Пилот Магуба боевое задание выполнила

Магубу Сыртланову отчислили из лётного училища, потому что она женщина, а она стала самой опасной бомбардировщицей для фашистов.
Пилот Магуба боевое задание выполнила
Wikipedia
В те весенние дни 1944 года оружейницы аккуратным почерком вчерашних школьниц писали на бомбах: «За Севастополь!». 46-го гвардейский Таманский женский полк ночных бомбардировщиков, или, как их называли фашисты, «ночные ведьмы», базировались тогда на Таманском полуострове. Каждую ночь Магуба делала по 5-6 боевых вылетов.
Содержание статьи

За Севастополь!

Как-то Магуба вела тяжелую, почти перегруженную машину к фашистскому аэропорту. Ее штурман Таня уже увидела аэродром, забитый «юнкерсами»: подходим к цели! И тут – прожекторы и над Северной и над Южной бухтами; самолет Магубы взяли в световые клещи, стена зенитных разрядов приближалась к самолету с каждой секундой. Вдруг он потерял управление, и, как пьяный, стал падать на землю. Прожекторы погасли – враги решили, что самолет сбит. А Магуба, упав на полкилометра, успела выровнять машину. Они с Таней были живы и невредимы, но мотор поврежден. Они решили: не долетят до родного берега, так значит, судьба утонуть в море, но в плен не сдадутся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет как будто понимал, каких девчонок ему нужно спасти, и тянул, тянул, не умирал, из последних сил тяжело летел над морем... Мотор чихал, замирал на несколько минут, снова оживал... Потом взревел напоследок и смолк. Внизу была вода, но вдруг – толчок! Машина приземлилась колесами в гальку на советском берегу, а хвост остался в Черном море. Пилот Сыртланова боевое задание выполнила, очередное из 780. Магуба опять выжила, она опять уцелела. Они с Таней бросили друг к другу в объятия. Как он тогда сказал? «Хрупкое создание»? Ну смешно, да.

Мечта о небе

Магуба никогда не думала, что ей труднее, чем другим. Она родилась 15 июля 1912 года под Уфой, в семье купца Хусана Рахманкулова. В двадцатые годы семья спряталась от советской власти, тогда многие так делали на просторах Средней Азии; со времен Чингис-хана живет поговорка, что в степи легче песчинку найти, чем человека. Магуба всю жизнь жила под фамилией родственников: Сыртланова. По этой линии корни у нее были безупречно-крестьянские. Но когда после школы она поступила в медицинский институт в Ташкенте, ее все же «вычистили» за непролетарское происхождение. И вот она мотальщица на шелкомотальной фабрике; ничего, не хуже других профессия. Но. Было, конечно, это самое «но».

Однажды Магуба увидела самолет.

Это было, как озарение, как удар синей молнии: она поняла, что хочет летать, что может летать и будет летать. Мечта выглядела несбыточной, а девушка сразу же начала действовать. Она уволилась с фабрики, разыскала курсы техников-изыскателей, поступила: с таким образованием ее приняли на работу в Среднеазиатское управление воздушных линий. Она искала площадки для посадки самолетов, работала честно и хорошо, и без отрыва от производства убеждала начальство отправить ее в летное училище, в город Балашов под Саратовым. Убедила, поступила! До мечты оставалось полшага, и тут в училище приходит приказ об обязательном отчислении всех учащихся женского пола. Всех девушек отчислили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Летчица Магуба Сыртланова, биография, фото, военные подвиги и личная жизнь
Wikipedia

Техника пилотирования

Это был тупик. Магуба чувствовала себя хуже, чем после отчисления из медицинского. Она снова не подходила, теперь не происхождение подкачало – пол. Можно было опустить голову и отправиться обратно в Ташкент, на фабрику, мотальщицей. Или... Магуба перевелась в Тбилиси, потому что там был аэроклуб, и там уж она всем показала, на что способна. Работать она устроилась мотористкой в авиаремонтные мастерские при Тбилисском Управлении Гражданской авиации. Она прекрасно знала машину, а техника пилотирования у нее была лучше, чем у большинства членов автоклуба. многих коллег мужского пола. Ее назначили инструктором. И когда началась война, Магуба Сыртланова стала командиром звена 26-й авиашколы первоначального обучения Закавказского фронта. Она готовила летчиков и добивалась отправки на фронт. Командир эскадрильи майор Восканян сам рвался на фронт, а Магубу отговаривал —на фронте нужны летчики-ночники, которые хорошо знают тактику боя, а она? Ну да, пилот она отличный, а вот схватят ее прожекторы в свои лучи — что будет делать?

Вы же хрупкое создание, Магуба Гусейновна!

Но Магубу было не остановить. Она дошла до генерала, командующего 4-й воздушной армией Константина Вершинина, и ее приняли в 46-й гвардейский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ночные ведьмы

Туда брали самых лучших, и то – им приходилось проходить переподготовку. Почти всем «ночным ведьмам» было 17-22 года, тридцатилетняя Магуба была одной из самых старших, но у всех девчонок было по 200 боевых вылетов! И она наверстывала: изучала инструкции и учебники, тренировалась над аэродромом: училась обходить зенитки, ускользать от прожекторов... Через две недели ее включили в боевой состав полка, и вот она уже рапортует командиру эскадрильи:

Пилот Сыртланова боевое задание выполнила! В районе цели два очага пожара.

Гитлеровцы ненавидели «ночных ведьм». Они были бесстрашными, дерзко вели самолеты невысоко над землей, прорывались к складам, железнодорожным узлам, штабам, разносили их в клочья, а через час, как будто насмехаясь, могли вернуться, чтобы добить объект и зафиксировать результат. С малой высоты бомбы падали точно в цель. А у Магубы был талант – она в самую безлунную и беззвездную ночь она могла разглядеть человека с трехсотметровой высоты и ей даже не приходилось, как подругам, ориентироваться на горящий огонек сигареты. И она была великим воином и ничего не боялась. Скоро гитлеровцы стали рассказывать про нее страшные истории, которые бежали впереди Магубы от Кавказа до Восточной Пруссии, по всему ее боевому пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь «ведьмы» после войны

Когда закончилась война, у нее были: два орда Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а в 1946 году появилось и звание Героя Советского Союза. Этим набором она поработала немного в грузинской сельхозавиации, а потом уехала поближе к малой родине, в Казань, и работала контролером на оборонном заводе. Она часто встречалась со школьниками, рассказывала им про войну, как-то даже шинель подарила школьному музею. А умерла рано, в 59 лет, болела, как и все фронтовики. И в этот день у земли стало меньше неба...

Нажми и смотри