Опытным путём: как организована школа в Нидерландах, Финляндии и Германии

«Новый очаг» задаётся вопросом: какая школа нужна нам сегодня? 12 главных российских спикеров в сфере образования – учителя, директора, психологи и другие эксперты – обсуждают, какой должна быть современная школа, чтобы в ней хотелось учиться и работать? Могут ли школа и дополнительное образование обходиться без насилия? Должен ли родитель вмешиваться в образовательный процесс? Нужны ли ученикам Толстой и Достоевский, гаджеты и игры, разные по уровню школы? Кем станут наши дети и смогут ли они стать хоть кем-то, если не сдадут ЕГЭ? В мире существует много эффективных образовательных практик. Учитель математики в «Новой школе» Юрий Подкопаев размышляет: что из западного опыта мы могли бы использовать в России и как это можно сделать?
Опытным путём: как организована школа в Нидерландах, Финляндии и Германии
Фото: Unsplash, Коллаж: Алина Яковлева
Хорошая школа всегда вбирает в себя лучшие мировые практики. Что интересного происходит в образовании за рубежом? Правда ли, что в Финляндии самые лучшие школы?
Содержание статьи
Юрия ПОДКОПАЕВ

Нидерланды: найти увлечение – важно

«Дальтон-час» – практика, вполне жизнеспособная для нашей системы образования. Впервые я познакомился с ней в голландских школах. Это довольно популярная система обучения, которая возникла в 20-е годы в США. Основная идея заключается в том, что на один час в неделю (а в некоторых школах и больше) все ученики и учителя освобождаются от уроков. Но это не пустое место в расписании. Хочешь не хочешь, ты должен найти себе на этот час занятие. Это относится и к преподавателям, и к ученикам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вариантов масса. Это может быть всё что угодно – от погружения в робототехнику до изучения древнегреческого языка. Не только по принципу «учитель предлагает – ученики выбирают», дети могут придумать свою тему и договориться с учителем о том, как будет строиться их совместная работа.

Так вскрывается ворох различных детских и взрослых интересов.

Я видел, как историк организовал музыкальный кружок, играл с детьми на домре, и итоговым продуктом, ради которого затевался «Дальтон-час», у него было выступление ансамбля. Здесь есть место для выбора, творчества, фантазий. Мы вводили «Дальтон-час» в своей школе. Это был интересный опыт, который всех взбодрил, потому что по сути он вскрывает вопрос «зачем мы все сюда приходим?». Ученики находят то, что им действительно интересно, и помимо базовых уроков могут заниматься еще чем-то: час в неделю – это немало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В понедельник – у тебя лепка из глины, в среду – подготовка спектакля, в пятницу вы изучаете минералы, которые педагог нашел в какой-то горной экспедиции. Язык не повернется назвать школу скучной. У учителей тоже появляется возможность выделять время для своих увлечений и выходить за рамки школьной программы в своем предмете.

Конечно, в целом «Дальтон-час» – это затратная педагогическая деятельность. Еще и с коллегами надо договариваться. Но усилия педагогов оправданны – это помогает детям в дальнейшем ориентироваться в выборе профессии, специализации, в целом, того, с чем ребенок захочет связать свою жизнь. Я уверен, что в каждой российской школе есть учителя, интересы которых сосредоточены не только в области их основной специализации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финляндия: воспитание взаимоуважения и обучение, похожее на игру

В финской системе образования меня поразило многое – там есть чему поучиться. Но особенно меня впечатлили два момента, которые вполне вписываются в нашу школу. Первое, что мне понравилось, – два класса одной параллели могут делить одно пространство. Два математика, химика, историка ведут предмет параллельно – их разделяет только ширма. Они могут ее убирать и проводить урок совместно, а могут каждый по отдельности. И это прежде всего воспитывает в детях взаимоуважение, ты естественным образом учишься вести себя спокойно и не мешать происходящему вокруг.

Вторая идея, которую я видел в финской системе образования, – это обучение, которое базируется на изучении феноменов (fenomen base learning). Я присутствовал на таком уроке и даже не сразу понял, что происходит. Это было больше похоже на игру. Детям раздали тазики с водой, назвали это Балтийским морем, выдали тарелочки, какие-то жидкости, трубочки, деревянные палочки, в каждый таз запустили чашу с маслом – как баржу с нефтью, имитировали ее разлив. Сначала они сами пытались решить проблему – придумывали различные способы, а потом учителя рассказывали, как это работает в жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, такие дополнительные интерактивные уроки помогают лучше понять тему, закрепить материал, причем по нескольким предметам одновременно. Во-вторых, на уроке объединяются и математика, и география, и экология, и химия – дети решают реальную задачу, им интересно, работают командой, они провели эксперимент, лучше усвоили материал. В-третьих, так они весьма успешно пытаются подчеркнуть актуальность серьезных проблем в глазах детей, в том числе подростков, для которых это кажется чем-то далеким и неважным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На таких уроках поднимаются темы, связанные с большими глобальными вызовами современности – тем, с чем человечеству предстоит работать ближайшие 20–30 лет: мировой голод, перенаселение, безграмотность, глобальное потепление, вырубка лесов, различные экологические проблемы и т. д. И вот на этой системе строится весь учебный план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, сейчас у нас такие уроки можно проводить только на голом энтузиазме учителей. В методике преподавания предмета в вузах нет задачи сделать его ближе и понятнее, расположить к нему детей, вызвать интерес. Чтобы учить этому, необходимо перестраивать всю систему подготовки учителей.

школьники, учитель, школа
Max Fischer / Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Германия: бросить вызов самому себе

С проектом «Челлендж» я познакомился в Берлинской Евангелической школе. Суть в следующем: ты пытаешься справиться с тем, что тебе сложно делать, бросаешь вызов самому себе. Например, ты боишься выступать перед большим количеством людей, или плохо ориентируешься по картам, или тебе не хватает выносливости в спорте. И вместе со своим тьютором (преподавателем, который помогает ребенку исследовать свои интересы) ты пытаешься с этим справиться.

Удивительно, но дети в Германии довольно легко признаются в том, что у них не получается, и хотят это исправить. У наших ребят подобные разговоры о вызовах скорее вызовут недоумение – какое отношение это вообще имеет к школе? Я слышал рассказ о таком челлендже, где дети учились ориентироваться на местности в походе. И я был просто восхищен выдержкой учителя – класс три дня ехал не в ту сторону. Надо отдать должное выдержке учителя. Он не сказал ни слова, не вмешивался в процесс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

​Мы им не мешали

В одной голландской школе я видел стенд выпускников, которыми они гордятся. И это были не звезды, не лучшие ученики, окончившие школу с золотой медалью, не стобалльники, как принято у нас. И когда я спросил, почему именно эти люди висят на доске почета, меня поразило их объяснение: «Мы помогли этим людям определиться, не мешали им двигаться к цели, и они достигли того, чего хотели, удовлетворили свои амбиции». И такому взгляду на образование нам нужно в первую очередь поучиться за рубежом.

Обложка нового номера журнала «Новый очаг»
Фото: Александр Карнюхин