Принцесса Укока: загадка алтайской девушки, найденной в ледяном саркофаге

В 1993 году на алтайском плато Укок велись археологические раскопки. В кургане, который считался уже разорённым, внезапно обнаружилось обширное захоронение: мумия молодой женщины и шесть коней под сёдлами. Сенсационность находки мгновенно породила легенду о принцессе. Но кем она была на самом деле?
Принцесса Укока: загадка алтайской девушки, найденной в ледяном саркофаге
Wikipedia

Реконструкция лица

Принцесса Укока – Ак-Кадын принцессой вовсе и не была. Прошли десятилетия после находки, сделанной группой археологов под руководством Натальи Полосьмак на плато Укок, и только недавно наука продвинулась достаточно, чтобы понять: как тогда, две с половиной тысячи лет назад, жила эта женщина и почему так рано умерла? Антропологи сделали реконструкцию, и мы можем увидеть, как выглядело ее лицо: Ак-Кадын принадлежала к европеоидной расе. Так что и прародительницей алтайцев и дочерью Хана Алтая она тоже не была, но на Алтае её все называют так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что племя, которому принадлежала женщина, почитало и ценило её за особые мистические способности, именно поэтому после смерти её мумифицировали и похоронили в саркофаге. Вскоре после похорон погребальный сруб заполнился подземными водами, вода замерзла в ледяную линзу и больше не оттаивала. Так Ак-Кадын и пролежала в этом естественном холодильнике два с половиной тысячелетия, пока ее не нашла Наталья Полосьмак: «Как сказала моя алтайская подруга, этнограф по профессии, "если бы Она не захотела, ты бы никогда ее не нашла". И я согласна с ней. Но если Она захотела, то для чего?

<...> Она появилась, чтобы рассказать что-то важное для нас, и надо только понять, как можно услышать этот рассказ о ней самой, о ее культуре и времени».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительная экспедиция

Летом 1993 году на алтайском плато Укок работала удивительная археологическая экспедиция. Археологи чувствовали исключительность того, что с ними происходит: эти месяцы стали для них самыми значительными и самыми счастливыми в жизни. Огромное, безлюдное плоскогорье, сотни километров пустоты, небольшая группа людей и бескрайнее небо, в котором каждую ночь перемигивались яркие звезды. Иногда появлялись пограничники и только усиливали ощущение «Зоны» Тарковского. Вещи, важные в городе, здесь постепенно переставали иметь значение, и было даже странно, что в эти таинственные места можно попасть без всяких мутаборов и кроличьих нор. И группа была поразительная, впрочем, для того времени, открытого всем ветрам, может, и не так, чтобы: рядом с новосибирскими археологами работали студенты и молодые ученые из Японии, Америки, Германии; откуда-то взялась Герда – немецкая туристка, которая быстро прижилась, и стала своей; люди брались как будто ниоткуда и быстро становились частью единого целого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wikipedia

Наталья Полосьмак выбрала для раскопок пазырыкский курган, который был разграблен еще в древности, поэтому коллеги отнеслись к ее выбору со сдержанным скепсисом. Но довольно скоро под этим захоронением ученые нашли новое – старую ледяную могилу, перекрытую бревнами. Оказывается, мужчина, похороненный в верхнем кургане, был назначен сопровождающим и охранником для того, кто был захоронен внизу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Захоронение было сделано в железном веке, когда в этих местах, на перекрестке нынешних России, Монголии и Казахстана кочевали пазырыки. Археологи узнали про них в ХIХ веке, раскопав алтайские курганы. Пазарыки пасли скот, кочевали, умело скакали на конях, одевались в шубы, который украшали аппликациям и мехом, выкрашенным в синий цвет. Умели ткать ковры – самый древний в мире ковер из ворса был найден тоже здесь, в Горном Алтае: сейчас он хранится в Эрмитаже. Мужчины носили брюки, женщины – длинные шерстяные юбки. Владели тайными знаниями, помнили секреты мумифицирования, прогоняли боль, зажигая секретные травы.

Украшали тела татуировками мифических существ, верили, что после смерти человека ждет новая жизнь, в которую надо входить подготовленным. Пазырыки не были коренными жителями Алтая, их прародина – на территории современного Ирана, они пришли, спасаясь от нашествия гуннов, и сохранили помять о древней культуре своего народа. Ученые говорят: пазырыки бальзамировали своих умерших по той же методике, что и египтяне своих жрецов. Видимо, знания получены из одного источника...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wikipedia

Древняя косметика, зеркало и еда

Несколько дней, осторожно, чтобы не навредить находке, археологи вскрывали погребальную камеру. Каждый оттаявший слой ледяной линзы уводил их все дальше от современности, и это было как путешествие в машине времени. Наталья потом писала, что вообще плохо помнит внешние события – ну да, иногда прилетал вертолет, однажды даже забросил к ним противогазы и холодильник... И отряд жил: готовилась еда, шутились шутки, отмечались дни рождения. Но все это проходило по самому незначительному краешку ее сознания.

Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что эта была погруженность в собственные переживания и ощущения на грани транса, когда мир сузился до ледяной линзы на дне могилы…

Это была сенсация мирового уровня: команда Натальи обнаружила первую в мире ледяную могилу, нетронутую грабителями. Пол склепа был выложен камнями, а сверху укрыт большим войлочным ковром. У стены стояла деревянная колода с украшениями – кожаными фигурками оленей. На полу– тарелки с мясом, в один кусок мяса был воткнут нож с красивой ручкой: зубастая волчья морда с рогами козерога. Глиняные осколки когда-то были плоскими кувшинами, в них хранилось питье. С другой стороны склепа сложены убитые лошади в красивой упряжи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РИА Новости


Женщина лежала на толстом войлоке, руки ее были скрещены на животе, ноги согнуты. Она была укрыта покрывалом из меха, расшитого аппликациями из золотой фольги. Одежда сохранилась почти идеально: кремово-жёлтая шелковая рубаха с длинными, до кончиков пальцев, рукавами, длинная бело-красная юбка из шерсти, белые чулки из войлока. Рядом зеркало: гладкий кусочек бронзы в деревянной оправе, на которой была вырезана фигурка оленя. В могилу положили амулеты из бисера и косметику, карандаш с грифелем из синей болотной руды, сине-зеленый порошок и кисточка из конского волоса – видимо, для ритуальной раскраски лица. Отлично сохранились татуировки на обеих руках женщины: на одном предплечье был синий олень с орлиным клювом. На шее у нее была гривна с орнаментов из позолоченных барсов, голова побрита и украшена сложным из конского волоса париком высотой почти 90 сантиметров. Может быть, женщины пазырыкской культуры брили головы, а может, это был похоронный обряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Болезнь и мистика

Ясно, что женщина, найденная в кургане, была особенной – может быть, шаманкой, может, сказительницей, или хранительницей тайных знаний. В могиле не оказалось золота, но там нашли много редких вещей, привезенных издалека – китайское зеркало, шелковая рубаха, семена кориандра, крошечные подвески в форме бронзовых котелков. Все это указывает на ее особый статус. В могиле не было культовых вещей, но скорее всего, в той древней культуре все вещи имели и бытовой, и мистический смысл; обычное могло в любой момент обернуться волшебным. Многое удалось понять благодаря медицинским исследованием.

Оказалось, что в детстве эта женщина переболела остеомиелитом, а когда ей было немного за двадцать, заболела раком груди.

Болезнь уничтожала её несколько лет – на последнюю зимовку в Укок Ак-Кадын приехала совсем обессиленной и изученной болью, современные врачи диагностировали бы ей четвертую стадию рака. Собираясь на зимовку (ученые смогли определить время года по корму в желудке лошадей), кочевники забрали тяжело больную и совсем слабую женщину с собой. По дороге, судя по всему, она упала с лошади, сильно ушибла правый висок и через 3-5 месяцев умерла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последние месяцы своей жизни Ак-Кадын пролежала в зимнике, постройке из бревен, которую топили кизяками. Люди племени заботились о ней: возможно, они не были такими уж гуманистами, просто женщина была очень ценной для общества из-за своих шаманских качеств. Многие учёные считают, что шаманы только в более поздние времена научились искусственно вызывать у себя транс, а в железный век призвание шамана открывали у себя люди, которые тяжело и долго болели. Болезнь ограничивала внешние возможности, но открывала дверь в другое измерение, заставляла сосредоточиться на внутреннем мире. Конечно, без выдающихся личностных качеств эта женщина шаманкой не стала бы: тяжёлая болезнь только проявила их. Есть еще предположение, что для обезболивания женщина вдыхала пары разных трав, которые одурманивали ее сознание, и в этом состоянии ее устами говорили духи. Племя берегло женщину до ее последнего вздоха. После смерти ее мумифицировали и через несколько месяцев похоронили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участница экспедиции художница Елена Шумакова вспоминала, как они с Натальей Полосьмак погрузили в фотокюветы одежду, извлеченную из погребения, и прополоскали ее в ближайшем озере: «Попросту "постирали портки" человеку, жившему этак за пару тысячелетий до нас.

Смог бы этот человек, да и мы, себе когда-нибудь такое представить? Время схлопнулось – тысячелетия стали мгновением».

Они не рассказывали никому об этой истории, опасаясь гнева реставраторов, но оказалось, что вода ледниковых озер никакого вреда одежде принцессы не нанесла. Так что это удивительное переживание ничем не омрачилось: люди встретились через тысячелетия, и далекие-далекие времена, от которых не осталось ни времен, ни названий, ни легенд, стали понятней и ближе. Как в этом клипе.

Нажми и смотри

Мумия Ак-Кадын хранится в национальном музее им. Анохина в Горно-Алтайске. График экспонирования мумии на этот год здесь.