Показать разные пути: как учитель может помочь победить дискриминацию детей

«Новый очаг» в новом номере задаётся вопросом: какая школа нужна нам сегодня? Кадровая проблема школьного образования особую остроту имеет в регионах. Вдали от больших городов ограничен доступ учеников к образовательным возможностям. Педагогам зачастую не хватает веры в детей и в то, что они способны на большее. Ольга Фогельсон рассказывает, как «Учитель для России» меняет ситуацию.
Показать разные пути: как учитель может помочь победить дискриминацию детей
Иллюстрация: Ольга Халецкая
Ольга ФОГЕЛЬСОН

Проблема образовательного неравенства, доступа к качественному образованию существует во многих странах мира. В России она преломляется особым образом в силу разных причин, в том числе географических: мы живем в огромной стране, и возможности ученика в городе-миллионнике и ребенка в сельской местности очень разные. Возможности школ очень разные, дефицит учителей в селах несравнимо больше, и зачастую минимальна или почти отсутствует образовательная среда вне школы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дети, к которым обращена наша программа, растут в местах, где нет кружков, нет театра, может не быть библиотеки в школе.

Наша программа сфокусирована на решении образовательных проблем и неравенства образовательных возможностей внутри каждой школы, в которой работают наши учителя. Мы набираем и готовим учителей для региональных школ, зачастую это те, кто никогда не работал в школе, но они качественные специалисты в своих областях, имеют очень сильное желание работать в школе, прошли наш многомесячный отбор и обучение и готовы поехать туда, куда мы распределим. А главное – готовы искать решения тем проблемным зонам, которые есть в школе.

Приходя в региональные министерства и департаменты образования, мы просим показать нам школы со слабыми показателями ЕГЭ (по ним хорошо виден уровень школы) и школы удаленные, но готовые к изменениям. Мы стараемся выбрать те школы, в которых мы остро необходимы, это школы очень удаленные или школы в черте города, но в которых оказались дети с непростыми историями – своеобразные школы-«стоки», в которых собраны дети, которые по разным причинам не смогли учиться в других школах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дети – одна из самых дискриминируемых частей общества, потому что все решения за них принимают взрослые.

А дети из сложной социоэкономической среды дискриминируемы дважды – не только по возрасту, но и по бедности. А если они еще и с мигрантским опытом – то еще и поэтому. А если живут в деревне – то еще и поэтому. В общем, можно эти дискриминации плюсовать одну к другой, и иногда получаются очень разные картины, и совершенно разная атмосфера, и разные бэкграунды детей.

школьники, дети, школа
Alexandr Podvalny / Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея про то, что интернет позволяет всем детям России существовать в едином контексте, – это неправда. Цифровизация слабая, у детей, с которыми мы работаем, зачастую нет своих гаджетов, и нам это показала пандемия. В среднем в России только у одного из 14 детей есть личный гаджет. При этом в Москве это соотношение 2:1. Это нам показывает, какой разрыв существует между Москвой и остальной Россией, насколько в разных обществах мы живем.

Дети попросту не получают доступ к информации, которая кажется общедоступной жителю большого города, – они не могут за несколько секунд найти ответ на свой вопрос в Гугле или Википедии. Для них границы родного села часто становятся границами мира, в котором они живут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Часто ребенок из маленького города или деревни и не мечтает о поступлении в вуз.

Он не думает, что это как-то может его касаться. Ни его родители, ни его братья-сестры никуда не уезжали дальше, к примеру, Тамбовской области, максимум, что кажется возможным,
переезд в ближайший город. Но и для этого ему должно повезти: он должен хорошо учиться, хорошо сдать ЕГЭ, его должны поддерживать дома. И последнее важно, потому что зачастую родители говорят: «Ну слушай, университет не для нас, давай-ка ты пойдешь в колледж рядом с домом, потому что мы не знаем, как тебе помогать финансово, пока ты учишься в Тамбове».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поэтому роль наших учителей – кроме того, что ты должен быть классным учителем-предметником, ты должен показать детям, что всё возможно и вообще-то есть разные пути.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наша главная ценность – вера в каждого ребенка, в то, что каждый может стать автором своей жизни. Эту формулировку про авторство жизни мы придумали после запуска вместе с нашими первыми учителями, и она про то, что я сам решаю и выбираю свою жизнь.

Вера в ребенка дает ему огромный плацдарм. Даже если нет ничего больше вокруг, это все равно увеличивает шансы. Если мы в ребенка не верим, если приходим в класс с установкой «вы не сможете сдать экзамены», «вы ничего не добьетесь», их шансы на то, что они могут правда сдать и добиться, минимальные, они даже пробовать зачастую не будут.

Когда мы открывались 6 лет назад, мы знали две вещи: что есть огромный дефицит учителей в стране и что средний возраст учителя в России 50 лет. Сейчас, спустя 6 лет, средний возраст преподавательского состава уже 57 лет. И нам понятно, конечно, что наши 327 учителей не решат проблему 120-тысячного российского дефицита. Но также нам понятно, что системные изменения начинаются отсюда. Например, почти все наши выпускники остаются работать в системе образования, делают свои образовательные и социальные проекты, становятся методистами, пишут учебники, а теперь еще и становятся директорами сельских школ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В системе огромная нехватка управленцев, их неоткуда брать, не учат нигде на директоров. И мы решили, что начнем обучать и поддерживать наших выпускников, которые выбрали для себя такое будущее. Я надеюсь, однажды из наших учителей для России выйдут отличные министры образования, которые будут знать школьную систему изнутри, будут знать, в чем наши главные ценности, и обладать множеством инструментов решать локальные и глобальные проблемы.

Обложка нового номера журнала «Новый очаг»
Фото: Александр Карнюхин