Если вы случайно повредили товар в магазине: кто виноват и что делать?

Такая ситуация может произойти с каждым. О том, как правильно вести себя в случае случайной порчи товара в магазине, рассказывает юрист Денис Федоров.
Если вы случайно повредили товар в магазине: кто виноват и что делать?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Несколько дней назад в известном супермаркете со мной произошел очень неприятный случай. Я проходила мимо полок и случайно зацепила сумкой стеклянную банку с маринованными огурцами. Она упала на пол и разбилась. Ко мне подошел охранник и в грубой форме потребовал оплатить ущерб. Скажите, имеют ли право сотрудники магазина требовать от меня деньги?» — Елена

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Федоров
Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Народный контроль и Законность»

Первый — Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда», а именно пункт 2, который гласит:

«Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это значит, что если вы, к примеру, зацепили стеллаж с банками, поскользнувшись на мокром полу — вина не ваша, а сотрудницы магазина, которая протерла полы, а предупреждающие таблички не поставила (тут еще можно и ответную жалобу подать!)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая ситуация: вы взяли с полки одну банку, а посыпались все остальные. Опять же виноваты не вы, а мерчендайзер, не потрудившийся устойчиво расставить товар и закрепить полки. Это его работа, и отвечает за нее именно он.

Ваш следующий помощник — ГОСТ 51773–2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02−89 «Общественные здания и сооружения», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра.

Чем крупнее магазин, тем шире должны быть проходы между полками, а именно: при торговой площади до 100 кв. м — 1,4 м, от 100 до 150 кв.м. — 1,6 м, от 150 до 400 кв.м. — 2 м, свыше 400 кв.м. — 2,5 м.

И, наконец, Ваша третья помощница — Статья 203 Уголовного Кодекса РФ. Вам она понадобится в том случае, если в дело вступают сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если охранник грубит, угрожает, хватает за руки или одежду, делает попытки вас обыскать, его активность попадает под действие Статьи 203 и грозит ему лишением свободы сроком до семи лет. Напомните ему об этом.

Подведем итоги. В ситуации, когда вы случайно разбили банку с огурцами, и сотрудники магазина (обязательно вежливо!) предлагают вам ее оплатить, вы также вежливо должны посоветовать им доказать вашу вину в судебном порядке и заверить их, что оплатите сумму, установленную решением суда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если конфликта не избежать, требуйте жалобную книгу. Опишите подробности произошедшего, по возможности укажите точное время «крушения», укажите свидетелей (это нужно, прежде всего, вам, если дело дойдет до суда) и участников разбирательства.

Также потребуйте составления акта о порче товара, в котором должны быть зафиксированы все обстоятельства, которые могли привести к произошедшему — например, мокрый или скользкий пол, узкие проходы, скопление пустых коробок между рядами.

Скорее всего, конфликт будет улажен еще в процессе требования жалобной книги. Но если персонал не успокаивается, предлагайте обратиться с иском в суд (это единственный законный способ принудить вас оплатить испорченный товар).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И не забывайте о волшебных фразах, помогающих быстро умерить пыл гиперответственных сотрудников магазина:

«У вас тут мокрый пол/товары на полке расставлены неустойчиво! Я обращусь с заявлением в Роспотребнадзор!» и «У Вас проходы слишком узкие/коробки стоят между стеллажами! Я подам жалобу в Государственный пожарный надзор!»

Действуют они безотказно.