Психотерапевт Елена Голяковская: нам нужна школа, где нет места буллингу

«Новый очаг» в новом номере задаётся вопросом: какая школа нужна нам сегодня? 12 главных российских спикеров в сфере образования (учителя, директора, психологи и другие эксперты), московские школьники и специальный гость — певица Лиза Монеточка — отвечают на вопросы: какой должна быть школа сегодня, чтобы в ней хотелось учиться и работать? Должен ли родитель вмешиваться в образовательный процесс? Нужны ли ученикам Толстой и Достоевский, гаджеты и игры? Кем станут наши дети и смогут ли они стать кем-то, если не сдадут ЕГЭ? Могут ли школа и дополнительное образование обходиться без насилия? Травля – одна из самых серьезных проблем в школе. Если ученики находятся в ситуации травли – в качестве страдающей стороны или в качестве наблюдателей, – ни о каком эффективном обучении речи быть не может, так мы устроены. Психотерапевт Елена Голяковская размышляет: как выйти из этой ситуации? Кто может помочь детям? Могут ли они «разобраться сами»?
Психотерапевт Елена Голяковская: нам нужна школа, где нет места буллингу
Иллюстрация: Ольга Халецкая
Елена ГОЛЯКОВСКАЯ

Своими именами

Травля – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных одноклассников или их части. Жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок – и этим буллинг отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля всегда зависит не от пострадавшей стороны, а от агрессора. Жертва травли мало что может сделать без системной помощи взрослых. Травля – это насилие, которое может быть физическим, психологическим, материальным и виртуальным (кибербуллинг).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Соня, 20 лет: «В 6-м классе я сильно поправилась и стала объектом постоянных насмешек со стороны нескольких наших мальчишек. Меня постоянно дразнили "толстухой", "большой живот", периодически я находила в портфеле записки с фразами вроде "Когда тебе рожать?". Остальные отмалчивались. Даже те ребята, с кем я общалась в предыдущих классах. Никто меня не защищал от группы обидчиков, хотя меня поддержало бы банальное: "Отстаньте от нее!" Мне даже казалось, что все остальные тоже насмехаются надо мной, особенно после того, как однажды на физкультуре со мной никто не хотел быть в паре на занятиях. Учителя наверняка все видели, но не считали нужным вмешиваться.

Да, меня не били, не запирали в туалете, но мне было ужасно больно и обидно».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда кого-то в классе постоянно дразнят, оскорбляют, толкают, портят и прячут вещи, пачкают одежду, угрожают, насмехаются, унижают, устраивают бойкот, отказываются сидеть или стоять рядом, вымогают деньги, срывают подготовку к урокам, создают и распространяют оскорбительные картинки в чате класса или в закрытой группе в соцсетях – всё это не просто детские шалости, это травля, и срочно необходимо вмешательство учителей и родителей, а не реагировать по принципу «дети сами разберутся».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Это не шутки, не игры, не недопонимание – это насилие, которое необходимо остановить, и сделать это можно только «сверху», пострадавшая сторона остановить подобные действия агрессоров не в состоянии.

Важно понимать, что предотвращение травли должно быть в приоритете у учителей, потому что негативная атмосфера в классе напрямую влияет на учебный процесс. Пострадавший получает большую психологическую травму, но не меньшую травму получают и свидетели насилия. В коллективе, где происходит буллинг, никто из участников и свидетелей не чувствует себя в безопасности, все силы уходят на то, чтобы защитить себя от нападения, или на то, чтобы выстроить свое поведение так, чтобы не занять место жертвы и не оказаться под ударом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безопасность – фундаментальная потребность человека, вся мозговая деятельность останавливается или сильно притормаживается в опасных ситуациях, все мыслительные и бессознательные процессы направляются на то, чтобы обезопасить себя. И пострадавшие, и свидетели травли начинают хуже учиться, проявлять все меньше инициативы, медленнее соображают и не могут быстро принимать важные для себя или класса решения.

Последствия могут включать в себя даже посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое влияет и на физическое здоровье – может быть причиной мигреней, расстройств ЖКТ, бессонницы, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний. Поэтому так важно быть в курсе того, что происходит в классе у вашего ребенка, и даже если обнаружившаяся травля не касается его напрямую, обратить на это пристальное внимание и призвать учителей разобраться в ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитель всегда причём

Роль учителя в школьной травле решающая. Именно он – ответственный за детей взрослый, который устанавливает правила на своем уроке, следит за их выполнением и атмосферой в классе. Он может как остановить травлю, так и запустить ее. А может не обращать внимания на насилие, что только разжигает агрессию, ведь безнаказанность ведет к увеличению интенсивности травли.

Елена Г., Москва: «Мы не сразу поняли, что в классе у сына проблемы. Насторожило то, что он перестал называть учителя по имени и начал говорить "она". Спросили, в чем дело. Ответил что-то невразумительное, мол, так короче, чем всё имя-отчество говорить. А потом одна из мам рассказала, как учитель звонила ей и предупреждала, чтобы с нашей семьей были аккуратнее, поскольку ребенок у нас приемный и "мало ли что". В два года мы взяли сына из детского дома, и учитель об этом знала. Тогда я решила не обострять и не выясняла отношений с учителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через несколько дней сын пожаловался, как она при всем классе отчитала его за то, что он был в футболке другого цвета: «Все в белых, а ты в желтой! Посмотрите на него, он хочет выделиться!» Я поговорила с учителем: она это объяснила особой методикой воспитания, «закаливанием». А потом, перед всем классом, выставила сына ябедой, который всё рассказывает маме. Кто-то был на его стороне, а кто-то нет – так она сталкивала между собой детей.

И подобных случаев было много! Из школы мы не ушли, наш класс спасло то, что многие родители оказались неравнодушными.

Разговаривали дома с детьми, общались между собой. Мы не раз обращались к руководству школы – безрезультатно. У администрации был один ответ – у вас нет доказательств, а учитель «дает результат». Действительно, показатели у ее учеников были высокие, но какой ценой. Внимание на проблему обратили только тогда, когда несколько одноклассников накинулись на сына в коридоре и начали его душить! Началось разбирательство, учителя уволили. Но самое удивительное, что случилась эта история в одной из элитных школ Москвы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К сожалению, достаточно много случаев, когда травля начинается с подачи учителя.

Невзлюбив кого-то из учеников, он не может справиться со своими негативными чувствами и не скрывает пренебрежительного и оскорбительного отношения, которое могут подхватить некоторые ученики, повторяя слова, интонации, а иногда и действия учителя. В таких случаях учитель часто отрицает наличие травли и объясняет отношение к пострадавшему ученику так: «Ему иначе ничего не объяснить», «У меня в классе их много, невозможно к каждому найти особый подход».

Бывает, что учитель видит, как одноклассники относятся к своему товарищу, но никак не реагирует, потому что считает это детским конфликтом, в который не нужно вмешиваться – пусть дети учатся сами решать проблемы. Еще одна причина, по которой учитель не реагирует на травлю в классе, – непонимание, что на самом деле происходит, отсутствие информации о том, как поступать в этой ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он не знает, надо ли вмешиваться, особенно если он не классный руководитель, и если включаться – то как, есть ли какие-то ресурсы или нормативные документы относительно травли. Ну и еще одна причина невмешательства – это страх учителей перед детьми. Скажем честно, не все педагоги уверены в своем авторитете и пользуются уважением учеников, и тогда обозначить конфликт и найти силы для его решения учитель не в состоянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
школьники, учитель, школа
Mikhail Nilov / Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как предотвратить буллинг

Это задача учителя. Важно установить в классе свои правила поведения, обозначить ценности, которыми он руководствуется в работе, и проявления, которых он поощряет в учениках. Важен список достаточно четких критериев «что в классе можно» и «чего в классе нельзя ни при каких обстоятельствах». Доверительный тон общения с учителем сильно снижает саму возможность появления насилия в классе, потому что ученики чувствуют доверие к педагогу и верят в его возможность справедливо разобраться в любой ситуации и защитить каждого в классе.

Можно поздравить родителей, чьи дети учатся у таких учителей. Часто дети боятся рассказывать о происходящем, потому что не хотят, чтобы их считали «стукачами». Эта культура обвинения жертв, виктимблейминг, и об этом важно говорить с детьми. В частности, о том, что обращение за помощью к взрослым, когда она требуется, – это нормально. Взрослые тоже обращаются за помощью к другим взрослым – в полицию, например.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что могут сделать родители

Как действовать, если вы узнали о травле? Подробную инструкцию можно скачать на сайте проекта «Травли.нет». Первым делом обратитесь в школу к учителям, школьному психологу, социальному педагогу, администрации с посылом «есть сложная ситуация, давайте ее решать вместе». Фиксируйте письменно все встречи, предлагаемые решения, алгоритмы действий и сроки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предложите создать в школе согласительную комиссию. Это предусмотрено законодательством. В комиссию могут входить не только администрация школы, ученики и родители, но и приглашенные психологи и медиаторы. Задача комиссии – разобраться в ситуации и помочь детям с ней справиться, а ее решения можно сделать обязательными для исполнения на территории школы. Также можно обратиться к некоммерческой организации (НКО), занимающейся этой темой для консультации и поиска необходимых специалистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если разговоры не помогают, если школа не реагирует на ваши призывы, переходите к старому доброму бюрократическому методу. Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Алгоритм защиты

  1. Напишите заявление в администрацию школы, где подробно укажите все факты травли и опишите, к чему это привело. Заявление зарегистрируйте во входящих документах секретариата. Администрация обязана отреагировать в течение 30 дней.
  2. Предложите решение проблемы. Если ребенок хочет остаться в этой школе, предложите создать согласительную комиссию и приготовьтесь к участию в ее работе.
  3. Если школа не реагирует на ваше заявление, пишите заявление в Управление образования вашего города или области с требованием проверить действия школьной администрации, в Роспотребнадзор – с требованием проконтролировать соблюдение прав учащегося, а также Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе.
  4. Не бойтесь рассказывать об этой ситуации и привлекать внимание общественности: пишите о ситуации в социальных сетях, попробуйте привлечь журналистов, обратитесь в редакции газет и телеканалов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если ситуация и в этом случае не меняется, выходом станет смена школы или переход на другую форму обучения. В случаях, когда ребенок приходит из школы с серьезными физическими повреждениями – переломы, ожоги, порезы – или если ссадины и повреждения появляются постоянно, то действовать нужно решительнее:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Перестаньте водить ребенка в школу.
  2. Соберите доказательства: медицинское освидетельствование, справка от врача, фото и видеозаписи, соберите испорченные вещи и зафиксируйте, как их испортили, соберите скриншоты переписок, запишите имена свидетелей.
  3. Проконсультируйтесь у адвоката или специалистов НКО, какие законодательные нормы нарушаются в вашем случае.
  4. Напишите заявление в полицию и прокуратуру. Напишите заявление в Управление образования вашего города, в Роспотребнадзор и Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе.
  5. Привлеките внимание общественности.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На протяжении всего процесса поддерживайте ребенка, будьте на его стороне. И не бойтесь ввязываться в долгие процедуры для защиты своего ребенка – при любом исходе он будет знать, что всегда найдет поддержку у вас при любых обстоятельствах, а еще он будет знать, что то, что с ним происходит, – это преступление и он может обращаться за помощью и получать ее.

Обложка нового номера журнала «Новый очаг»
Фото: Александр Карнюхин