Почему народ прозвал Олега Вещим?

Князь, о котором рассказывали не только русские летописи, но и скандинавские саги, был загадочной фигурой.
Почему народ прозвал Олега Вещим?

«Песнь о Вещем Олеге» — одно из произведений Александра Пушкина, которое многие учили в школе наизусть. Но вопрос о том, почему его назвали «вещим», до сих пор остается для некоторых людей загадкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он пришел к власти в Новгороде как опекун Игоря — сына умершего Рюрика в 879 году нашей эры. Имя Олег имело скандинавские корни и у русских князей встречалось довольно часто. Вещий Олег был первым из них. За несколько лет он смог покорить Смоленск и установить столицу «земель русских» в Киеве.

Рюриковых он силой поставил в этом городе во главу. До него в Киеве были правителями Аскольд и Дир. По преданиям Олег прибыл к будущей столице вместе с малолетним княжичем Игорем Рюриковым по Днепру. После того, как его ладья причалила к берегу, было направлено посольство к князьям киевским.

Сам Олег притворился больным. Он передал через своих послов, что привез богатый подарок, на что и клюнули Аскольд и Дир. Они взошли на корабль, где им был предъявлен Игорь, как истинный правитель Киева, а затем их убили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Олег показывает Игоря Аскольду
Олег показывает Игоря Аскольду

Свое прозвище Олег получил в 907 году. Он отправился в поход на Царьград, который известен сейчас как Стамбул. В то время этот город был столицей Византийской империи.

Узнав о приближении вражеского флота, греки приказали натянуть цепь поперек Босфора. Но Олег придумал военную хитрость. Он приказал вытянуть ладьи на берег и поставить их на колеса. Когда ветер надул паруса, корабли стали перемещаться по суше. Увидев, что войско не остановить, греки сдались. Олег прибил на воротах свой щит и приказал проигравшим сражение платить дань киевскому князю Игорю.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого события Олега и назвали вещим. Нынешнее значение этого слова отличается от старославянского. У нас под ним подразумевается предсказатель, а в те времена вещими называли людей мудрых, дальновидных и проницательных.

Гравюра Ф.А. Бруни
Гравюра Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда»


Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками, кроме «Повести временных лет». Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в первоисточниках этого путешествия не было. Однако история гибели опекуна Игоря, которая легла в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
По версии Пушкина, Олег узнал о том, что ему предстоит принять смерть «от своего коня», больше не ездил верхом. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер. Когда же он приехал на место, где пал его скакун, то произнес речь, полную разочарования в способностях предсказателя, а затем наступил на череп животного. Из него выползла змея и укусила его в ногу.

В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «...и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица». В Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги. Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.