Главная роль второго плана. Харизматичная муза Нина Гребешкова

Она вовсе не выходила замуж за знаменитого режиссера: на момент их свадьбы Гайдай не снял ни одного фильма, а вот Нина уже имела фильмографию из нескольких лент. Лишь спустя годы жизнь внесла свои коррективы, и Гребешкова стала настоящей музой гения.
Александра Петрухина
Главная роль второго плана. Харизматичная муза Нина Гребешкова

«Бриллиантовая рука», ТАСС
«Бриллиантовая рука», ТАСС

Нина родилась в Москве, в многодетной семье. Помимо девочки, Гребешковы воспитывали двух ее старших братьев Николая и Валентина. Отец семейства был маляром и специализировался на орнаментальной живописи, мама занималась швейным делом.

Нине было одиннадцать, когда началась война. Папа ушел на фронт, а маму с детьми эвакуировали в деревню в Пензенской области. Там семья прожила некоторое время. В эвакуации Нина продолжила обучение. По счастливому стечению обстоятельств, в качестве педагогов в маленькой деревенской школе выступали эвакуированные преподаватели Фрунзенской академии.

Живая и общительная девочка, однако, вовсе не задумывалась о карьере актрисы. Пообщавшись в детстве с академиками, она твердо решила, что будет как они — вот только не профессором, а… учителем!

Профессия актрисы

Испытание верности (1954)

Но, когда девушка училась в десятом, в ее планы вмешался случай. Подруга Нины пригласила ее на день рождения. Актриса рассказывает, что это был настоящий «взрослый» праздник: родители именинницы поставили на стол целую бутылку Кагора — на десять девочек!

Нина была в ударе. Весь вечер шутила, говорила тосты, в лицах рассказывала истории, читала стихи… словом, была заводилой на этом празднике. После застолья ее подозвал к себе папа подруги, известный поэт Владимир Луговский, и спросил, куда она собирается поступать? Девочка честно рассказала про мечту стать учительницей. На что он покачал головой и ответил: «Есть еще такая профессия — актриса»

И стал уговаривать Нину подать документы во ВГИК — вместе с его дочерью, мечтающей покорять зрителей. Нина легко согласилась пойти с подругой за компанию и вообще не задумывалась, что может поступить, несмотря на то, что Луговский сделал много комплиментов ее таланту.

Во ВГИК они пришли последними. Девушка в приемной замахала руками: и так уже 2000 человек решили пробоваться! Но ее удалось уговорить. Нина, которая не готовилась к поступлению, читала школьную программу. Но, несмотря на это, очень быстро и гладко прошла все экзамены и была зачислена.

Студентка

Муму (1959)

Актриса признается, только увидев свою фамилию в списках поняла, что произошло: она не только обошла две тысячи кандидатов, но и оказалась в группе отлично подготовленных ребят. Тогда как Гребешкова даже не знала кто такой Смоктуновский! Впрочем, она быстро нагнала тот уровень, с которым влюбленные в кинематограф студенты пришли поступать во ВГИК.

Уже на первом курсе Гребешковой предложили роль. Это был эпизод в картине «Смелые люди». Миниатюрная девушка с широко распахнутыми глазами еще долго будет играть детей и школьниц. Вот и в своем дебютном фильме показала девочку с куклой.

Сразу после выхода фильма студентка стала настоящей звездой в своем дворе. Все соседи немедленно оценили талант знакомой с детства девчонки, а местные мальчишки каждый раз бежали за Ниной до троллейбуса — чтобы проводить знаменитость. Но девушку это только забавляло. После маленького незначительного эпизода звездой она себя, конечно, не считала.

Звезда

Честь товарища (1953)

Талантливую студентку стали часто приглашать в кино. На третьем курсе она получила первую главную роль — в кинокартине «Честь товарища», а еще через год попала на пробы к самому Ивану Пырьеву.

Гребешкова вспоминает, что знаменитым режиссером и директором Мосфильма студентов было принято пугать. Поговаривали, что он с порога начинает кричать на актрису, а на актере может разорвать штаны, если они неправильно сидят.

Перед прослушиванием Нина сочинила целую речь. Как только Пырьев закричит на нее, она гордо вскинет подбородок и скажет, что даже папа никогда не кричал на нее, а режиссеру она и вовсе не позволит! Но пришедший на пробы Иван Александрович только пожалел студентку: «Что же ты вся дрожишь? Не волнуйся так, все будет хорошо!» Поняв, что Пырьев не собирается никого обижать, она отлично прошла пробы и получила роль в его «Испытании верности».

Поворот

Трижды воскресший (1960)

Тем временем Герасимову, на курсе которого Нина училась во ВГИКе, пришлось констатировать: из-за съемок студентка не успевает учиться, проваливает экзамены. Он поставил условие: «Или сниматься, или заниматься!». Отказаться от ролей она уже не могла. Пришлось переходить в другую мастерскую.

Но именно этот шаг и оказался решающим. У нового мастера она плотнее познакомилась со студентом режиссерского отделения Леней Гайдаем. Сначала их дружба была связана только с учебой. Потерпев неудачу в мастерской такого мэтра, как Герасимов, Нина очень волновалась перед своей дипломной работой. А Гайдай вызвался помочь все точно отрепетировать.

Засиживались до позднего вечера, а потом Леня шел провожать Нину. Только спустя несколько лет он признается, что не успевал на последний троллейбус и несколько раз ночевал на вокзале. Но девушку продолжал провожать.

Актриса вспоминает: однажды во время такой прогулки он как будто случайно выпалил — давай поженимся! Она посмеялась — это же абсурд. В любви друг другу не признавались, к тому же Гребешкова сильно волновалась, как же они будут смотреться вместе? Он ведь очень высокий, а она совсем кроха! Но на следующий день оба принесли паспорта, а после занятий действительно отправились в ЗАГС.

Гайдай

Остров Ольховый (1962)

Когда пара поженилась, он еще не снял ни одного фильма, а вот Нину Гребешкову узнавали. Поэтому она отказалась брать его фамилию, на что будущий режиссер обиделся.

Шло время. Нина Павловна продолжала сниматься, Леонид Иович начал снимать. Постепенно к нему приходила известность. Несколько раз он предлагал жене сыграть в своих фильмах, но она считала это неприличным: что скажут люди? Но и сюда ворвался его величество случай.

Перед съемками «Кавказской пленницы» у Гайдая открылась язва. Первую помощь ему оказали, только вот теперь приходилось тщательно следить за питанием. Гребешкова рассказывает, что отпустить его на съемки, чтобы он там черти-чем питался, она не могла. Отказалась от своих планов, собрала маленькую Оксану (тогда у супругов уже появилась дочка) и настроилась на домашнее хозяйство.

Пока муж снимал картину, она хозяйничала дома, готовила ему супчики и паровые котлетки. Увидев, как жена старается, приятели и коллеги по съемкам стали стыдить Гайдая и просить у него прописать роль второго доктора — для супруги. Он так и сделал. Поскольку, кроме создания правильного питания для мужа, Нина была ничем не занята, она согласилась. Но признается, что не любит свою героиню — слишком уж та получилась злой.

Второй план

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

Харизматичная супруга на втором плане ужасно понравилась и самому Гайдаю, и зрителю. И теперь он стал давать ей второстепенные роли почти в каждом своем фильме. А вот играть главные у других режиссеров она почти перестала.

Нина Павловна со смехом вспоминает, как не хотела быть правильной женой Горбункова в «Бриллиантовой руке». Примеряла себя на роль сурового управдома. Но муж решил — не потянет. Зато дал ей свободу на съемочной площадке. И изначально рафинированной и плоской героине в эпизоде, где она будит пьяного героя Никулина, она внезапно добавила характера и чувства юмора и снова оказалась заметной и любимой зрителем.

После того, как фильм вышел на экраны, Гребешкову «поженили» с Никулиным. А когда все же выяснилось, что она вовсе не его супруга, поклонники останавливали Нину Павловну на улице и отчитывали, дескать как же так, ты променяла такого артиста на режиссера! Бесполезно было объяснять, что она никогда не была замужем за Никулиным и всю жизнь прожила с одним только Гайдаем.

Сегодня актриса говорит, что счастлива. Счастлива, что состоялась в профессии, что всю жизнь прожила в единственном и счастливом браке, что супруг, не мучаясь, умер за одну секунду у нее на руках, что воспитала замечательную дочь, которая подарила ей восхитительную внучку.

Она с удовольствием занимается дачей и посвящает свое время родным. Не ждет новых ролей у телефона, но до сих пор не прочь сыграть. Последняя ее работа на сегодня — эпизод с пассажиркой бизнес-класса в киноленте 2016 года «Экипаж». Появится ли Нина Павловна на экране еще? Будем ждать.

12 стульев (1971)
Гармония (1977)
Звёздный мальчик (1957)
Любочка (1984)
Не может быть! (1975)
Папина жена (1968)
Приключения Толи Клюквина (1964)

Понравилась статья?
Узнавайте первыми о новостях звезд, лайфхаках и классных рецептах!
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст