8 доказательств того, что «традиционных семейных ценностей» не существует

Понятие «традиционные семейные ценности» с 2020 года официально закреплено в российской Конституции. Но нет консенсуса в том, что представляют из себя эти ценности, с какими традициями они связаны и как «традиционные ценности» можно соотнести с гендерными ролями, существующими в современном обществе.
8 доказательств того, что «традиционных семейных ценностей» не существует

Эти вопросы обсудили в рамках круглого стола «Гендерное равенство и традиционные ценности: в чем конфликт и как его разрешить?» на образовательном фестивале о гендерной грамотности Moscow FemFest 2020. В дискуссии приняли участие координатор программ Фонда им. Генриха Белля Ирина Костерина, издатель Marie Claire Russia Алена Ткач, президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, журналист, автор книги «Ты не виновата» Диана Садреева и ведущая Анастасия Урнова. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что «традиционные ценности» постоянно меняются с течением времени, и вот почему

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Очень часто мы называем «традиционными» и «народными» вещи, которые появились относительно недавно.

«Есть некая абстракция, к которой апеллирует российская власть, говоря, что у нас есть особый российский путь, особые традиционные ценности. В 1983 вышла книга британского историка Эрика Хобсбаума, которая называлась "Изобретение традиции". Хобсбаум описывает несколько кейсов — культурные феномены, которые, как нам кажется, уходят корнями в историю. Но на самом деле, они появились очень недавно. Например, шотландская клетка или килт. Нам говорят: "Это традиционная одежда шотландских горцев". Нет, ребята, ее изобрел модельер для определенной функции», — рассказывает Ирина Костерина.

Таких примеров множество в разных культурах. Многие песни, которые воспринимаются как «русские народные», являются авторскими: «Калинка» была написана в 1860 году, а песня «Ямщик, не гони лошадей» была создана в начале 20-го века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
2. «Традиционные ценности» очень зависят от этноса, религии.

«Сейчас есть такая картинка: муж, жена, трое детей, все в платочках или в кокошниках – это традиционная семья, которую мы должны сохранять. Но такая картинка уже сама по себе противоречит российскому законодательству, потому что Россия – многонациональная страна, и традиционные ценности не могут быть атрибутированы только одной религией», – рассуждает Костерина.

Исследовательница напоминает, что традиции также различались в зависимости от сословий. «Если мы говорим о дворянской семье, аристократической, то там женщины занимались тем, что "менеджерили" домашнее хозяйство. Они сами не воспитывали и даже не кормили своих детей, но делали так, чтобы все работало. Если мы говорим о крестьянских семьях – там были совершенно другие нравы», – продолжает Костерина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Даже в религии «традиционные ценности» во-многом зависят от толкования священных текстов.

«В Писании самом по себе нет четкого разделения гендерных ролей, — утверждает Владимир Берхин. – Там есть очень общие слова, которые можно понимать очень разным образом. Там не сказано, что муж должен приносить деньги, а жена сидеть дома. Не сказано там и обратного».

4. Патриархальная традиция часто утверждает некую «биологическую предрасположенность» женщин к ведению домашнего хозяйства, а мужчин – к зарабатыванию денег. Эксперты считают, что это совсем не так.

«Это большой миф о том, что мужчины с Марса, женщины с Венеры. На самом деле мы биологически и физиологически, социально, культурно очень-очень похожи», — говорит Ирина Костерина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам исследовательницы, на карьерные достижения женщины в большей степени влияют социальные надстройки. «Женщины очень часто не могут конкурировать с мужчинами на рабочих местах, потому что у них есть двойная нагрузка: огромный объем неоплачиваемого домашнего труда. Готовить еду, стирать, убираться — в большинстве семей это делают женщины. Забота о пожилых — это уже совсем априори должны делать женщины. Плюс, есть куча гендерных стереотипов о женщинах: что они худшие руководители, например», – рассуждает Костерина.

5. Феминизм и гендерное равенство воспринимают как угрозу традициям. Эксперты утверждают, что опасность сильно преувеличена.

«Когда мы говорим про феминизм и гендерное равенство, я ни в коем случае не хочу сказать, чтобы все встали к станку или [пошли] в топ-менеджеры. Должен быть выбор. Если женщина хочет, она должна иметь возможность работать и зарабатывать, самореализовываться наравне с мужчинами. Право быть матерью, женой, домохозяйкой, вести домашний быт и не работать вообще — это тоже выбор. Если женщине комфортно быть дома с детьми, значит, она должна жить так, как она хочет», – говорит Алёна Ткач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Ирины Костериной, феминизм также вполне сочетается с религией. «Есть довольно большое количество девушек-феминисток, которые при этом являются религиозными. Нет никакого противоречия. Они очень хорошо объясняют свою феминистскую этику религиозными убеждениями — это касается и православия, и ислама. Даже есть движение, которое называется "Исламский феминизм", – говорит исследовательница.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
6. Традиция не обязательно формируется десятилетиями. В современном мире иногда достаточно нескольких лет, чтобы традиция изменилась.

«Когда я 15 лет назад пошел на роды [своей жены], когда рождался первый ребенок, это воспринималось как какой-то полный ужас и безумие, – приводит пример Владимир Берхин. – Меня предупреждали об огромном количестве негативных последствий. А сейчас это нормально. В том социальном слое, где я нахожусь, совершенно нормальная и вполне массовая практика, когда муж присутствует на родах. Уже повсюду в роддомах есть тарифы, семейные палаты».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
7. Традиции не всегда совпадают с современными реалиями.

В частности, реальная стоимость содержания ребёнка в России противоречит самой идее традиционной многодетной семьи. «Государство пропагандирует ценность рождения детей. И понятно почему оно это делает: если мы не будем рожать, то не будет государства по всей видимости. Но 60% бедных россиян – это семьи с детьми. По большому счету, рождение даже второго ребёнка выталкивает в число бедных почти каждую семью. Это тоже надо понимать, это реальность, в которой мы живем», — считает Анастасия Урнова.

8. Нет серьезных противоречий между идеей традиционных ценностей и гендерного равенства.

Однако гендерное равенство позволяет нам «адаптировать» традиции под возможности конкретной семьи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гендерное равенство – это не о том, что мужчина и женщина априори одинаковы. А о том, что это два равноценных и равноуважаемых человека вне зависимости от пола. И о свободе выбора. Если мужчина или женщина хотят жить в том, что называется "традиционная патриархальная семья" – то они могут так делать. Никто и никогда им этого не запретит и не осудит. Но если им хочется жить с матриархатом в семье – это тоже возможно. Потому что они равны в возможности принимать решения и брать на себя ответственность за эти решения. Это просто концепция, которая прекрасно сочетается с существующим в России законодательством и международными конвенциями", — заключает Анастасия Урнова.

Елена Долженко