8 сентября в Москве состоится премьера картины «Да, шеф!» / «Yes, Chef!».

8 сентября в киноцентре «Октябрь» в Москве состоится премьера картины «Да, шеф!» / «Yes, Chef!». Перед выходом картины в прокат «Новый очаг» поговорил с режиссером фильма Ольгой Панкратовой.
8 сентября в Москве состоится премьера картины «Да, шеф!» / «Yes, Chef!».

Ольга, картины о кухне в целом и о шеф-поварах в частности появляются на больших экранах крайне редко. Расскажите, как Вам в голову пришла идея снять «Да, шеф!»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По образованию я журналист и долгое время работала именно в этой области. Как-то раз меня занесло в пресс-тур на Лазурный Берег на Русско-Французские Гастрономические сезоны. И я впервые попала в этот мир Высокой кухни — ничего подобного я раньше не видела и не пробовала. В тот момент я уже начинала снимать документальные фильмы короткометражные в учебных целях и как раз искала героев и историю для своего будущего фильма. Как-то раз рассказала о своей идее коллеге Екатерине Кунгуровой за чашкой кофе, что пытаюсь снять такой фильм, она как-то очень легко вдохновилась и предложила фильм продюсировать.

Ничего грандиозного не предполагалось, мне просто хотелось снять фильм об этом ярком мире гастрономии с его харизматичными персонажами — шеф-поварами и всеми нюансами, которые мало кто видит. Просто было интересно и хотелось снимать. И мы с Катей начали думать, как воплотить этот замысел будучи в Москве. Искали героев, но все было не то. Как-то раз нам попал в руки релиз о том, что будет проводиться отборочный этап конкурса Bocuse d’Or и поняли — это оно! А там все сразу сложилось — мы приняли решение, что героя в этот раз за нас выберет жизнь и тот, кто победит и станет объектом нашего внимания на год. Я сразу сказала, что это будет полный метр, Катя меня поддержала — так мы и отправились в это плавание. Максимум, о чем мы могли тогда мечтать — так это то, что мы вообще фильм закончим, покажем друзьям и родным и возможно отправим его на фестивали, ну и все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что значит для Вас тот факт, что фильм выводится на большой экран? Можете назвать это личным успехом? И думали ли Вы, когда снимали «Да, шеф!», что картина попадет в кинотеатры?

Как я уже сказала, о прокате мы даже не заикались, мы просто постепенно делали свое дело — у нас была одна-единственная цель — кино завершить. Это был очень трудный съемочный период, часто думали, что просто не хватит ни финансов, ни сил его завершить. Но у нас была какая-то невероятная мотивация внутренняя у всех и каждого, кто участвовал в создании этого фильма. Все в него поверили и этой машиной двинулись навстречу к успеху. К нам по ходу дела присоединялись талантливые люди, которые также просто верили в проект и на одном энтузиазме говорили нам «да». Так к нам присоединился и наш незаменимый продюсер Иван Устинов, например.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, что фильм выходит на большой экран — это не просто мой личный успех, это успех каждого члена съемочной группы. Это огромный последовательный труд каждого, кто нам помогал, вера ну и, наверное, чуточка удачи. Но и это скорее процесс закономерный — когда много работаешь и веришь — всегда все получается. И то, что фильм получился таким — спасибо всем и каждому, кто приложил руку к этому процессу, помог нам советом и просто поверил и в фильм, и в меня, как в режиссера-дебютанта.

Тяжело ли девушке снимать кино, где главный герой — мужчина? Наверняка пытались залезть в шкуру главного героя, и наверняка это не всегда получалось...

Кино просто тяжело снимать. Точка. Тем более, когда это твой дебютный полнометражный фильм, финансирования нет и многое просто делаешь на интуиции. В шкуру главного героя никогда даже и не пыталась залезть — я всегда придерживаюсь той точки зрения, что режиссер-документалист — это просто сторонний наблюдатель. К тому же Артур изначально герой очень сложный, что, безусловно, нас невероятно вдохновляло и тем более было интересно за ним наблюдать — то как он проявляет характер, рефлексирует, то, как он нас терпит на площадке в конце концов. Он долго к нам привыкал, но я всегда благодарна всем людям, которых снимаю за то, что они пускают меня и операторов в свою жизнь. Это сложно и для них, и для меня. Но если вы переходите эту черту — то получаете хороший материал для работы. И для меня это и есть высшая точка наслаждения, когда ты можешь установить контакт даже с самым сложным героем и он делится с тобой самым сокровенным — вот тогда и происходит магия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посмотрев трейлер, не сразу можешь догадаться, что этот фильм документальный? Вы не боялись «перескочить» с одного жанра на другой — художественный? И вообще, не возникало ли таких идей в процессе съемок?

Нет, не возникало. И хотя были некоторые постановочные сцены — все они были срежиссированы в контексте художественных задач фильма. Я училась заграницей и привезла оттуда, как мне кажется, одно важное понятие — не имеет значения, что ты делаешь — кино художественное, документальное, рекламу или ТВ контент — все должно быть сделано прежде всего качественно. К сожалению, во многом в нашей стране такого мнения не придерживаются, считая, что в документальном кино важно только содержание, а не форма. Я же изначально хотела сделать фильм красивым и вдохновляющим. За это также спасибо оператору-постановщику Олегу Холявко-Гришину, который понял задачи очень точно и передал мою задумку. Я фанат документального кино, поэтому мыслей о съемках художественного кино у меня на данный момент не возникает, очень хочется, чтобы отечественное документальное кино наконец уже начало завоевывать мир!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помогал ли Артур (главный герой фильма — прим. ред.) в съемках? Или все придумывали Вы самостоятельно и ставили своего героя перед фактом, что, мол, будет вот так — и точка?

Артур помогал тем, что не сопротивлялся  Шутка. Он и вся его семья очень помогла нам в нашей экспедиции и в Эстонию, и в Венгрию. Это был сложный для них период, но они выделяли время на съемки и вообще очень тепло нас принимали.

Конечно, у меня был свой поэпизодный план — я точно знала, что мне надо отразить в фильме и как мне надо это сделать. Честно, до сих пор удивляюсь, как вообще удалось все это осуществить! Мы просили, например, Артура приехать в Москву специально для съемок, и он бросал работу в Таллине и приезжал. Просили его быть в 6 утра на Дорогомиловском рынке после того, как он до 2-ух ночи тренировался на кухне, и он приезжал. В Эстонии у нас было катастрофически мало времени — мы мало спали, постоянно снимали, вставали на охоту на бобров посредине ночи, например. Но никто никогда не жаловался, все были заинтересованы в этом процессе. Мы все получили потрясающий и важный опыт, это главное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Близится премьера. Какое напутствие дадите потенциальным зрителям фильма?

Как показала фокус-группа — фильм «Да, Шеф!» надо смотреть внимательно. Это все-таки кино документальное и несмотря на тему и форму подачи — наша цель была также донести до зрителя, что пора заняться нашей гастрономической средой и начать ее возрождать по-настоящему, вопреки всем разговорам о санкциях и т. д. Как сказал один из экспертов в нашем фильме: «Когда человек приезжает в другую страну — он не бежит в музей или в театр — он идет есть». Так почему же мы игнорируем этот пласт нашей культуры и не развиваем ее также активно как балет или футбол, например? Очень хочется, чтобы зритель посмотрел этот фильм и с удовольствием обнаружил, что в нашей стране тоже может быть ВКУСНО.