«До конца боролись за жизнь». Капитан 1 ранга 20 лет изучал обстоятельства гибели подлодки «Курск»

Игорь Курдин полностью восстановил хронологию событий.
«До конца боролись за жизнь». Капитан 1 ранга 20 лет изучал обстоятельства гибели подлодки «Курск»

После того, как судами в Баренцевом море 12 августа 2000 года был зафиксирован звук, похожий на подводный взрыв, прошло еще 6 часов, прежде чем подводный ракетонесущий крейсер (АПРК) К-141 «Курск» признали терпящим бедствие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Капитан первого ранга Игорь Курдин 20 лет посвятил изучению остоятельств гибели подлодки.

10 августа 2000 года подлодка вышла из губы Западная Лица и направилась в район учений. 11 августа экипаж успешно отстрелялся практической ракетой «Гранит», а после этого ушел на глубину и отправился в район, где планировалось провести торпедные стрельбы.

В роковое утро 12 августа в 6:00 лодка заняла заданную в ходе учений позицию и успешно «отстрелялась» масштабным условным ударом по флотилии кораблей, которые исполняли роль противника. Возглавлял флотилию тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

В 8:51 от командира подлодки капитана 1-го ранга Геннадия Лячина пришло донесение об успешном выполнении задания и готовности к торпедным стрельбам. Это стало последним донесением с «Курска».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» распознали звук работы гидролокатора подлодки, которой нужно было приготовиться к торпедной атаке. В 11:30 был зафиксирован другой звук, который предположительно мог быть подводным взрывом. Затем корпус флагмана содрогнулся от мощного гидродинамического удара. Почему-то командование не придало этому значения.

Гидродинамический удар был такой силы, что был замечен и занесен в журнал на подлодке «Карелия, которая была в 80 километрах от "Курска", и даже на норвежской сейсмической станции ARCES в 470 километрах от места взрыва. В Норвегии вообще ощутили 2 взрыва: один на глубине в 40 метров, второй, более мощный на 100 метров под уровнем моря — в 5 тонн тротила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже после всех этих событий командование спокойно ожидало, что «Курск выйдет на связь. И когда этого не произошло и "Курск" не всплыл для доклада в 14:12, были подняты вертолеты. В 15:25 "Петр Великий" безуспешно вызывал подлодку по спецсвязи, в воду стали сбрасывать взрывпакеты — сигнал подводникам об экстренном всплытии. Но, по словам Игоря Курдина, "Курск" не считали аварийным даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Курск» стал могилой для 118 человек — погиб экипаж и прикомандированный к нему представитель завода «Дагдизель». В отчете Генпрокуратуры, причиной катастрофы указан взрыв торпеды, произошедший из-за утечки топлива. По сведениям судмедэкспертов, экипаж мог бороться за жизнь от 16,5 часов до двух суток.

Фото: РИА Новости