Честно ли платить меньше за работу из дома?

Пандемия показала, что огромное количество сотрудников самых разных специальностей могут работать из дома. Но сейчас работодатели мечтают вернуть людей в офис: так легче управлять рабочим временем и заставлять работать не «головой, а по восемь часов». Один из инструментов мотивации — сниженная оплата за удаленную работу.
Честно ли платить меньше за работу из дома?
BRUNO EMMANUELLE | Unsplash
Эта статья написана по материалам Huffpost`об удаленной работе в Штатах, но проблема оплаты удаленного труда не менее актуальна и для нашей страны. Причем вопросы точно такие же: затраты на дорогу на работу против затрат на home office; желание работодателя контролировать сотрудников; разница в оплате в зависимости от города, в котором мы живем.
Содержание статьи

Воронеж против Петербурга, Айдахо против Сан-Франциско

Брайан Хартвигсен 12 лет проработал в крупной телекоммуникационной компании в США. Наконец, получив повышение до руководителя, он обнаружил, что зарплата сотрудников на одинаковых должностях в разных штатах очень сильно отличается. И сумма начисленных бонусов тоже. Брайану эта система показалась несправедливой. Ответ на запрос журналистов в Cisco поражал своим цинизмом: якобы, разница в зарплате зависит не от штата, в котором живет сотрудник, а от его личных талантов. Видимо, сотрудники в штате Айдахо вшестеро менее талантливы, чем в районе Сан-Франциско — именно настолько отличаются бонусы в этих двух регионах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы разрабатываем наши компенсационные пакеты, чтобы быть конкурентоспособными на местных рынках талантов, и оцениваем каждого сотрудника индивидуально, чтобы определить правильный уровень оплаты для его роли, опыта и производительности», — сказали они HuffPost. «Мы также регулярно пересматриваем уровни вознаграждения, чтобы гарантировать, что сотрудники получают справедливую и конкурентоспособную оплату по сравнению с коллегами по соответствующему рынку и по Cisco, независимо от того, работает ли человек в офисе или удаленно».

В России эта проблема тоже актуальна. Многие компании с офисом в столице предпочитают нанимать сотрудников из небольших городов: редакторов, программистов, сотрудников call-центра. Зарплату при этом платят, исходя из средней по городу, а не по рынку для этой специальности. «Для Твери это очень хорошая зарплата», — можно услышать в ответ на обоснованные претензии. Например, Ростелеком предлагает операторам в Твери зарплату от 25 000 рублей, а в Москве — от 35 000 до 60 000. Эта ситуация характерна для многих крупных компаний и для многих вакансий. Почему люди, которые делают одну и ту же работу, должны получать разную зарплату?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Региональный менеджер Почты России в Воронеже получает от 70 000 рублей. В Сортавале — 44 000 рублей. В Ленинградской области тоже ищут региональных менеджеров, но зарплата «по договоренности». Для сравнения, зарплата по этой вакансии в других компаниях региона от 60 000 до 120 000 рублей. Должен ли сотрудник переезжать из региона в регион, чтобы получать большую зарплату? А если у него есть семья и дети?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рынок работодателя или рынок сотрудника?

Многие сотрудники уверены, что разница в оплате труда связана с разницей в стоимости жизни. Но на деле она привязана к разнице в оплате труда: столичный работодатель в нестоличных городах конкурирует за сотрудника с местными компаниями; если все повышают зарплату — он тоже вынужден повысить зарплату. По сути, это означает, что если сотрудники из регионов откажутся работать за зарплату меньшую, чем их коллеги из столиц, то работодатели поднимут зарплату до столичной. Но дьявол, как всегда в деталях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это работает только если в стране есть дефицит квалифицированной рабочей силы, и компании вынуждены конкурировать за сотрудника. Тогда «столичная» зарплата становится конкурентным преимуществом, благодаря которому классный сотрудник выбирает работодателя из Москвы, а не из Твери или Воронежа. Но сейчас в нашей стране «рынок работодателя»: количество рабочих мест сокращается из-за ухода западных компаний, санкций, разрушения логистических цепочек и перебоев с сырьем. Хотя официальная безработица обновляет исторический минимум, растет риск теневой безработицы. Эксперт Bloomberg считает, что до конца 2022 года нас ждет безработица на уровне 22%, сокращения зарплат, неоплачиваемые отпуска, перевод на неполный рабочий день и прочее «высвобождение от работы». При этом конкуренция за достойных работодателей достаточно велика:41% россиян имеет высшее образование и готов участвовать в конкурсе за квалифицированные рабочие места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом неравенство в оплате труда чаще всего ударяет по женщинам, цветным женщинам в частности (это справедливо для Штатов и для России, в которой небелые женщины тоже сталкиваются с дискриминацией на рынке труда). Если можно платить каким-то сотрудникам меньше, то им будут платить меньше. В Штатах разрыв в оплате труда может составлять около 5%, в России — 20—25%. Эти небольшие с виду суммы (в Штатах) складываются в тысячи долларов недоплаты и суммируются с тем, что женщины несут больше расходов: они чаще в одиночку содержат семьи с детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Офис или удаленка?

Как показал опыт пандемии, почти все компании могут без ущерба для бизнеса отправить сотрудников работать на удаленке. Но теперь, когда необходимость работать из дома спала, многие компании хотят вернуть сотрудников обратно в офис, под строгий взгляд начальства. Лучше всего ситуацию описывает эта цитата Яны Гладышевой, операционного директора ГК «Орион», руководитель контактного центра «Орион Коннект»: «Первые два-три месяца вновь набранные сотрудники должны непременно оставаться в офисе. В это время очень важно смотреть человека "в деле" – не только звонки слушать, но и считывать его невербальные сигналы (как ходит, разговаривает, общается с коллегами). Контролировать это из дома практически невозможно». Если это невозможно контролировать из дома, может быть, это и неважно для работы сотрудника?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы вернуть сотрудников в офис, используют негативную мотивацию: зарплаты удаленщикам могут быть на 10% ниже, пишет Huffpost. И эта разница снова ударяет по карману женщин, которые вынуждены изворачиваться, придумывая, как успеть отвести детей в садик, в школу и на кружки и доехать на работу по пробкам или уместить семейный бюджет в существенно меньшую сумму.

Казалось бы, мы экономим время и деньги на проезде на работу — вот и 10% разницы, которые у нас забирает работодатель. Но на самом деле сотрудник, который работает из дома, несет едва ли не больше расходов, чем «офисник». Даже если работодатель предоставляет компьютер, монитор или системный блок — а это в России бывает гораздо реже, чем в Штатах — это совсем не все, что требуется. Как насчет рабочего стола и места, чтобы его поставить? Как насчет эргономичного кресла и оплаты счетов за электричество и высокоскоростной интернет, «бесперебойника», чтобы компьютер не сгорел при скачке напряжения?