РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рисовая мука, блохи, духи и мыши: что можно было найти в волосах дам 18 века

Сегодня укладка волос для нас – приятная рутина, но еще пару веков назад для представителей аристократических слоев это был утомительный процесс, занимавший несколько часов. Рассказываем, как создавались прически для Марии-Антуанетты – законодательницы мод и иконы стиля своего времени. И что можно было найти даже в королевской шевелюре!
Рисовая мука, блохи, духи и мыши: что можно было найти в волосах дам 18 века

Выйдя замуж за дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, Мария-Антуанетта стала королевой в 19 лет. Государственные дела юную красавицу мало интересовали, поэтому она занималась исключительно собой. Проводила много времени на балах и маскарадах, играла в театре, а еще она была главным трендсеттером Франции XVIII века.

Кроме нарядов, которых в гардеробе главной модницы было превеликое множество, она уделяла огромное внимание прическам и постоянно экспериментировала с ними.  Заботу о своих густых белокуро-золотистых волосах она поручила придворному парикмахеру Леонару, фантазия которого не знала границ. Мастер постоянно изобретал для королевы экстраординарные прически.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время женская прическа стала стремительно подниматься вверх – в буквальном смысле, порой достигая 70-80 см в высоту. А так как не каждая красавица обладала роскошной шевелюрой, в ход шли шиньоны и парики, различные накладки, которые изготовлялись из покупных волос, в том числе конских. Подобные прически украшались всевозможными лентами, драгоценностями, перьями павлинов и страусов, искусственными цветами, а также вазами с фруктами, чучелами птиц. Иногда в каркас прически вставляли флакон с водой, в который помещали живые цветы – это стимулировало женщину держать осанку, чтобы неожиданно при наклоне головы не облить себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На создание подобной прически, которая представляла из себя настоящее произведение парикмахерского искусства, требовалось много времени. Например, несколько недель в моде была прическа A la Belle Poule, в честь одноименного фрегата, который в 1778 году одержал морскую победу, и представляла собой мини копию одноимённого французского военного корабля.

Леонар, стоя на лестнице, колдовал над волосами королевы около десяти часов, поднимая сооружение из волос все выше и выше.

Когда прическа в 70 см высотой была готова, ее нужно было закрепить салом, а в конце – пудрой из рисовой муки. Для этого даму заводили в специальный шкаф без крышки, предварительно прикрыв лицо маской, а платье – пеньюаром,  после чего куафер щедро осыпал свою модель разноцветной пастельной пудрой. Задав моду на волосы пастельных оттенков, королева предвосхитила тренд на несколько веков вперед.  Конечно, держать такой вес прически на голове было сложно, но что делать! Мария-Антуанетта осталась довольна, несмотря на то что была крайне измучена.

«Хочешь быть красивой – страдай!» – гласила французская поговорка.

Не только придворным дамам, но и королеве ни раз приходилось ехать на бал в карете, стоя на коленях, чтобы сохранить высокое великолепие на собственной голове. А после бала таким же образом нужно было вернуться во дворец. Ложась спать, прическу «не разбирали», потому что даже для королевы сооружать такое только на один раз – было дорого и очень утомительно. Чтобы сохранить «товарный вид» и не повредить прическу, спали на оттоманках или сидя в кресле с подголовниками. Утром волосы не расчесывали, а лишь поправляли примятые пряди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меняли прическу, а значит, причесывались и мыли голову, раз в две недели, а то и реже – раз в месяц. За это время в волосах заводились блохи и вши, а кожа головы ужасно зудела. В таких сооружениях, на горе их хозяек, заводились даже мыши, которых привлекал запах пудры, смешанный с жиром. Чтобы почесать голову, модницы использовали специальные «чесалки» – изящные палочки-спицы, сделанные из серебра или слоновой кости, которые на балу носили на поясе. Кстати, ими допускалось почесать голову прилюдно. Для борьбы с паразитами красавицы также использовали «блохоловки» – маленькие флаконы без крышки, наполненные густой патокой, которые крепились в каркасе прически. На тонкий, сладкий запах слетались насекомые, а затем погибали. Со временем в немытых волосах появлялся специфический прогорклый запах от пудры и жира. Чтобы его заглушить, дамы сильно душились и всегда имели при себе флакон духов. 

В 1781 году, после того Мария-Антуанетта стала матерью, она остыла к экстравагантным сооружениям из волос. Переехав из Версаля в Трианон, королева начала носить естественные прически и наряды в пейзанском стиле. На смену «пирамидам» в волосах пришли простые прически «à l’Enfant», которые представляли собой локоны, обрамляющие лицо. Вслед за королевой сменили стиль и парижанки.

Загрузка статьи...