Как массовая культура меняет представления о женской внешности: 5 новых тенденций

О том, что красота – понятие относительное, слышали многие. Тем не менее довольно долго масс-медиа вовсю тиражировали образ этакой «голливудской красотки» в качестве эталона, к которому должна стремиться каждая женщина. Однако в последнее время в российской и мировой массовой культуре постепенно популяризуются эстетика разнообразия типов внешности, принятие женщиной себя такой, какая она есть, а также переход от бодишейминга к бодипозитиву.
Как массовая культура меняет представления о женской внешности: 5 новых тенденций

Эти и другие выводы были сделаны в ходе семиотического исследования телеканала TLC о том, как меняется образ женщины в медийном пространстве. Проанализировав фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры, эксперты выявили 31 код – устойчивые наборы знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов. Итоги этой масштабной работы доступны в официальном аккаунте TLC, а «Новый очаг» предлагает подробнее остановиться на результатах исследования, затрагивающих женскую внешность.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Безупречные красотки уже не в тренде

Молодая женщина с ухоженной и сияющей кожей, пышными и блестящими волосами, идеальными укладкой, макияжем, маникюром и педикюром, непременно на каблуках и в обтягивающей одежде, которая выгодно подчеркивает ее стройную фигуру, – именно таким до недавних пор был эталон женской красоты, который продвигали все каналы массовой культуры – от рекламы и глянца до телевидения и кинематографа. Так выглядят героини сериалов «Клуб жен астронавтов» и «Роковые красотки», фильмов «Блондинка в законе», «Завтрак у Тиффани», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», огромная часть бьюти-блогеров и модели в рекламе товаров и услуг самых разных категорий – от косметики до автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако, согласно исследованию TLC, этот образ постепенно теряет актуальность в массовой культуре, и быть безупречной красоткой становится уже не так модно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во многом это связано с тем, что меняется отношение самих женщин к собственному телу: если раньше многие из них воспринимали внешность в первую очередь как инструмент привлечения внимания мужчин и влияния на них, стараясь подстраиваться под их вкусы, то сегодня во главу угла они начинают ставить уже свои интересы, предпочтения и удобство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что удобно, то и модно

Исследование TLC показало, что естественность и удобство – это доминирующая тенденция в массовой культуре, которая затрагивает женскую внешность. Если раньше на светские мероприятия знаменитости непременно надевали обувь на высоких каблуках, то сегодня все больше звезд протестует против этой устоявшейся традиции: Кристен Стюарт признается в ненависти к туфлям на каблуках, называя их «обувью Сатаны», и вместо этого зачастую надевает любимые кеды, Сьюзан Сарандон и Ксения Собчак часто выходят в свет в спортивной обуви, а Хелен Миррен и Дженнифер Лоуренс предпочитают шпилькам более удобные балетки. Даже свадебные стилисты в последние годы нередко рекомендуют невестам выбирать вместо привычных туфель кеды, кроссовки или грубые ботинки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако, согласно исследованию TLC, этот образ постепенно теряет актуальность в массовой культуре, и быть безупречной красоткой становится уже не так модно.

То же самое касается и одежды: просторные, зачастую небрежные с виду и даже мятые наряды все чаще встречаются в коллекциях известных кутюрье и гардеробах селебрити. Прически с растрепанными волосами и нюдовый макияж также сегодня на пике популярности. Главными героинями в кинематографе тоже все чаще становятся женщины, которые выглядят естественно– к ним можно отнести Китнисс Эвердин из «Голодных игр», Беатрис Прайор из «Дивергента» и Сун Пак из «Восьмого чувства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долой рамки и ограничения

Помимо этого, в последние годы в массовой культуре активно развивается эстетика разнообразия, согласно которой для того, чтобы быть красивой, совсем не обязательно соответствовать глянцевым или любым другим шаблонам. Избыточный или недостаточный с медицинской точки зрения вес, шрамы, ожоги и другие особенности кожи, альбинизм, гетерохромию, патологическое отсутствие волос и раннюю седину масс-медиа постепенно начинают представлять не как недостатки, а как уникальные особенности, которых нужно не стыдиться, а, напротив, стоит полюбить в себе. По крайней мере, об этом говорят примеры многих моделей: например, «двухцветной» из-за витилиго Винни Харлоу, которая в прошлом году стала одним из «ангелов» Victoria's Secret, Сары МакДэниэл, чьи глаза разного цвета принесли ей большую популярность, альбиносов Конни Чиу, Тандо Хопа, Диандры Форрест, а также Тесс Холлидей, которой вес в 150 кг вкупе с полным принятием себя и харизмой помог заработать неплохие деньги и всемирную известность. То же самое касается и возраста: стереотип о том, что неотъемлемым спутником красоты должна быть молодость, уже не так популярен, как раньше – это доказывают Мадонна, Катрин Денев, Шэрон Стоун, Мэрил Стрип, Сандра Буллок и Моника Белуччи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уникальная и свободная

Многие же из тех, у кого нет настолько приметных «особенностей», начинают стремиться к созданию своего уникального и неповторимого стиля с помощью необычных аксессуаров, ассиметричной одежды и причесок, покраски волос в неестественные цвета и других способов. Олицетворением этой тенденции можно назвать принцессу Лею из «Звездных войн», Лилу из «Пятого элемента», Лолу из картины «Беги, Лола, беги», Джилл из ленты «Бессмертные: Война миров» – внешность каждой из этих героинь далека от классических эталонов красоты, тем не менее все они выглядят яркими, уникальными, вдохновляющими и свободными. То же самое можно сказать и о таких звездах, как Пинк, Леди Гага и Ники Минаж, которые не боятся смелых и неординарных экспериментов с внешностью. Даже Ким Кардашьян, которая обычно предпочитает образ безупречной красотки, в прошлом году не удержалась и выкрасила волосы в ярко-розовый в желании стать похожей на 02, главную героиню своего любимого аниме Darling in the Franxx.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представления о красоте становятся инклюзивными

Массовая культура показывает, что общество в целом постепенно становится инклюзивным, предоставляя женщинам с физическими ограничениями все больше возможностей стать счастливыми в личной жизни и реализовать себя в любимом деле. Это же касается и мира моды, который с каждым годом все шире раскрывает свои двери перед людьми с ограниченными возможностями – это доказали прославленные на весь мир модели, в числе которых Эйми Маллинз с протезами обеих ног, Таня Кивитц без одного предплечья, слабовидящая Аманда Своффорд и Моффи Модело с косоглазием, а прошлой осенью на подиум нью-йоркской недели моды впервые вышла модель с синдромом Дауна – 21-летняя испанка Мариан Авила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинематограф также транслирует идею о том, что женщины с физическими ограничениями — красивые, сильные и живущие яркой жизнью: это можно сказать о Бетани Хэмилтон из байопика «Серфер души», которую атака акулы оставила без левой руки, но не смогла лишить воли и заставить бросить страстно любимый серфинг, или о Черри Дарлинг из картины «Планета страха», которая гоняет на байке и так же безбашенно стреляет из протеза-автомата, заменившего ей ногу, в многочисленных зомби.

В исследовании TLC рассказывается о том, как вышеуказанные тенденции отражает массовая культура, однако важно не забывать о том, что параллельно с описанием трендов она и формирует их, подавая пример многим женщинам, помогая им избавиться от стереотипов и полюбить себя.

Фото: Legion Media