Фильм «Карнавал»: роман провинциалки с большим городом

Старое кино про путь к успеху – и про то, что успех иногда оказывается вовсе не там, где ты его представлял. В главной роли – Ирина Муравьёва.
Фильм «Карнавал»: роман провинциалки с большим городом

Восьмидесятые. Уже далеко, но отсюда еще можно разглядеть пирамиды консервных банок в витринах гастронома, уличную колонку с ледяной водой, маленькую очередь к телефонному автомату и девочку в коричневой школьной форме, которая спешит после уроков домой. В провинциальном городке Оханске ей все знакомо наизусть, время течет медленным густым медом, здесь не происходит ничего. «Фигово жили, словно не были», — написал про эти «восьмидесятые, усатые» в провинции один из главных поэтов того поколения. Но где-то ведь есть Москва, там можно стать артисткой и переменить сонную провинциальную жизнь на столичный карнавал. И кстати, там, в Москве, живет отец, который давно уехал от них с мамой и завел другую семью. Он увидит, что она звезда, и пожалеет. Поймет.

История Нины Соломатиной

Когда Татьяна Лиознова решила, что возьмется за «Карнавал», она была уже заслуженной и знаменитой,  сняла и «Семнадцать мгновений весны», и «Три тополя на Плющихе» и обучала студентов благородному киношному ремеслу. Однажды она дала им такое задание: принести малоизвестные повести или рассказы, чтобы сделать по ним сценарии. Кто-то принес журнал «Искусство кино» с повестью Анны Родионовой. История незамысловатая: Нина Соломатина, девушка из провинции, приехала в Москву учиться на артистку, провалилась на вступительных экзаменах и осталась до следующего года жить в семье отца и готовиться к новым экзаменам. Ей не везет с работой, она нигде не может удержаться надолго, не везет в любви: студент, коренной москвич, быстро к ней охладел. А Нина добрая и открытая, и почти все люди, которых она встречает на своем московском пути, становятся ее друзьями. Она живет в Москве всего полгода, но за это время с ней происходит столько всего! Нина возвращается в Оханск заботиться о больной маме повзрослевшей, она сильная, она практически непобедимая. Равнодушная Москва не приняла ее: ей, Москве, своих бы, с пропиской, пристроить в театральные училища, своим бы, коренным, найти женихов: на всех абдуловых не хватит! Москва оттолкнула Нину, но не смогла ее переделать, эта девчонка с фрикативным «г» и курносым носом в веснушках оказалась столице не по зубам: она осталась доброй, веселой и стойкой, как сто солдатиков сразу. В старой «Кинопонараме» Татьяна Лиознова сказала Эльдару Рязанову: она уверена, что эти полгода пошли Нине на пользу.  

«Когда Нина говорит матери, что у нее много друзей — так и есть, я ее проверяю в этот момент. В ней есть та человеческая стойкость, которая собирает вокруг тебя людей и делает их твоими друзьями».

У фильма открытый финал: Нина Соломатина знаменитая певица, у нее концерт, в зале аншлаг. Непонятно, что это: ее будущее или ее фантазии? Лиозонова удивлялась этому «непонятно»: личные качества Нины просто обязывают ее стать звездой. Конечно, она стала знаменитой артисткой, конечно, по-другому просто не могло быть!

«Я-то считаю, что она состоялась, и как артистка тоже, потому что черты ее личности таковы, что она непременно должна была состояться!»

Снимала фильм о себе

Почему Татьяна Лиознова решила делать про простую историю Нины Соломатиной? Эта простая история – она не только про Нину, а про любую девушку, которая хотела творческой и профессиональной реализации: всем  приходилось проходить сложные уровни этой стратегии. Как было у самой Татьяны Лиозновой: она поступила во ВГИК, прошла испытательный семестр... и тут Сергей Герасимов и Тамара Макарова решили ее отчислить: студентке всего 19 лет, у нее недостаточно жизненного опыта, чтобы заниматься кино всерьез! Но Татьяна смогла доказать, что она талантлива, и кстати, танец Кармен из ее курсовой стал потом танцем Любки в фильме «Молодая гвардия», а Татьяна работала там помощником режиссера. После ВГИКа ее распределили на «Мосфильм», и тут новый вираж судьбы: страна восстанавливалась после войны, фильмов снимали мало, Татьяну уволили по сокращению штатов. Несколько лет она вместе с матерью шила одежду; путь обратно в профессию был трудным... Да, Татьяна снимала фильм и про себя тоже:

«Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».
youtube
Нажми и смотри

«Мы, нижеподписавшиеся»

С подбором актеров все сразу было понятно: Лиознова просто пригласила тех, с кем работала в своей последней картине, «Мы, нижеподписавшиеся». Отца Нины сыграл Юрий Яковлев, его жену Клара Лучко. Ирине Муравьевой было тогда 34 года, но Татьяна не видела в этой роли никого, кроме нее. Да и Ирина к тому времени уже с блеском сыграла вчерашнюю школьницу в «Москва слезам не верит», плюс она семь лет работала в детском театре и постоянно играла то девочек, то мальчиков. Это был вопрос актерской техники...

Но надо было быстро похудеть, научиться кататься на роликах и танцевать. Это было тяжело.

Все песни из фильма Ирина тоже репетировала, но для Лиозновой музыкальная часть фильма была очень важна, она хотела, чтобы все делали профессионалы.  Максим Дунаевский четыре раза переписывал  музыку для «Позвони мне, позвони», потом Роберт Рождественский долго «подгонял» под нее текст... И поет в фильме не Муравьева, а Жанна Рождественская, но, когда «Карнавал» вышел, «Мелодия» предложила Ирине записать пластинку с песнями из фильма. «Позвони мне, позвони» стала хитом на долгие годы, всем она нравилась, только Александр Абдулов вздрагивал, когда ее слышал: в «Ленкоме» над ним часто шутили так: «Тебя Муравьева разыскивала, просила ей позвонить».

youtube
Нажми и смотри

Москва слезам не верит

Так вот и получился этот фильм: трогательный, легкий, смешной. Но по начальному замыслу режиссера он должен быть печальнее и жестче: Нина уезжает домой, и на вокзале наталкивается на Каму. Вид у Камы лихой и отчаянный: под глазом синяк, на плечах какая-то сомнительная лиса. Она держит грудного ребенка. Нина спрашивает: девочка? Мальчик? Кама отвечает, что это мальчик, а тот, другой мальчик, умер. Слезы катятся из глаз обеих героинь, путь в москвички может быть и настолько беспощадным и страшным. Но когда дело дошло до монтажа, стало ясно, что эта сцена не вписывается в фильм, нет, жизнь все-таки не такая. Она добрее, и даже когда ты метешь улицу метлой, из телефонных автоматов могут грациозно выбежать  стильные парни из группы «Ритмы планеты»: шоу только начинается!

youtube
Нажми и смотри