Минимализм в косметике: сколько средств нам на самом деле нужно?

Индустрия красоты никогда особенно не поддерживала минимализм в подходе к потреблению — линии средств для ухода и макияжа год за годом только расширялись, а количество баночек в наших ванных росло. В последнее время ситуация стала меняться, но в нужном ли направлении?
Минимализм в косметике: сколько средств нам на самом деле нужно?

Термин «экологичность» нередко используется шире, чем просто взаимоотношения с природой. Выбирая для себя экологичный образ жизни, многие не просто пытаются сократить количество мусора, но подходят ответственно к тому, что едят, что наносят на свою кожу, как поступают по отношению к окружающим и о чем думают. В этом смысле индустрия красоты довольно наглядно иллюстрирует конфликт между безудержным потреблением и желанием сделать свой вклад в благополучие планеты.

С одной стороны, каждая первая рекламная кампания нашептывает нам, что крем (а лучше три!) сделает нас красивыми и счастливыми, с другой — экоактивисты бьют тревогу, что в мировой океан ежегодно смывают 8 млн тонн пластика, который так и останется там плавать ближайшие 300 лет.

А посередине мы, растерянные и смущенные, в поисках компромисса.

Шаг к минимализму

Этот поиск толкает все больше людей на постепенный уход от косметического изобилия в сторону умеренного и осознанного потребления. Еще недавно большой арсенал на полке в ванной и на туалетном столике всячески поощрялся и становился предметом зависти, а сегодня он все чаще вызывает неприятный укол чувства вины. Появляется все больше независимых марок, которые не только делают упор на «чистые» составы, но и специально придерживаются лаконичного ассортимента. Особенно это популярно в Великобритании, где рынок натуральной косметики растет почти на 20% ежегодно, если верить порталу Clean Beauty Insiders.

Марка из Великобритании 320 MHz выпускает биоэнергетические концентраты-сыворотки на основе масла розы Отто, эфирных масел моринги, нероли, арктических ягод и растительных экстрактов. Вода и консерванты не используются, а продукты упакованы в фотобиотическое стекло, которое защищает свойства масел от лучей света.

Вчерашняя мода на многоступенчатую систему ухода за кожей, которая пришла к нам из Азии, сегодня уступает минимализму — один простой крем вместо трех «люксовых», одна гигантская бутыль шампуня вместо пяти разных маленьких, 2−3 многофункциональных средства для макияжа вместо пухлой косметички.

Расхламление как тренд, во многом обязанный своей растущей популярностью Мари Кондо и ее «Магической уборке», стремительно набирает силу и в бьюти-мире. В английском языке даже есть выражение skip care (skip — «перепрыгивать»), обозначающее уход, в котором опущены шаги, которые еще недавно считались необходимыми для эффективного ухода за собой.

Venn — бренд из Южной Кореи использует высокоэффективные ингредиенты и предлагает оптимизированные продукты. В портфеле марки их всего 5: восстанавливающий антивозрастной концентрат Age-Reversing All-In-One Concentrate, витаминный концентрат Vitamin B Activated All-In-One Concentrate, красная сыворотка в виде масла Advanced Multi-Perfecting Red Oil Serum, концентрированная восстанавливающая лифтинговая маска Concentrate Revitalizing Lifting Mask и увлажняющая очищающая эмульсия Moisture-Balance All-In-One Face Cleanser.

Состав имеет значение

Покупательницы все внимательнее вчитываются в составы продуктов и оценивают количество упаковки, которое предпочел использовать производитель, — так утверждает статистика.

В Англии на составы и сертификаты смотрят 43% покупателей, прежде чем сделать покупку. В США эта цифра выше — до 60% бьюти-потребителей в зависимости от штата сначала внимательно поверяют ингредиенты на натуральность и только после решаются на траты.

Треть покупателей хотели бы иметь больше информации о том, как продукты были произведены.

11 ингредиентов, наиболее часто используемых в натуральной косметике: алоэ, витамин С, витамин Е, кофеин, рис, куркума, киноа, аргановое и миндальное масла, зеленый чай, уголь.

Разговоры о том, что индустрия красоты использует, мягко говоря, неполезные ингредиенты наряду с безобидными, постепенно перестают быть прерогативой «эконутых». Начиная с 2014 года Европейский Союз запретил использование более 1300 химических компонентов в продукции массового потребления, в которые входит и косметика. При этом в США пока что этот список гораздо короче — в нем всего 30 ингредиентов, хотя согласно исследованиям американского Национального института охраны труда, почти 900 ингредиентов, используемых в косметике, токсичны.

В России тоже не спешат «банить» химические составляющие — например, в отличие от Европы, у нас не регулируется содержание парабенов и пропиленгликоля, не ограничивается использование этиламинов в производстве, а силиконы разрешены в любом виде.

Впрочем, на реформулирование составов некоторые марки толкает не только устрожение законодательства, но и искренняя забота об окружающей среде и своих потребителях. Первый претендент на вылет — микропластик, который вредит мировому океану не меньше пресловутых пакетов. В составах косметики чаще всего встречается несколько видов этого ингредиента: полиэтилен (PE), полипропилен (PP), нейлон, полиметилметакрилат (PMMA), полиэтилентерефталат (PET) и полимолочная кислота (PA).

Другой новообъявленный враг — химические фильтры (оксибензон и октиноксат) в составе солнцезащитных средств, которые оказались причастными к гибели целых коралловых рифов, а ежегодно волны тропических морей смывают с купальщиков 14 000 тонн «солнцезащитки».

Еще один повод к отказу от этих ингредиентов (согласно исследованиям) — их вредное влияние на эндокринную систему.

Что делать с мусором?

Стремление к осознанному потреблению неминуемо ведет и к озабоченности отходами — активисты давно бьют тревогу, что люди замусорили планету. Бьюти-индустрию тоже нашлось за что пожурить — по данным портала Zero Waste, косметическая промышленность ежегодно выпускает 120 миллиардов единиц упаковки, и подавляющая часть этой массы не перерабатывается. Кроме того, она сделана из пресловутого пластика, которого, если верить Greenpeace, в океан смывается более 12 млн тонн ежегодно. Отход от использования избыточного количества материалов в упаковке товаров связан и с другим моментом.

Пластиковая банка в коробке, завернутой в слюду в сопровождении гигантского описания на листе А4, все чаще проигрывает в выборе потребителей просто пластиковой банке — хотя бы потому что в странах, где принят раздельный сбор мусора, придется морочиться сдачей каждой картонки, бумажки и пленки.

Касается эта тенденция и, казалось бы, совсем безобидных мелочей — ватные диски, ватные палочки, влажные салфетки все чаще подвергаются остракизму, а более сознательные потребители переходят на использование многоразовых расходных материалов, которые прекрасно стираются в машинке или руками.

Пока что, к большому огорчению тех, кому не все равно, Россия в вопросе экологической сознательности отстает от того же Евросоюза, где к 2021 году полностью запретят одноразовую посуду, пакеты и микропластик в составе косметики и бытовой химии.

Раздельно собранный мусор в итоге вывозят на одну свалку, электромобили остаются абсолютной диковинкой, а приход со своим мешочком для овощей или овсянки встречает понимание далеко не в каждом супермаркете. Тем не менее, и в нашей стране темой экологии и разумного потребления, в том числе в сфере красоты, заботятся все больше, так что при желании вполне можно стать более дружелюбными по отношению к нашей планете, не отказываясь и от своей любви к косметическим средствам. Как говорится, так победим.

Многофункциональные средства — современное решение

Универсальный питательный крем для сухой и обезвоженной кожи лица, рук и тела Skin Food, Weleda; Универсальный бальзам с натуральным медом, одуванчиком и маслом ши для волос, кожи рук, губ и лица Le Baum, Féret; Экстрапитательный ламелярный крем для рук, лица и тела для всей семьи «Бархатные ручки».

Текст: Ирина Урнова

Читайте также: 5 причин выбрать BB-крем вместо тонального

Стоматолог вместо пластического хирурга: что такое дентальная подтяжка лица