Всегда молодая Ариадна Шенгелая. Где теперь звезда советского кино?

Ее до сих пор называют графиней советского кинематографа и сетуют, что со сцены и съемочных площадок Ариадна Всеволодовна ушла так рано. Она прожила насыщенную жизнь, потому вдвойне жаль, что актриса наотрез отказывается давать интервью.
Александра Петрухина
Всегда молодая Ариадна Шенгелая. Где теперь звезда советского кино?

Будущая звезда родилась в Ташкенте, куда родители в 1937 году, пытаясь миновать репрессии, переехали из Москвы. Ее папа — Всеволод Эдуардович Шпринк — был экономистом по профессии и талантливым переводчиком по призванию. Во многих источниках его ошибочно называют датчанином.

В одном из интервью младшая дочь Ариадны Всеволодовны Екатерина рассказывает, что ее дедушка происходил из старинного немецкого рода. Его потомки приехали в Россию еще в петровские времена. Именно из-за национальности, в год рождения дочери, при попытке вернуться с семьей в столицу, он был задержан и осужден — в магаданских лагерях мужчина отбыл 26 лет.

Но маме с дочкой все же посчастливилось остаться в Москве, где Ариадна и выросла. О ее детстве мало что известно, понятно лишь, что после школы она поступила во ВГИК. На втором курсе трогательная красавица с осиной талией вышла замуж за статного грузина, будущего режиссера Эльдара Шенгелая.

Жених происходил из знаменитой грузинской семьи — оба его родителя были связаны с кинематографом. Когда влюбленные сыграли свадьбу, многие ребята на курсе признавались, что по‑доброму завидуют Эльдару. Ведь Ариадна была оной из самых красивых и умных девушек на курсе, к тому же талантлива и хорошо воспитана.

Она и правда стала отличной женой: быстро поняла и приняла кипучий кавказский темперамент мужа и научилась быть покорной восточной женой. Говорят, Эльдар был настоящим горячим кавказцем, а дома царил тотальный патриархат. Впрочем, это всех устраивало. Скоро в семье появилась первая дочь — Нато Шенгелая, названная супругами в честь мамы Эльдара — замечательной женщины и выдающейся актрисы.

Графиня

Увольнение на берег (1962)

Окончив ВГИК, оба уехали в Грузию, где Ариадна Всеволодовна поступила в труппу Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси. Еще на третьем курсе актриса дебютировала в кино — сыграла одну из ролей второго плана в драме «Екатерина Воронина». А спустя два года она получила свою первую престижную награду — стала лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля за роль Татьяны Лариной в фильме-опере «Евгений Онегин».

Уже в Тбилиси актриса не только выходила на подмостки в главных ролях знаменитых постановок — на ее счету есть и Клеопатра, и Анна Франк, но и поступила на работу в киностудию «Грузия-фильм». 1960-е годы были рассветными для Ариадны. Она сыграла Евгению Гранде в одноименном фильме, а также в «Суде сумасшедших», «Увольнении на берег», «Белом караване».

Новая волна славы к актрисе приходит в 1964 году, когда советский зритель буквально влюбляется в экранизацию Абрама Роома купринского «Гранатового браслета». С ролью княгини Веры Николаевны Шенгелая справляется блестяще. Ее тонкую аристократическую красоту режиссеры боготворят. И сходятся во мнении: дескать, даже исполняя женщин из нашего времени, Ариадна не выглядит столь органично.

Ее следующий благородный персонаж — графиня в экранизации «Выстрела», снова воплощенная так, будто и сама Ариадна Всеволодовна пожаловала из другого времени. За уникальную способность преподносить таких сложных и глубоких персонажей актрису в киномире скоро прозвали Графиней советского кинематографа.

В 60-х она выпала из бесконечных съемок только на год — в 1967-м, когда на свет появилась ее младшая дочь Катья (Екатерина Всеволодовна Шенгелая), а потом — снова за работу: «Не горюй!», «Ференц Лист», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Дмитрий Кантемир», «Таланты и поклонники»… В абсолютном большинстве кинофильмов Ариадна Всеволодовна выходила к зрителю в костюме прекрасной дамы из минувших веков.

80-е

Евгения Гранде (1960)

Все это время востребованная актриса и прекрасная мама продолжала жить со своим супругом. Но спустя двадцать лет брака, они приняли решение расстаться. Екатерина Шенгелая в одном из интервью вспоминает, что решение разойтись тяжелее всего отразилось на детях. Они поверить не могли, что после двух десятков лет их крепкая семья распадется на части.

В 1980 году Ариадна Всеволодовна вернулась в Москву, где быстро устроилась на киностудию имени Горького. В 80-х ее фильмография несколько меньше. Теперь режиссеры зовут актрису не только на роли томных барышень, но и в современные кинофильмы. «Профессия: следователь», «Возвращение Будулая», «В Крыму не всегда лето» — всего десяток фильмов и сказок числится за Ариадной Шенгелая в этом десятилетии.

Ее не забывали и в тяжелые 90-е — пять фильмов с участием актрисы вышло в тот период, самый известный из которых «Барышня-крестьянка», где Ариадна Всеволодовна сыграла тетушку Хлупина, Арину Петровну.

В 2002 году актриса соглашается на роль Ханы в ленте «Бабий яр», а потом внезапно пропадает и с экранов, и с подмостков, предпочтя закрыться от СМИ. Она больше не соглашается ни на какие проекты, не дает интервью и отказывает от любых контактов с прессой. Лишь в этом, юбилейном для актрисы году (в феврале ей исполнилось 80), некоторые сведения о ней все-таки просочились.

Жена

Ференц Лист. Грёзы любви (1970)

Оказывается, вернувшись в Москву, Шенгелая встретила своего второго мужа — актера театра и дубляжа Игоря Копченко. Он был знаменит своим потрясающим голосом, много гастролировал в качестве мастера художественного слова, был «голосом» «Культуры» — именно он произносил закадровый текст телеканала. Лишь однажды супруга уговорила его показаться в кино: вместе они снялись в фильме «Голова Горгоны».

До сих пор остаются тайной подробности этого брака: согласно противоречивой информации, с Игорем актриса познакомилась, еще будучи замужней женщиной. В начале карьеры Копченко служил в том же тбилисском театре, что и Шенгелая. Но сочетались браком они только в середине 80-х, уже после официального развода, когда страсти улеглись.

Дочь актрисы рассказывает, что, вернувшись в столицу, мама по‑настоящему разрывалась между Москвой, где начиналась ее новая творческая и личная биография, и Тбилиси, где оставалась еще маленькая младшая дочь Катя. Но дети быстро выросли, сами обзавелись семьями и подарили бабушке внуков.

Говорят, она ушла из мира кино вслед за появлением первых наследников. Привыкшая к большой радушной грузинской семье, Шенгелая не смогла отказать себе в удовольствии находиться рядом с крохотными малышами, которые только появились на свет.

Ударом для ее стала смерть второго супруга: он ушел из жизни от внезапного сердечного приступа, не дожив до 60-летия несколько лет. После этой потери актриса закрылась и даже вернулась в Грузию — именно там в этом году узкой компанией близких друзей и родственников праздновали ее юбилей.

Актриса никак не комментирует свои отказы от съемок и театральной игры. Даже поздравления от поклонников вместо нее принимала ее дочь. Одно можно сказать наверняка: великую графиню Ариадну Шенгелаю никто не видел постаревшей. Она навсегда осталась в сердцах любителей хорошего кино юной и очаровательной.

Выстрел (1966).jpg
Екатерина Воронина (1957).jpg
На берегах Ингури (1961).jpg
Не горюй! (1968).jpg
119431.jpg
Осторожно, бабушка! (1960).jpg
Фуртуна (1959).jpg

-

Понравилась статья?
Узнавайте первыми о новостях звезд, лайфхаках и классных рецептах!
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст