Сентябрь 2018
Новый номер
В продаже
с 13 августа!

"Любовь в женском обличии" Марины Цветаевой. Какие отношения связывали поэтессу с актрисой Софьей Голлидэй?

"Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!"
TASS_754091.jpg
Марина Цветаева никогда не была ханжой. Помимо горячо любимого мужа Сергея Эфрона, в ее жизни было место и другой любви - о которой "в церкви не пели и в Евангелии не писали". История, о которой пойдет речь, началась в декабре 1918 года.

Маленькая Инфанта

Марина-Цветаева-и-Сергей-Эфрон-перед-свадьбой.jpgМарина Цветаева и Сергей Эфрон перед свадьбой. 1911 г.
Зима 1918-1919 годов для Марины Цветаевой выдалась непростой. Она осталась в Москве одна с двумя дочерьми - семилетней Алей и двухлетней Ириной. Сергей Эфрон ушел на фронт. Вокруг холод, голод, незнакомые порядки, новый мир, к которому поэтесса абсолютно не приспособлена. Единственное, в чем она находит отдушину - это стихи и мимолетные увлечения, благодаря которым Цветаева еще чувствует себя живой.

Одним из таких увлечений был артист театра-студии Вахтангова Юрий Завадский. В декабре Марина читала перед студийцами свою повесть "Метель". После выступления поэт Павел Антокольский познакомил ее с Софьей Голлидэй.
11725_original.jpgСофья Голлидэй в роли Настеньки из "Белых ночей" Ф.Достоевского«Передо мной маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками. Передо мною – живой пожар. Горит все, горит —вся... И взгляд из этого пожара – такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!», - напишет потом Цветаева в своей "Повести о Сонечке". Она называла ее только так, уменьшительно-ласкательно: Сонечка. В их дружбе Марина была старшей, более опытной, хотя так же мало приспособленной к окружающей действительности. Сонечка стала регулярно приходить в гости к поэтессе, в ее небольшую квартирку в Борисоглебском переулке.

Ее полюбили дети Цветаевой, а их общая любовь - Юрий Завадский - объединив двух женщин, словно отошел на второй план.
Именно Марине Соня поверяла все свои "любови" и театральные обиды, когда ей не давали роли. При этом в те годы Голлидэй была довольно известной в Москве актрисой.

"Сонечку знал весь город. На Сонечку – ходили. Ходили – на Сонечку. – „А вы видали? такая маленькая, в белом платьице, с косами... Ну, прелесть!“ Имени ее никто не знал: „такая маленькая“...", - писала Цветаева.

Такие разные Софьи

парнок.jpg
Хрупкость, романтичность, женственность - это было совсем не похоже на предыдущую любовь Марины, к другой Софье. Поэтесса и литературный критик Софья Яковлевна Парнок была в ее жизни чуть больше полутора лет. Властная и сильная, Парнок после единственного неудачного брака прекратила всякие отношения с мужчинами, а Цветаеву полюбила по-настоящему.
Муж Марины тогда самоустранился, решив, что эти отношения постепенно сойдут на нет сами собой. Так и вышло. Через полтора года близкой дружбы Цветаева застала в комнате Парнок другую женщину - и покинула ее навсегда.

Возможно, помня этот болезненный для нее опыт, к Сонечке она относилась бережно. Называя ее своей "любовью в женском обличии", Марина при этом ни разу не позволила себе ничего большего, чем дружеские объятия.
«Мы с ней никогда не целовались: только здороваясь и прощаясь. Но я часто обнимала ее за плечи, жестом защиты, охраны, старшинства...»

Прощание и прощение

TASS_1716366.jpg
Цветаева пыталась помочь Голлидэй и в профессии: специально под нее писала пьесы, поэмы - но ни одна из них так и не была поставлена. После короткого периода известности (благодаря успеху спектакля "Белые ночи") Сонечка вновь оказалась не востребована. Отчаявшись, она согласилась на предложение провинциального театра - и уехала из Москвы.

Их душераздирающее прощание Цветаева описала в своей "Повести о Сонечке":

"...Марина, если вы когда-нибудь узнаете, что у меня есть подруги, подруга, - не верьте: все тот же мой вечный страх одиночества, моя страшная слабость, которую вы никогда не хотели во мне признать.

И - мужчина - не верьте. Потому что это всегда туман - или жалость - вообще самозабвение.

Вас же я любила в здравом уме и твердой памяти и все-таки любила - безумно"

Больше они не виделись. Через какое-то время от других людей Цветаева узнает, что Сонечка была в Москве и не зашла к ней. Потом - что актриса вышла замуж (за директора провинциального театра, которого никогда не любил). А через много лет, в эмиграции во Франции, Цветаева получит письмо с известием о Сонечкиной смерти от рака желудка, случившейся три года назад. Она сразу же сядет писать повесть о подруге, которая была в ее жизни так мало, но значила - так много. Цветаева поняла и простила свою подругу - посмертно.

"Сонечка от меня ушла - в свою женскую судьбу. Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину - в конце концов все равно какого - и любить его одного до смерти"


Фото: ТАСС, РИА НовостиДата: 30 мая 2018
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
"Любовь в женском обличии" Марины Цветаевой. Какие отношения связывали поэтессу с актрисой Софьей Голлидэй?5152
2
Cобытия и новинки
Показать ещё
×
На этом сайте мы используем cookie-файлы. Вы можете прочитать о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Все собранные при помощи cookie-файлов данные будут храниться на территории РФ.