Музей открыт: влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес

В продажу вышел специальный номер «Нового очага», посвящённый женщинам из разных регионов России. Они делают очень вдохновляющие вещи: занимаются профилактикой насилия и сохранением памяти о землячках, возрождают ремёсла, восстанавливают старинные дома, становятся депутатами и инспекторами заповедников, помогают людям с ВИЧ и с аутизмом. Белоруска Анастасия Аристова построила успешный бизнес в Китае, а потом оказалась в Ростове, где начала восстанавливать старые дома.
Музей открыт: влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес
Фото: Ирина Каграманова

Мой папа — кадровый офицер, человек старой закалки, строгий, но добрый. И неравнодушный. Всегда старался помогать людям. Родственникам, знакомым, незнакомым. Устраивал на работу, помогал получить квартиру, решал сложные ситуации. Для меня отец — идеал депутата и идеал справедливости. Мама — пианистка, мудрая и весёлая женщина. Мы часто переезжали, и мама умудрялась в любых условиях создать уют и ощущение дома. Я до сих пор удивляюсь, как за один вечер из служебной квартиры можно было сотворить такое чудо. Детство прошло в атмосфере любви и безмятежности. Времена были непростые, для военных особенно, но благодаря родителям мы с братом никогда не чувствовали колебаний внешнего мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Китай я попала в 20 лет, после 4-го курса уехала на стажировку и задержалась на 15 лет. Поработав переводчиком в посольстве, поняла, что хочу работать на себя. Потом была компания, которая занималась пошивом спецодежды для нефтяников, я работала их представителем в Пекине: занималась ведением заказов, контролем всех процессов производства, логистикой. Изучив основные принципы работы с китайскими производителями, я решила организовать свою компанию, чтобы помогать российским предпринимателям вести бизнес с Китаем. Специализацией стало управление цепочками поставок для розничных сетей супермаркетов. За 10 лет небольшая компания выросла в хороший и стабильный бизнес.

Внешне у меня была абсолютно благополучная жизнь, но странное дело: я жила с ощущением, что я не в том месте, что живу не свою жизнь. Будто смотрела кино на экране с собой в главной роли.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я довольно долго не могла сформулировать для себя, что же не так. Помогла поездка в Ростов в 2014 году. Я приехала в гости к друзьям. Они были москвичами. Сами долго искали местечко, куда бы уехать на пенсию, и, поколесив по Золотому кольцу, осели в Ростове. Выбрали уютный старый купеческий дом, восстановили его и переселились.

Анастасия Аристова
Анастасия Аристова реставрирует дом на «Том Сойер Фест» — фестивале, в рамках которого волонтёры восстанавливают историческую среду
Фото: Ира Каграманова; из личного архива героини
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала я решила, что Ростов — идеальное место для дачи. Если когда-нибудь перебираться обратно на «большую землю», думала я, то жить буду в Москве, а в Ростове будет дача. И купила участок около озера Неро со старым-престарым домом. Начала заниматься коммуникациями, садом, всё чаще бывала тут. И поняла, что это место, несмотря на то, что я трачу тут деньги и силы, мне возвращает силы. Возвращает — радостью бытия. Не знаю, как сформулировать менее пафосно. В какой-то момент жизни это важно, чтобы усилия возвращались не только деньгами, но и радостью.

Я влюбилась в Ростов, он стал моим местом силы.

Стала бывать тут чаще, а потом купила ещё один дом. Совершенно случайно. Я всегда останавливалась у друзей и жила в мезонине, окна которого выходили на дом напротив. Он был старый и совершенно заброшенный, хозяина его никто никогда не видел. Однажды хозяин объявился, он уезжал из Ростова и искал, кому продать дом — так, чтобы новый хозяин взялся его восстановить. И выбрал меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анастасия Аристова и баннер
Фото: Ира Каграманова; из личного архива героини

Дом, который я купила, оказался историческим, 1825 года постройки, принадлежавший купцам Серебрянниковым. Слава богам, он не выявленный памятник, и не было проблем хотя бы с этим. А проблем был миллион, и пришлось вникать во всё. Начиная с выбора инженерных, архитектурных и технологических решений до поиска мастеров и реставраторов. На восстановление ушло три года работы, и теперь я тут живу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третьим приобретенным домом стало здание, которое сейчас занимает наш Музей народного искусства. Это дом 1908 года постройки. Он принадлежал вдове священника Мансветова, служившего в ростовском Успенском соборе.

Я зарабатывала в Китае деньги, а здесь, в Ростове, восстанавливала дома, приезжала сюда каждые два месяца, а то и чаще. В какой-то момент наступило противоречие. Там — бизнес, требующий постоянного внимания, здесь, в Ростове, — жизнь и ощущение, что именно здесь я делаю что-то правильное. Надо было выбирать, и это был тяжёлый выбор. В отличие от китайского проекта, тут всё было непонятно и совершенно без гарантий.

Анастасия Аристова
Фото: Ира Каграманова; из личного архива героини
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в этот момент у меня возник ещё один проект: я купила бывшую мебельную фабрику «Прогресс» с потрясающим первым этажом, где планировала сделать отель и кафе. Так в моей собственности оказались несколько исторических зданий, которые нуждались в восстановлении и имели все шансы успешно встроиться в туристическую инфраструктуру Ростова.

В 2019 году я окончательно перебралась в Ростов. Мой дом на Ленинской улице был практически готов. Там я организовала картинную галерею художников Золотого кольца, кофейню и арт-пространство, назвала — The Place. По сути, он стал ростовским культурным центром. В Ростове много творческих людей, здесь мы устраивали встречи, концерты, мастер-классы. Было интересно, но я понимала, что надо продумать наполнение, которое бы было не просто приятным, но и полезным городу, и коммерчески выгодным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Портрет А. Аристовой. Автор — Александр Ильин
Портрет Анастасии Аристовой. Автор — Александр Ильин
Фото: Ира Каграманова; из личного архива героини

В этот момент общий знакомый привёл в клуб друга, это был Александр Ильин, человек очень известный в среде коллекционеров древних икон, инициатор Ферапонтовского общества при Кирилло-Белозёрском музее-заповеднике, энтузиаст в деле сохранения древнерусской живописи. Он коллекционирует расписное дерево и таким образом собрал крупнейшую в России частную коллекцию предметов русского быта с уникальными экспонатами росписи по дереву и резьбы. То есть у меня был дом, а у него — коллекция. И вот они нашли друг друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблемой было то, что коллекция Ильина огромна, а помещение камерное, нужно было отобрать экспонаты, продумать экспозицию концептуально. Очень помогли советы профессионалов. Огромная благодарность замдиректора Ярославского художественного музея Алексею Федорчуку. Мы никак не могли решить, как размещать деревянные экспонаты на фоне бревенчатых стен, все сливалось. По его совету мы сделали цветовые яркие щиты, на которые развесили экспонаты. Радикальный бирюзовый и жёлтый производят вау-эффект на посетителей.

Конечно, мы с Александром Васильевичем только начинаем осваивать музейное дело как бизнес, и вопросов ещё много. Нужно разобраться, как направлять туристические потоки, как выстроить систему работы музея, привлечь сюда научную деятельность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анастасия Аристова и Александр Ильин
Анастасия Аристова и Александр Ильин
Фото: Ира Каграманова; из личного архива героини

Записала Ира Каграманова