РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История шоу «Я сама» и Юлии Меньшовой: о чём говорят женщины

Вспоминаем легендарную телепрограмму, которую вели Юлия Меньшова, Мария Арбатова и Ольга Сердобова.
Тэги:
История шоу «Я сама» и Юлии Меньшовой: о чём говорят женщины

«После развода мужчина снова жених, а разведенную женщину чаще всего называют одинокой. И если она утверждает, что счастлива, то, в лучшем случае, это вызовет снисходительную улыбку, но, скорее всего ей никто не поверит». «Развод неизбежен, и возникает множество проблем, главная из которых, конечно же, дети. С кем они теперь будут жить? Обычно этот вопрос решается однозначно – ну, конечно же, с мамой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жили-были муж и жена, жена детей исправно рожала, муж о семье заботился. Но однажды поехал в санаторий подлечиться и вернулся оттуда здоровый, но не один»... Двадцатипятилетняя Юлия Меньшова, главная ведущая программы рассказывала эти истории, спускаясь в студию по ступенькам, а по всей нашей необъятной стране люди бросали свои дела и бежали к телевизорам: да раза в неделю умри все живое, мы смотрим «Я сама».

Я простила мужу измену

Первая программа для женщин, которую вели женщины, и которая рассказывала о женщинах, появилась на телеканале ТВ-6 в 1995 году. Только-только распался Советский Союз, там много говорили про равноправие мужчин и женщин, но песни о любви звучали примерно так: «Я назову тебя зоренькой, только ты раньше вставай, я назову тебя солнышком, только везде успевай» — женщина должна была стараться, чтобы заслужить любовь мужчины; 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отношения с мужчиной считались главной ценностью в каждой женской жизни, не случайно один из самых острых и рейтинговых выпусков программы назывался «Я одна и мне хорошо».

Была история семьи, в которой дети после развода остались с отцом, что в те годы было почти немыслимо. И было много тем, которые считались традиционно входящими в сферу главных женских интересов — как бы так извернуться, чтобы мужчина остался доволен: «Я простила мужу измену», «Я такая некрасивая», «У меня пьет муж».... «Я сама» предлагала разговор о женщинах в разных обстоятельствах: на работе, в семье, в отношениях с мужчинами, с детьми, с подругами. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Программу придумала Татьяна Фонина, бывшая редакторка ток-шоу «Тема» на первом канале. Идея горячо понравилась заместителю генерального директора ТВ-6 Ивану Демидову. Главной ведущей должна была стать Татьяна Веденеева; она тогда жила во Франции и отказалась от плотного графика съемок. Может, и к лучшему – теперь на месте Юлии Меньшовой трудно представить кого-то еще.

Мария Арбатова
Мария Арбатова, Persona Stars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Феминистка и женщина с традиционными взглядами

«Там одна – дочка "Москва слезам не верит", вторая нормальная, а третья... мифистка!» – однажды соведущая Юлии, феминистка, писательница Мария Арбатова услышала, как зрительницы обсуждают очередной выпуск. Слово «феминистка» никак не ложилось на язык российских женщин. А мужчины просто злились. Был выпуск, в котором женщина рассказывала, что муж вносит в семейный бюджет свою долю, а потом контролирует траты по специальной тетради расходов. Мария спросила героиню истории: «вы понимаете, что у вас в семье есть гражданин начальник и зек?» Сейчас, когда наша оптика промыта феминизмом, такой взгляд на вещи представляется естественным, а тогда – шаблоны рвались, и это было больно. Однажды к Арбатовой на улице подбежал возмущенный незнакомец:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Я так понял, что вы хотите все за мужика делать: и деньги зарабатывать, и решения принимать, и по дому все успевать. А зачем он тогда вообще нужен?»

Второй соведущей Меньшовой была психологиня Ольга Сердобова: ей в этом шоу досталась роль женщины с традиционными взглядами. В принципе, она их разделяла и даже декларировала, и когда в интервью ей сказали: вот, мол, вы не замужем, а быть незамужней в нашей стране  считается неприличным, ответила: «Женщине неприлично другое: быть главой в семье и решать все проблемы самой. 

Каждая женщина должна зависеть от мужчины. Это нормально.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она может работать, но для души. Основной капитал должен идти от мужчины. Тогда это действительно: Муж и Чин». При этом она сама в свое время довольно спокойно развелась с мужем: «Я решила, что одной мне будет проще. Если мужчина не может отвечать за свою семью, он превращается в ребенка. А содержать двоих детей я не могла». 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Драма в пять актов

Программа строилась по принципу классической драмы в пяти актах: в первом ведущая представляет героиню и рассказывает ее историю, во втором зрители вместе с ведущей задают героине вопросы, в третьем мужчины, которым в этой студии отводилась отдельная трибуна-резервация, выражали свое мужское мнение по вопросу, потом высказывались экспертки, а потом — женщины из студии. Иногда прямо во время съемок гостьи студии впервые задумывались о какой-то стороне женской жизни и радикально меняли свое представление о ней.

Все истории и героини программы были реальными: женщины сами звонили в редакцию, предлагали прийти, рассказать. Мария Арбатова составила классификацию программ: от блока «Пришла похвастаться хитростью», куда она отнесла программы «Как я его на себе женила», «Как окрутить холостяка», «Я простила мужу измену» до «Я доросла до бунта» («Мама испортила мне жизнь», «Замужем за иностранцем») и даже до «Я спаслась и хочу помочь другим» («Жертва насилия», «Я больше не буду пить» и т.п.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга Сердобова
Ольга Сердобова, Persona Stars

Москва слезам не верит

Для Юлии Меньшовой работа в ток-шоу «Я сама» стала очень важным опытом. Вышло несколько программ, и ее перестали считать «девочкой Меньшова и Алентовой». Она стала самостоятельной творческой единицей в глазах коллег, в глазах всей страны и в своих собственных глазах. А это было очень важно. Родители воспитывали Юлию в строгости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юлия говорит, что ее родители сами были героями фильма «Москва слезам не верит», провинциалами, которые приехали в Москву и всего добились с нуля: она помнит свое ранее детство в общежитской комнате. Меньшов всем сердцем презирал «золотую молодежь», и даже во сне не хотел бы увидеть в своей дочери хоть намек на мажорство.  Поэтому с 12 лет он три года подряд отправлял ее на лето к своей сестре под Астрахань.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«И там я вместе со всеми школьниками работала по месяцу на прополке помидоров в колхозе».

В ее студенчестве родители приходили на показы школы-студии МХАТ и могли сказать что-то вроде: «Ну ты же видишь, что хуже всех»? Ее значимость не должна была зависеть от успехов родителей, это Юлия знала твердо. Да ей и не хотелось этого никогда, она хотела состояться сама по себе. Поэтому она ушла из театра. По окончании учебы ее и еще троих однокурсников взяли во МАХТ, но...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шел 1991 год, все самое интересное происходило в телевизоре, а театр казался чем-то музейным, не главным. Юля хотела попасть на телевидение, готова была работать хоть кем. Ей повезло: Виктор Мережко позвал ее редактором в программу про кино, и она работала, вполне довольная ролью «закадрового сотрудника». А когда Иван Демидов пригласил ее на кастинг программы «Я сама», было как-то даже неловко отказаться. Но уже после первых съемок она поняла: вот оно. Призвание, дело, которым хочется заниматься.

Шоу для тебя одной

Юлия ведь и сама могла бы стать героиней своей программы: она разводилась с мужем, а через четыре года у них вдруг начался бурный роман и они снова стали жить вместе. Интересно, что и ее родители разводились на несколько лет, когда она была маленькой. Кто пишет эти сценарии? Как женщины выбирают своих спутников? Жизнь каждой из нас тянет на увлекательное ток-шоу, если посмотреть на нее под правильным углом.

Программа «Я сама» выходила всего шесть лет. Она не стала телевизионным долгожителем, как «Поле чудес» или «Что? Где? Когда». Но название шоу вписано в историю телевидения золотыми буквами. Программа была не про феминизм, но серьезный разговор женщин о женщинах сделал свое дело: нет, это не «бабская дребедень», то, о чем я говорю. Нет, то, что со мной происходит, очень важно. И спасибо, но нет. Я сама.

youtube
Нажми и смотри
Нажми и смотри
Загрузка статьи...