РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нам нужна школа, где родители доверяют учителю: как наладить коммуникацию

«Домашний очаг» в новом номере задаётся вопросом: какая школа нужна нам сегодня? 12 главных российских спикеров в сфере образования (учителя, директора, психологи и другие эксперты), московские школьники и специальный гость — певица Лиза Монеточка — отвечают на вопросы: какой должна быть школа сегодня, чтобы в ней хотелось учиться и работать? Могут ли школа и дополнительное образование обходиться без насилия? Кем станут наши дети и смогут ли они стать хоть кем-то, если не сдадут ЕГЭ? Нужны ли ученикам Толстой и Достоевский, гаджеты и игры, разные по уровню школы? Должен ли родитель вмешиваться в образовательный процесс? Педагог и писатель Дима Зицер размышляет, каким должно быть идеальное взаимодействие родителей и школы. быть их идеальное взаимодействие?
Нам нужна школа, где родители доверяют учителю: как наладить коммуникацию
Max Fischer / Pexels
Дима ЗИЦЕР
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный вопрос

Первое, чем озадачиваются родители детей шести-семи лет, – как выбрать ребёнку лучшую школу. Принято считать, что это первый шаг на пути к счастливым годам обучения. На самом деле поиск школы – это второй шаг. Первый и самый важный – определиться: зачем вам нужна школа. «Семь лет исполнилось – все, пора в первый класс»? «Потому что все так делают»? «За знаниями»? Здесь нет подсказок – для каждого ответ свой, и он не такой очевидный, как кажется. Только после ответа на него можно говорить о том, какая школа нужна ребенку, что конкретно искать, по каким критериям выбирать.

Ведь школа – это не только учебный процесс. Школа – это здорово, школа – это классно. Если переводить с латинского, школа это «место для беседы». Но от ответа на вопрос «зачем ваш ребенок туда идет?» зависит, будет он бежать туда вприпрыжку или идти как на аркане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обычно учебное заведение для детей выбирают исключительно родители, но это неправильно.

Успех предприятия, которое называется школа, сильно связан с тем, принимает ребенок участие в этом выборе или нет. Ведь ему в ней учиться – проводить по несколько часов в день, пять раз в неделю, девять, а то и все 11 лет. Не нужно действовать по принципу «подружка посоветовала – и моему тоже надо», а вместе сходить с ребёнком в школу, поговорить с учителем, с мамой, которая за руку ведет первоклассника, пообщаться со старшеклассниками. То, что я говорю, это минимум. А максимум приложится потом, если вы сделали правильный выбор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идеальная коммуникация

На выборе школы родительское участие не заканчивается. Но давайте не будем путать сотрудничество со школой и вмешательство в образовательный процесс. Учитель – это профессия. Такая же, как врач, пилот, сантехник, инженер. Мы обращаемся к тому профессионалу, которому доверяем. Мы покупаем билет на рейс у определенной авиакомпании и не вмешиваемся в работу пилота, не подсказываем, как правильно управлять самолётом.

Именно поэтому правильный выбор специалиста не должен быть по принципу «что есть, то есть». Ведь для этого мы изначально и формулируем критерии выбора школы. После того, как вы определились, вы доверяете учителю и не вмешиваетесь в его работу. Не говорите, что он неправильно учит сложению, что выбрал не то произведение, начал занятия по окружающему миру не с той темы. Меня возмущает вульгарное отношение к педагогике – что этим могут заниматься все и каждый знает, как лучше. Но это не значит, что родитель должен быть пассивным наблюдателем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
школьники, учитель, школа
Max Fischer / Pexels

Конструктивное взаимодействие

Родители вправе задавать любые вопросы. Это самые близкие люди ребенка и они должны понимать, что с ним происходит в школе. Для этого они могут инициировать родительские собрания – как встречу мам и пап для того, чтобы что-то обсудить, предложить, а не просто сдать энную сумму в родительский комитет и разойтись. Причем на собрании должны быть дети! И при личной встрече родителей с педагогом тоже. И речь не о том, что двое взрослых наседают на ребенка, высказывают ему претензии, это разговор трёх людей, одинаково заинтересованных в процессе, – в том, что происходит, как происходит, что мешает, что помогает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Нужны именно собрания, а не бесконечные чаты.

Безусловно, в современном мире должен быть канал срочной связи. «Дорогие родители, мы завтра идем на экскурсию, в 12:00 встречаемся возле музея». Конец переписки. В тот момент, когда начинаются вопросы из разряда «а зачем нам это все вообще надо», это уже превращается в историю не для всех, она не имеет никакого отношения ни учебному процессу, ни к родительскому собранию – чаты его не заменяют. Да, у каждого классного руководителя должны быть контакты мам и пап учеников, чтобы любой родитель мог задать ему вопрос в приличное время. Но вся вот эта тусовка, которая происходит в чатах, должна быть без учителей, они тут ни при чем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родители могут менять систему образования

У них безграничные права. В России на сегодняшний день – самый открытый закон об образовании. Вы сами можете выбрать форму обучения – хоть завтра организовать группу, нанять учителя и заниматься так, как считаете нужным. По российскому закону об образовании предусмотрено участие и влияние родителей на образовательный процесс. Только они совершенно не знают, что с этим делать. И мы, учителя, в этом плане находимся в парадоксальной ситуации.  

Образовательный процесс – это совокупность педагогических технологий, и за него, безусловно, отвечает учитель. Родители вмешиваться не должны. Да, их может не устраивать результат, и тогда об этом и нужно разговаривать, а не вырывать штурвал у пилота во время полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чаще всего я сталкиваюсь с двумя родительскими позициями. Либо родители терпят, либо они хотят менять, но непонятно что.

Не могут сформулировать, что конкретно им нужно. А ведь если вы закажете в ресторане «какой-то салат», вам именно его и принесут, и будьте любезны – ешьте! Например, в целом школа ребенку нравится, но весь класс недоволен уроками биологии, им скучно. Это локальный конфликт, который нужно решать, выяснять, в чем причина и что можно сделать. И менять это родителям.

Но они не могут друг с другом договориться, грамотно поднять и решить этот вопрос, инициировать родительское собрание, позвать директора, поговорить, находится масса отговорок. Поэтому детям приходится терпеть.  Кто-то боится, чтобы это не обернулось против их ребенка. Это типичное возражение людей, которые ничего не хотят пробовать, и людей, которые живут как в тюрьме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я не буду добиваться лучшей жизни для своего ребенка, потому что иначе ему будет еще хуже – это закон зоны, а не школы.

А если мы машем рукой и говорим, ничего не поделаешь, пусть будет так, то школе незачем этого учителя менять. Сигнала нет – система продолжает работать. Поэтому родительская позиция должна быть активной. Только так мы сможем сделать лучшую школу в настоящем, а не жить надеждами на изменения в будущем. 

А вас устраивает качество и форма обучения вашего ребёнка?
Да, школа нам по душе
Нет / Нет детей в школе
Обложка нового номера журнала «Домашний очаг»
Фото: Александр Карнюхин
Загрузка статьи...