«Трепать нервы зрителям — главный ингредиент успеха»: продюсер «Склифосовского» о создании сериала и тайнах 12-го сезона

В Москве начались съемки 12 сезона популярного сериала о врачах скорой помощи «Склифосовский» для телеканала «Россия». Как родилась идея проекта, что происходило на съемочной площадке, где было принято решение о том, что главную роль сыграет Максим Аверин, и почему сценаристы стараются не «убивать» персонажей — к эксклюзивном интервью «Новому очагу» рассказывает «мать-основательница» сериала, как называют её коллеги, генеральный продюсер Кинокомпании «РУССКОЕ» Ирина Смирнова.
«Трепать нервы зрителям — главный ингредиент успеха»: продюсер «Склифосовского» о создании сериала и тайнах 12-го сезона
Фото: А. Темерина

Вас называют матерью-основательницей «Склифосовского». А как всё начиналось для вас?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это был, наверное, 2009 год. Саша Кушаев (Александр Кушаев — кинопродюсер, в 2008–2019 годах — главный продюсер службы кинопоказа телеканала «Россия». — Прим. ред.) — это была его идея. Тогда ещё только-только начиналась мода на медицинские сериалы, и попытки придумать что-то такое уже предпринимались. Но на канале «Россия» никаких медицинских процедуралов не было. И Саша просто дал партийное задание: разработайте.

Мы ориентировались в первую очередь на американскую «Скорую помощь». Потом увидели «Анатомию страсти», и ей вдохновились тоже. Подходов к своей идее было очень много. Долго пробовали разных авторов, разные концепции, и кто только не поучаствовал в попытке написать первую серию. Потом появилась Катя Тирдатова, наш с тех пор бессменный главный автор, докрутила мир и персонажей, поправила интонацию, и мы поняли: получилось, можно уже готовиться к съемкам. А дальше – это известная байка. Мы не могли определиться, кто будет играть Брагина. Перебрали всех. А в тот момент «Глухарь» был на слуху. Мы с Максимом на тот момент были почти незнакомы: виделись один раз, но он всегда мне очень нравился. И я помню, что мы с Кушаевым ехали на встречу к руководству канала обсуждать этот проект, ехали со списком актеров, и я говорю ему: «Саша, давайте Максима попробуем на Брагина?» И всё. Это решение было принято в лифте. Мы даже, мне кажется, его не пробовали. Ну, наверное, пробовали, но на самом деле, пока мы ехали с первого до восьмого этаж, стало ясно, что, конечно, конечно, ну конечно! Ну кто же еще-то, Господи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А чем он вам тогда понравился, чем очаровал?

Он просто был таким же, какой сейчас. Он же крайне начитан, очень эрудирован, с одной стороны. С другой — он же очень веселый, обаятельный, понимаете? Это фонтан энергии и юмора, неиссякаемый, и это подкупает всегда всех. Человек заходит в комнату — и всё, он магнит притяжения, причем не специально. Даже если пытается вести себя скромно — а он чаще всего именно так себя и ведёт — всё равно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как снимали первый сезон? С какими сложностями пришлось столкнуться?

Было крайне тяжело. Особенно режиссёру — Андрею Селиванову. Это сейчас уже все воспринимают площадку как второй дом и понимают друг друга без слов. И даже когда ты собираешь звёздный состав в один съемочный день, оно как бы особо не искрит. Ну, чуть-чуть, но это рабочие моменты. А тогда, понимаете, все звёзды, все со своим представлением о персонажах и съемках, а с другой стороны, мы, команда, в поиске формата, ищем, пробуем, сомневаемся, останавливаем съемку, делаем разбор... Очень нервная была обстановка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»

Вы сразу стали привлекать к съемкам медицинских консультантов? Или у кого-то из сценаристов был подобный опыт?

Нет, в сценарной команде у нас нет и не было никого с медицинским бэкграундом. Это делается по-другому: у нас драматургический бэкграунд. И интернет в помощь. Медицинские форумы, группы, в которых врачи общаются между собой, обсуждают и сложные случаи, и какие-то смешные ситуации, и всевозможную бытовуху, любую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, сразу поняли, что надо привлекать консультантов. И сценарии им давать читать, и на площадку звать. Пришли в Склиф еще на этапе разработки, сказали, что есть такой проект, будем снимать, нужна ваша помощь. И одним из первых консультантов у нас был Михаил Михайлович Рогаль, хирург НИИ им. Склифосовского, профессионал высшего уровня и просто очень хороший и отзывчивый человек. Действующие хирурги сейчас на площадке присутствуют постоянно: и инструменты учат держать, и какие-то тонкие моменты правят — куда смотреть, как реагировать. И байки всевозможные рассказывают, конечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На нескольких сезонах у нас был анестезиолог среди консультантов, Константин Лукич. Он был настолько хорош, что мы его взяли играть анестезиолога в кадре. Далеко не все знают, что анестезиологи вообще-то не менее важные люди в операционной, чем хирурги. Как-то дыхание у всех слегка сбивается, когда они про хирургов говорят. Это вы анестезиологов не видели! Господи, вот уж кто прямо вершители судеб человеческих. Именно анестезиолог вообще-то решает, проснешься ты или нет. Грубо, конечно, выражаюсь, но так и есть. И никто ничего не понимает в их работе, такая немножко алхимия и магия. И чувство, когда ты с этим живешь много лет, оно просто так не проходит. Оно потом на лице остается. Боги, ходящие по земле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: А. Темерина

Как вы принимали решение, что сериал будет именно про Склиф?

То, что это будет Склиф, было понятно с самого начала. Мы снимаем сериал про скорую помощь, про крутых хирургов. Где у нас самые крутые хирурги в стране — ну конечно, в НИИ Скорой помощи им. Склифосовского.

Были ли мысли снимать какие-то эпизоды в Склифе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это невозможно, потому что, хоть я и люблю кино, и не представляю себе жизнь без него, но съемки — это же абсолютно деструктивный процесс, ты врагу не пожелаешь, чтобы у него дома снимали, например. Это хаос, цыганский табор. И в действующей клинике такого уровня и значения мы никогда бы не стали это делать. Так что снимаем мы в павильоне, сейчас уже в третьем по счету. Первый был выстроен на территории завода ЗИЛ, а в какой-то момент запустился процесс сноса и реконструкции всей территории бывшего завода. И совершенно неожиданно, в середине съемок, нам сообщают, что вот через неделю у нас отключат воду и свет, а еще через две недели — снесут. «Кино? Какое кино? Ничего не знаем, договор расторгаем». А у нас съемки еще два месяца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чисто случайно удалось задействовать очень высокие личные связи наших друзей. Эти личные связи дозвонились до владельцев непосредственно, которые в тот момент на другом краю света находились, и те не поленились перезвонить своим сотрудникам и дать указание: сносить здание, где киношники сидят, в самую последнюю очередь. И его реально сносили последним из списка. Там уже не было ни света, ни воды, у нас стояли генераторы, биотуалеты и прочее, вокруг все разрушено — а мы снимаем.

Расскажете, что можно, про 12-й сезон? Кого из новых героев можно анонсировать?

Очень мало могу рассказать, все держим в секрете, чтобы зрителю смотреть было интереснее.

Мы уже знаем, что появится отец героини Анны Якуниной...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это правда, но увы, больше ничего не скажу.

Фото: Игорь Панков

Очень интересуемся, сделает Брагин эту смертельную инъекцию или нет? Этим же заканчивается 11-й сезон. Люди гадают: сценаристы выдохлись, сошли с ума? Что происходит?

Трепать нервы зрителям — мы много лет учились этому мастерству! И это главный ингредиент успешного сериала. И сценаристы, конечно же, не выдохлись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько сценаристов работает над каждым сезоном?

Главный автор у нас по-прежнему Катя Тирдатова, и есть еще порядка 5-10 сценаристов на каждом сезоне, которые помогают медицинские кейсы расписывать. Ну и важно понимать, что Юля Краснова, режиссер-постановщик, она, по сути, соавтор проекта. Очень многие сюжетные повороты и линии придумывает именно она в плотной связке с Катей. Такой неразрывный творческий тандем получился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»

Хорошо, зайдем с другой стороны — места съемок. В разных сезонах у вас бывали разные экспедиции, в Сочи ездили, в Нижний Новгород. Что будет в 12-м сезоне?

Экспедиция будет, но пока не скажу, куда. На юга. Она будет гораздо короче, чем была в Сочи. Там была полноценная большая история, отдельный спецпроект. И только больные на голову продюсеры вроде меня соглашаются на такое сумасшествие — поехать огромной группой на много дней в августе снимать кино в Сочи. Авантюра. И стоила столько! Самолеты, поезда, отели, чуть ли не почку пришлось продать, расходы были безумные. Но есть что вспомнить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как думаете, ваш сериал каким-то образом повлиял на отношение к врачам в стране, на внимание к медицине, к проблемам скорой помощи?

Я точно знаю, что престиж медицины, вообще внимание к медицине и представление о том, какой может быть скоропомощная медицина, мы «Склифосовским» подняли. Внесли вклад. У нас и почетные грамоты есть с благодарностью от Министерства здравоохранения. Понимаете, чиновники ведь тоже люди. Днем они в Думе сидят, а вечером наш сериал по телевизору смотрят. Или, по крайней мере, слышат про него. И решения принимают в том числе исходя из своих человеческих представлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я в прошлом году первый раз в жизни вызвала скорую помощь, просто обычную, мне в тот момент показалось, что у меня инфаркт. Нет, все нормально, грудной остеохондроз оказался. Так вот, я была поражена: уровнем врача, фельдшера, уровнем их оснащенности. Они тут же сделали ЭКГ, тут же через интернет прислали мне, тут же всё это подгрузилось в мою медицинскую карту электронную. Прогресс просто невозможный. Я понимаю, конечно, что мы говорим про Москву, и наверняка так далеко не везде, у нас страна очень большая, сложная. Но все тенденции всё равно от Москвы идут. И то, что на государственном уровне медицина, в том числе экстропомощная, является приоритетом, — это очевидно. Я предпочитаю думать, что мы к этому имеем непосредственное отношение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А разбогатеть команде удалось? В Голливуде, кажется, как только стало бы понятно, что проект успешный, по крайней мере исполнители главных ролей уже бы покупали дома, а остальные члены команды брали ипотеки.

Увы, нет. У нас немножко другая модель оплаты труда в кино, чем на Западе. И на Западе, кстати, это может быть катастрофой для проекта. Почему закрылась «Американская семейка» на пике популярности? Потому что, чем успешнее сериал, тем быстрее растут гонорары, и в какой-то момент экономически снимать его стало абсолютно нецелесообразно. Да, будь моя воля, нашим актерам и нашей съемочной группе я бы платила гораздо больше. Но мы по-прежнему находимся в довольно скромных, по сравнению, например, с проектами, которые снимают стриминговые платформы, бюджетах. А съемки за 14 лет настолько усложнились (стали дороже, естественно), сравните сами первый и 11-й сезон — небо и земля. И когда у нас появляется вдруг возможность «лишних» денег, мы эти деньги вкладываем в то, чтобы сделать проект ещё более крутым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»

За эти годы вам приходилось кого-то из актеров отговаривать, может быть, от ухода, спасать от выгорания? Кто-то уставал?

За эти годы у нас было огромное количество крайне эмоциональных разговоров. Понимаете, мы все немножко сумасшедшие — актеры, продюсеры, режиссеры, операторы. Все, кто в кино работает, слегка ненормальные. Ты же не просто за деньги. И понятно, что всем хочется что-то в кадре реализовать. У нас, например, постоянная проблема из-за того, что очень много персонажей. И все главными быть не могут. А актеры в какой-то момент понимают, что им хочется большего, им хочется более объемную, более сложную роль, а нам некуда, невпихиваемо. И тогда люди говорят: мне просто функцией быть не хочется, извините, ухожу. Мы с пониманием к этому относимся. Бывали ситуации, когда мы расставались по взаимному согласию, когда не знали, что делать с персонажем, например. В сериалах таких героев часто «убивают», но мы сейчас стараемся никого не убивать, чтобы всегда была возможность вернуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все же помнят историю с Саламом, которого играл Антон Эльдаров. Мы убили одного из наших главных героев, убили в кадре, жестоко, смачно, дали возможность пострадать и зрителям, и персонажам. Ну, и нас прокляли, в прямом смысле этого слова, писали нам: зачем вы убили Саламчика! Больше мы этого не делаем, не «мочим» главных героев... А, нет! В этом сезоне будет исключение, но это пока, естественно, останется тайной. К тому же сценарий постоянно правится по ходу дела. Ты вроде знаешь, что ты будешь снимать, а жизнь вносит свои коррективы, и актеры тоже. Поэтому вроде планируем, что кого-то спасем или кого-то убьем, а потом оно как-то само... Это прелесть хорошего кино. У тебя настолько живые персонажи, что они тебе не дают возможности фальшивый поворот сюжета с ними сделать. Они уже как будто живые, и ты играешь не с фигурками на шахматной доске, ты играешь будто с живыми существами. Особенно это на «Склифе» заметно. Это же загадочный абсолютно проект. Все говорят: сделай еще один такой же. Я говорю: ну как? Невозможно еще один «Склиф» сделать. Потому что там сложилось столько компонентов, чтобы получилась эта магия. Это проект с мистическим началом, поверьте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»

Было ли, что персонаж писался для эпизода, а потом раз — и становился одним из постоянных и важных?

Ходить далеко не надо: самый яркий пример — Аня Якунина. В первый сезон она пришла на эпизодическую роль, и никто не предполагал, что она останется с нами насовсем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, то количество актеров, которые сейчас крайне популярны, известны, которых мы открыли, на Склифе просто зашкаливает. Как только выходит новый сезон, все, кто имеет отношение к актерам, садятся, отсматривают и выписывают имена. Бывают, конечно, и не самые удачные решения, но 98%, в том числе эпизодников, людей, которые играют пациентов или людей, которые работают на скорой, людей, родственников, следователей и так далее, настолько классный выбор, что мы их до сих пор вспоминаем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недавно мы, кстати, поняли, что даже эпизодников можем «повторять». Говорю, окей, давайте вспомним персонажей, которые нам понравились в исполнении офигенских актеров. Давайте придумаем для них историю. Никто же не говорил, что в Склиф попадают один раз. В Склиф можно попасть массу раз. Тем более, что мы по сравнению с первыми сезонами гораздо больше времени проводим за пределами павильонов. Раньше у нас все вот эти вот катастрофы происходили за кадром, всегда говорили: «Ой, БМВ взорвался», и потом кого-то привозят. А сейчас мы всё показываем в кадре.

Фото: Кинокомпания «Русское»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много ли на площадке импровизации?

50% импровизации, а то и 70%. Особенно если говорить про главных персонажей. Ну, понятно, Максим Викторович с Аней — им вообще можно текст не писать. Они могут полностью переделать всю сцену. На других проектах часто говорят, что сценарий — это Библия. Вот написан этот текст, вы этот текст произносите. На «Склифе» такого правила нет. Чтобы не облажаться с медициной, у тебя рядом есть медицинский консультант, который тормознет тебя, если ты начинаешь совсем уходить от разума. А все остальное — просто для импровизации. Поэтому так много смешных мемов, которых сейчас в ТикТоке про «Склиф» полно. Все эти фразочки, шуточки из сериала в народ уходят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Кинокомпания «Русское»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие традиции есть на площадке, которые вы соблюдаете неизменно, всегда?

У нас есть одна традиция — «шапка». То есть банкет после окончания съёмочного периода. На многих проектах наливать начинают уже на площадке в последний съемочный день. На длинных — это большое событие, к которому готовятся, собираются все-все. Обняться, побыть в этой атмосфере дружеской, выдохнуть.

Это же, на самом деле, всё очень тяжело. Люди убиваются шесть-семь месяцев.

Большую часть материала снимаем зимой. Это холодно, это длинные смены, это все время у тебя что-то происходит, то генератор сломался, то он поехал в другую сторону по городу и теперь потерялся, заблудился, а навигаторы не работают, и ты переживаешь бессонницу, тяжёлые смены, нервотрёпку, когда за полгода вперёд пытаешься согласовать смену, в которой должны собраться несколько звезд, а у всех свой сложный график, а потом в этот день икс кто-нибудь заболевает... И у нас были такие истории, когда Лена Яковлева, например, с температурой за 40, обколовшись всем, чем можно, без голоса приехала на площадку, потому что понимала, эту давно согласованную смену уже не перенести, других вариантов никаких, катастрофа... И она снималась с температурой, без голоса. Таких ситуаций масса. И когда вот это все ты проживаешь и потом ты понимаешь, что это все закончилось, все живы и почти здоровы, это повод для того, чтобы всех обнять и всех поблагодарить, сказать добрые слова друг другу.

Сколько сезонов "Склифосовского" вы смотрели?
Все одиннадцать
Только некоторые
Ни одного