Своими глазами: ученые открыли гены, которые восстанавливают зрение

Биологи обнаружили клетки, которые способны сами обеспечивать регенерацию сетчатки глаза.
Своими глазами: ученые открыли гены, которые восстанавливают зрение

Биологи обнаружили в ДНК млекопитающих гены, которые способны восстанавливать поврежденную сетчатку глаза, сообщают «Вести» со ссылкой на научную статью в журнале Science. С ходом эволюции работа этих генов «заблокировалась», однако ее можно восстановить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подобные опыты уже были успешно проведены на мышах группой во главе с Сетом Блэкшоу из Университета Джонса Хопкинса. В результате у животных появились новые нейроны взамен поврежденных.

За основу исследования были взяты рыбки данио-рерио, у которых после повреждения сетчатки активируются клетки так называемой глии (совокупность вспомогательных клеток нервной ткани: прим. ред.). Они превращаются в стволовые клетки, а из них образуются новые нейроны сетчатки.

У некоторых рыб есть гены, отвечающие за восстановление сетчатки
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие же гены есть у птиц и мышей. При повреждении сетчатки они приводятся в «состояние повышенной готовности», но включаются лишь некоторые из них либо не активируются вовсе. Причина оказалась в наличии генов, которые активно этому противодействуют. Они кодируют белки из семейства, известного под названием ядерных факторов-I, в том числе препятствуют работе генов, отвечающих за восстановление сетчатки.

«Наше исследование в целом показывает, что у млекопитающих, включая человека, есть потенциал к регенерации, но эволюционное давление по каким-то причинам отключило его», — поясняет Блэкшоу.
Вы носите очки?
Да
Нет
Unsplash

Это открытие может стать важным шагом в разработке методов борьбы со слепотой. На днях ученые выяснили, что наличие у людей особого мутированного гена обеспечивает им защиту от заражения коронавирусом.

Фото: Unsplash