«Надежная, как весь гражданский флот»: как изменились требования к стюардессам за сто лет

Эти женщины в красной помаде, узких юбках и на каблуках будут спасать вашу жизнь, если что-то во время полета пойдет не по плану. Они — настоящие супергероини: умеют успокоить, поддержать, спасти жизнь и подать чай. Но пассажиры щиплют их за попу, а начальство осматривает их, словно выставочных собак. Как изменился образ и требования к стюардессам за сто лет гражданского флота?
«Надежная, как весь гражданский флот»: как изменились требования к стюардессам за сто лет
Legion Media
S7 первая из российских авиакомпаний разрешила стюардессам цветные волосы, татуировки и обувь без каблука. Почему это прорыв, и и почему этого недостаточно?
Содержание статьи

Белые халаты и военная форма

Первые гражданские самолеты поднялись в воздух в 1919 году; за пассажирами нужно было присматривать, и обязанность эта досталась бортпроводнику — чаще всего это был второй пилот. Но довольно быстро стало понятно, что так не пойдет: место второго пилота — в кабине, а место бортпроводника — в салоне. Так появилась профессия стюарта: первые 10 лет в стюарты брали крепких мужчин с военным опытом; они носили военизированную строгую форму, почти такую же, как у пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в 1930-х в составе экипажа появились первые женщины. Самой первой была медсестра Эллен Чёрч; вообще-то женщина мечтала стать пилотом гражданской авиации, но вместо этого ей предложили стать стюардессой — а потом набрать и обучить группу «молодых и привлекательных» медсестер для работы на других рейсах. Эллен сама выбрала себе форму: строгий юбочный костюм и зеленый плащ. Так же одевались и ее ученицы.

В СССР гражданские авиаперевозки пришли тоже в 1932 году. В «Аэрофлоте» служили только мужчины; 12 категорий сотрудников соответствовали воинским званиям, а форма, как и у американских коллег, походила на офицерскую. Только через семь лет, в 1939 году в советских воздушный флот сумела пробиться первая женщина — Эльза Городецкая. Правда, ни униформы, ни звания для нее не нашлось: она числилась кладовщицей и зарплату получала соответственно должности. Уже после Второй Мировой профессия стала чисто женской, но послевоенный дефицит не позволял сшить для стюардесс форму; они носили темные юбки и светлый верх.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
LAS AEROGUAPAS
LAS AEROGUAPAS, фильм 1957
Legion Media

Образ стюардессы должен был внушать «надежность и уверенность в безопасности перелета», что, впрочем, не помешало сделать обязательным элементом формы туфли на каблуках.

В 1952 году в Союзе появилась первая форма для стюардесс: темно-синие юбочные костюмы из шерстяного сукна «бостон», шапочки-таблетки из фетра и белоснежные перчатки. На зиму — ушанки, валенки и меховые куртки. А вот форма стюартов-мужчин, которые к тому времени снова стали появляться, больше походила на форму пилота, чем на костюм стюардессы. Примерно так же обстояли дела по всему миру: даже разработкой униформы для разных авиакомпаний занимались одни и те же дизайнеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как в кабаре»

Первые варианты униформы для стюардесс включали предложения одеть их как горничных, медсестер или танцовщиц кабаре. От этой идеи отказались, но должны отметить, что некоторые варианты униформы для стюардесс и тогда, и сейчас недалеко ушли от этих нарядов, созданных, чтобы подчеркнуть зависимое положение женщины. Недаром, при поиске изображений стюардессы в топе, скажем деликатно, сексуализированные образы. Это стало особенно заметно в 1960-е, когда авиаперелеты стали по-настоящему массовыми и авиакомпании начали конкурировать друг с другом за пассажиров. Одним из инструментов конкуренции стал внешний вид стюардесс.

униформа стюардесс в 50-е
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юбки становились все короче. В 1970-м году форма стюардесс Southwest Airlines, созданная дизайнером Валентино Гаравани, не имела ничего общего с практичностью: по-настоящему крошечные шорты, футболки с коротким рукавом, распущенные волосы с высоким начесом, и ко всему этому — широкие ремни, которые совершенно ничего не поддерживали, и белые сапоги до колена. Попробуйте ответить себе на вопрос: удобно ли в таком виде организовывать эвакуацию, разворачивать надувной трап и спускаться по нему? Не говоря уже о том, выглядит ли надежной и авторитетной женщина, выглядящая подобным образом.

Pacific Southwest Airlines униформа стюардесс
Pacific Southwest Airlines униформа стюардесс
Legion Media
Pacific Southwest Airlines униформа стюардесс
Pacific Southwest Airlines униформа стюардесс
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, вы знали, что стюардесса должна не только уметь действовать в экстренной ситуации, но и уметь оказать первую помощь, а кроме того — обладать знаниями по психологии? Ведь именно на стюардессе лежит ответственность по выявлению подозрительных пассажиров и предметов на борту. И, если выпивший пассажир забуянит, или кто-то захочет устроить скандал — именно стюардессе придется позаботиться о решении проблемы. Причем ее задача — угомонить дебошира так, чтобы он не мешал окружающим, и чтобы он сам остался доволен полетом: настоящее психологическое айкидо.

Юбки и улыбки

Ретро реклама Pan American
Ретро реклама Pan American
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерно тогда же, около 70-х—80-х, юбки удлиняются (но все еще остаются опасно обтягивающими) и появляются первые корпоративные стандарты для стюардесс, которые включают что-то большее, чем униформа. Завесу над подготовкой стюардесс приоткрыла Арли Рассел Хокшилд в своей книге «Управляемое сердце». Она рассказала, что на тренингах авиакомпании Delta бортпроводниц учат «улыбаться как следует». Это значит, что как бы вы ни были измучены — вы должны изображать искреннюю улыбку. Точнее, это должна быть действительно искренняя улыбка, идущая от самого сердца. Даже самый мерзкий пассажир заслуживает этой улыбки: нужно просто найти в нем что-то хорошее, пожалеть его, словно ребенка, и — улыбнуться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Отличия мужской и женской формы в Lufthansa
Отличия мужской и женской формы в Lufthansa
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь нет места искренним чувствам и нет места адекватным реакциям: как бы себя ни вел пассажир, стюардесса ни на минуту не имеет права перестать быть с ним милой. В официальных заявлениях авиакомпании уверяют, что если пассажир повел себя некорректно, то стюардесса имеет право потребовать снять его с рейса или даже экстренно посадить самолет, чтобы высадить буяна. В реальности издержки от задержки рейса и многоступенчатая процедура разбора внутренней жалобы подталкивают к решению проблемы за счет собственных внутренних ресурсов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«И тем не менее однажды она потребовала снятия с рейса пассажира, который в салоне самолета похлопал ее по ягодицам. В то время (середина 2000-х) подобная реакция со стороны стюардессы была неслыханна, говорит она, и, судя по всему, стоила ей продвижения по службе», — вспоминает стюардесса Мариса Мэкл в интервью BBC.

Чтобы избежать неприятностей, стюардессы стараются не задумываться о вмешательстве в их личное пространство посторонних людей: и в физическом смысле, и в эмоциональном. Например, во многих «пятизвездочных» авиакомпаниях существует «груминг-контроль», который начинается еще на этапе отбора на стажировку. Да, в 60-е на должность стюардесс, не стесняясь, набирали девушек «модельной внешности» (хотя в 2020-м это понятие уже устарело, и в модели идут девушки с самыми разными формами).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стажерки Korean Air делают макияж перед первым груминг-контролем
Стажерки Korean Air делают макияж перед первым груминг-контролем
Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мой ответ тут прост: если обязательное ношение макияжа и форменных туфель на каблуке целых 4 см кажется дискриминирующим, просто не стоит идти на подобную должность», — считает стюардесса Qatar Airlines Саша.

Сейчас, чтобы попасть в премиальную авиакомпанию нужно соответствовать следующим требованиям:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стюардессы Fly Emirates — авиакомпании с едва ли не самыми строгими внутренними правилами в мире
Стюардессы Fly Emirates — авиакомпании с едва ли не самыми строгими внутренними правилами в мире
Legion Media
  • не иметь татуировок (даже если их не видно),
  • приятная внешность,
  • без лишнего веса,
  • волосы натуральных цветов, не короче, чем до плеч,
  • под запретом капы и брекеты,
  • на очки нужно получить специальное разрешение в груминг-департаменте.
  • Рост не ниже 160 см — единственное требование, обоснованное безопасностью: нужно, чтобы стюардесса могла легко дотянуться до спассредств даже в высоком самолете.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

48 килограмм

К слову о стандартах внешности и рациональном обосновании: на первые гражданские самолеты нельзя было попасть в стюардессы при весе выше 48 (в некоторых источниках 52) килограмм. Дискриминация? Нет, разумное требование. Дело в том, что у первых самолетов было очень жесткое ограничение по грузоподъемности. Но потом самолеты изменились, а требования остались. Пять лет назад в «Аэрофлоте» разразился громкий скандал: директор авиакомпании объявил курс на похудение и омоложение. Бортпроводница Елена Магурина пожаловалась на дискриминацию: на медосмотре ее отбраковали и поставили на короткие и ночные рейсы, которые сводили ее с ума и не приносили денег.

«Пытаясь вписаться в стандарты, падали в обморок прямо в диспетчерской», — рассказывала Елена о своих коллегах в интервью «Снобу».

Другая жалоба стюардесс Аэрофлота — новые стандарты обслуживания, по которым они обязаны выслушивать просьбы VIP-пассажиров, присаживаясь перед ними на корточки. Это только кажется безобидным, а в реальности вредно для сосудов. Впрочем, молодые сотрудницы соглашались на это — ведь они учились в кредит и не могли себе позволить потерять место. Им вторят и стюардессы British Airways: 11 часов международного рейса на каблуках приносили волдыри, распухшие и отекающие ноги, боли в спине... А еще — бурсит, так называемое «колено горничной». Когда Мэл Коллинз возглавила коллектив из 11 стюардесс, она попросила разрешения носить обувь на плоской подошве — и получила эту привилегию. Это было неба и земля!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
форма в Lufthansa
форма в Lufthansa
Legion Media

«Если я могла протиснуться между тележкой с напитками и сиденьем пассажира и при этом не сдвинуть тележку с места, значит, все было нормально, можно не беспокоиться по поводу своего веса», — рассказывает Мориса Мэкл в интервью BBC.

Оцените форму наших стюардесс

Представительницы профсоюзов убеждены, что работодатели уделяют чрезмерное внимание внешнему виду стюардесс, и это посылает неверные сигналы пассажирам. «На дворе уже 2021-й, но актер Сергей Бурунов, озвучивающий рейсы российского лоукостера "Победа", отпускает такие шуточки: "Оцените форму наших стюардесс, в смысле – их стильную одежду"», — пишет 34travel.me. Подвижки происходят чудовищно медленно: первые брюки вошли в комплект женской формы у скандинавской авиакомпании еще едва ли не в 30-е годы. В 60-х Virgin Airlines вроде как позволила стюардессам носить брюки — но в реальности на рейсах они все еще носят фирменные алые юбки и едва ли по собственной воле. В Южной Корее стюардессам можно надевать брюки только на рейсы в холодные страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом фоне радует украинская авиакомпания SkyUp, в которой женщинам не только сшили удобные просторные брюки, но и позволили носить кроссовки. И какие! Nike Air Max «на воздушной подушке», в которых ноги почти не устают. В российской S7 стюардессам разрешили удобную обувь в деловом стиле, волосы ярких цветов и татуировки. Мужская часть экипажа тоже получила послабление — им разрешили носить ухоженные усы и бороды. Правда, нужно отметить, что обе эти авиакомпании относятся к классу лоукостеров. В «премиум» сегменте лучше не становится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Новая форма украинских стюардесс
Новая форма украинских стюардесс
SkyUp

В Qatar Airlines стюардессы перед каждым рейсом обязаны пройти унизительную проверку: «Сначала нужно повернуться перед ней, будучи полностью по форме, показать руки, потом снять шапочку и пиджак, снова повернуться и показать руки». Могут потребовать почистить обувь, погладить юбку, убрать пушащиеся волоски, сменить цвет помады, нанести больше румян или тона. а за простуду на губах или обострившееся акне могут и вовсе снять с рейса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Безопасность полетов подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных. Во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы», — говорит президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов в интервью «Снобу».

стюардесса в униформе
Legion Media

Джейд из авиакомпании Virgin Atlantics приводит в ужас мысль, что кому-то из пассажиров придется делать сердечно-легочную реанимацию. Не потому что она не умеет — она прошла тренинг и прекрасно подготовлена к этой ситуации. Но потому, что ей придется стоять на четвереньках в узкой красной юбке, а ее губы будут покрыты ярко-красной помадой, а на руках будет ярко-красный лак — по требованиям авиакомпании.