранении, к тому же перенесла травму позвоночника. Роды были очень тяжелыми, но зато у них появился сын Артем.
В 1975 году Лариса начала работу над фильмом «Восхождение». Кино традиционно несколько лет пролежало на полке, зато потом получило премию Берлинского кинофестиваля.
На фестивале Лариса блистала. Лайза Миннели говорила про нее:
А у Элема дела не ладились даже больше, чем всегда. Он потом вспоминал:
«После "Восхождения" она стала очень знаменитой. У меня как раз тогда все сильно не заладилось. Первый запуск фильма "Иди и смотри" прихлопнуло Госкино, и я был в стрессовом состоянии.
Ну, думаю, сейчас кто-нибудь у меня ее отнимет».
Он одновременно боялся этой потери, и понимал, что это невозможно, Лариса просто не такой человек. Но все равно – в их отношениях это был самый больной и опасный момент. Однажды Элем просто собрал вещи и ушел из дома.
Главное, что у них хватило мудрости и любви, чтобы друг друга успокоить, и вернуться друг к другу.
«Прощание с Матерой» Лариса решила снимать по совету Элема (потом он себе так и не смог себе этого простить). В последнее время она жила в какой-то смутной тревоге. В заграничной поездке Шепитько встретилась со знаменитой предсказательницей, и та нагадала ей скорую смерть. Лариса побежала к подруге и взяла с нее слово, что она позаботится об Артеме.
Лариса чувствовала: что-то произойдет, поэтому, отправляясь на съемки на Селигер, попрощалась со всеми друзьями и знакомыми. Не простилась только с мужем и сыном – думала, что они скоро приедут к ней на машине.
После той страшной аварии от Антона долго скрывали, что его мамы больше нет. Ему врали, что мама болеет, что она далеко, и пока не сможет приехать. Однажды кто-то крикнул ему в детском саду: «А у тебя мама умерла!». У малыша случилась истерика. Он долго не мог простить близких за то, что они ему врали.
А «Прощание с Матерой» доснимал Элем. Он назвал фильм просто – «Прощание».
Фото: Legion Media, Persona Stars