Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.
Находки доктора Спока
Тем не менее, несмотря на ошибочные советы, при попытке следовать которым многие мамы мучились, пока не бросили это гиблое дело, Спок высказал много мыслей, которые сейчас в педагогике считаются аксиомами. Например, идея, что ребёнок — не черновик человека, а непосредственно человек. Все люди меняются с возрастом, но у взрослых это называется «набираться опыта» и «менять взгляды», а у детей — «становиться человеком». Не очень справедливо!
Спок, один из первых, после одержимости стандартизацией, которая охватила мир в двадцатые-сороковые годы и была перенесена в том числе на почву педагогики, заговорил об уникальности каждого ребёнка, каждой матери, каждой семьи, о необходимости — да, режима, но гибкого, о необходимости — да, правил, но приспособленных к жизни каждой семьи с учётом её быта и её нужд. Он напоминал, что ребёнок так же приспосабливается к своим родителям, как и они к нему, и многое им прощает, когда получает главное — любовь и заботу.
Спок призывал не создавать малышу оранжерейных условий, не закрывать его бесконечно не просто от мира, а даже от близких родственников — это во времена господства идеи, что каждый взрослый, даже очень близкий ребёнку, заразен и потому опасен для малыша. Призывал не кутать и безбоязненно брать на руки (по крайней мере, в первые три месяца). Спок открыто признал, что мать может испытать отчаяние, злость и даже впасть в депрессию, и это нормально, это не делает её монстром и не превращает само по себе ситуацию в безнадёжную.