Воспитание по‑новому

Как надо растить детей 21 века? Мнения экспертов и родителей.
Воспитание по‑новому

Глядя на сегодняшних молодых мам и пап и их детишек, отчетливо понимаешь, что нынешняя система воспитания, образования и лечения детей кардинально отличается от того, что было раньше. Давайте с помощью экспертов разберемся: что именно изменилось и почему?

Зачатие и беременность

Если раньше полагали, что ребенок становится человеком, в лучшем случае, с года, то сегодня крошечный эмбрион уже считается мыслящим существом. Поэтому многие современные пары, собравшись обзавестись потомством, тщательно готовятся к зачатию: кто-то держит пост, кто-то едет в индийский ашрам, другие пары занимаются психологическими упражнениями для будущих родителей. В любом случае готовиться к будущей беременности — сегодня норма.

Не менее важным считается и сам период беременности. Будущая мама — это уже не просто инкубатор для вынашивания младенца, а эмбрион — некое тельце, по дням растущее. Сейчас полагают, что ребенок внутри все понимает и чувствует. Мало того, его развитие и здоровье напрямую зависят от мыслей и действий будущей (хотя в этом контексте, скорее, «настоящей», а не «будущей») мамы.

Поэтому вот уже более двух десятков лет пользуются успехом программы по внутриутробной педагогике и развитию младенца в период беременности мамы.

Мнения эксперта

Светлана Островская, профессор, руководитель Семейного Центра Островской, автор метода подготовки к беременности, к вертикальным родам и ведения вертикальных родов, а также автор программы «Внутриутробная педагогика»:

«Эмоциональный и физический потенциал будущего человека закладывается до беременности и в период внутриутробного развития ребенка. В связи с этим очень важно уделять внимание ребенку, пока он находится внутри утробы матери.

Что же такое внутриутробная педагогика? Это образовательная и познавательная программа — родители в деталях получают знания, как происходит процесс зарождения новой жизни (от самого ее начала), об поэтапном развитии. Как на разных сроках можно общаться с еще не рожденным ребенком, как не навредить будущему человеку с момента его зачатия. И многое другое.

Это программа развивающая и воспитательная. Специально разработанные внутриутробные игры создают основу для возникновения связи родителей с ребенком. Контакт «мать — отец — ребенок» формируется с внутриутробного периода, что помогает всей семье достичь взаимопонимания как в период ожидания малыша, так и после его рождения. Происходит сплочение семьи.

Это развлекательная, веселая программа, которая дарит эмоциональную разрядку и отдых семье, а самое главное — погружает на несколько часов в неделю взрослых в мир детства. Все мамы и папы, прошедшие курс внутриутробной педагогики в нашем Центре, подтверждают эффективность и результативность — сами родители стали ближе друг к другу, их детки родились и растут здоровыми, активными, хорошо развитыми, общительными».

Роды: возможны варианты

Роды в воду, стоя, сидя и кесарево сечение

Наши мамы выбора не имели — всех везли в стандартный родильный дом и заставляли рожать, так или иначе. После отправляли в палату, а малыша — в детскую под присмотр педиатра и нянечек. Считалось, что стерильность превыше всего, грудь кормящим мамам мазали зеленкой, а младенцев держали в общественных пеленках и кормили из бутылки с рождения.

Сегодня есть масса систем родовспоможения: от совместных родов с мужем в роддоме до морских волн и домашней ванны. Сторонники домашних родов и так называемых естественных (например, вертикальных: когда женщину как бы усаживают) рассказывают ужасы про роддома и врачей, которые вкалывают и маме, и малышу кучу ненужной химии. В свою очередь, те, кто «за» больницу, стращают высоким уровнем смертности младенцев, рожденных не у врачей.

Есть еще и третья категория мам — сторонницы кесарева сечения. Их основные аргументы: «не хочу терпеть боль» и «зачем мучить малыша». Они не принимают в расчет, что кесарево — это полноценная полосная операция, с большим количеством медикаментов и не самыми лучшими ощущениями после. Причем одинаково тяжело после операции и маме, и малышу. Но, увы, в последнее время все больше желающих отдаться в руки хирургов.

В любом случае, самое важное — что каждый может выбрать по желанию, вере и убеждениям способ появления на свет детей.

Мнение эксперта

Елена Дубовикова, акушерка, инструктор групп предродовой подготовки, член Ассоциации консультантов естественного вскармливания (АКЕВ):

«Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что для мамы и для малыша наилучшим вариантом являются естественные роды. При этом замечательно, если женщине обеспечивается возможность свободного поведения в родах. Когда будущая мама сама может выбрать, в какой позиции ей легче переживать схватки и где (в воде или на суше), а также как удобнее тужиться. Часто в этом случае может и не понадобиться дополнительной стимуляции или других медикаментозных вмешательств. Однако, если в родах возникает такая необходимость, не стоит противиться действиям врача или акушерки.

И еще. К естественным родам стоит быть подготовленной: научиться методам самообезболивания, родовому дыханию, массажу и даже «пению» вместо крика лучше заранее».

Сколько есть и спать младенцу

Не будить и не кормить

Самый большой объем разночтений между поколениями, похоже, относятся к первому году ребенка.

Начнем с кормления. Бабушки считают, что беременной и кормящей маме нужно «есть за двоих», побольше калорийного, молочного, жирного. Современные же родительницы (и, кстати, врачи) придерживаются противоположного мнения — разработаны специальные диеты для беременных, для кормящих, для младенцев.

Разногласия есть и по времени кормления. Наши бабушки и мамы кормили строго по часам. До сих пор многие с ужасом вспоминают, как кричал по ночам голодный младенец, а его мама сидела, смотрела на часы и нервно ждала, когда наступит «время Х». Сейчас же малышей прикладывают к груди в любое время дня и ночи. Хотя, надо отметить, что от графика питания негрудного ребенка никто не отказывается: и от завтрака до ужина есть четкое расписание по часам!

Еще одна причина разногласий: до какого возраста кормить грудным молоком. Раньше считалось, что и трех месяцев хватит, теперь же зачастую кормят до трех лет.

Баночное питание и смеси — тема отдельных споров. Причем не только между поколениями, но и между сторонниками «естественного» и, скажем так, «современного».

Естественники покупают (а то и выращивают) только натуральные овощи и фрукты, готовят сами пюре, не дают детям сладкого, соленого, печеного, нередко мясного и даже молочного. Те же, кто предпочитает использовать блага цивилизации, приветствуют и баночное питание, и кашу в коробках, и молочные смеси.

Вообще, основная тенденция в том, что ребенок должен быть как можно ближе к маме. Отсюда и слинги или рюкзачки, в которых удобно носить с собой малыша. Это же повлияло на детский и семейный туризм — теперь летают даже с грудничками, не боясь менять климат и временной пояс. Мамы стали самостоятельнее, смелее, активнее.

Больше самостоятельности, возможности выбора и своего мнения появляется и у малышей. Дети могут выбирать, что они будут есть, во что одеваться, чему учиться. Теперь никто их не кормит насильно («Ну еще ложечку — за маму и за папу!»), никто не будит их по времени, как это делали наши бабушки («А что он ночью будет делать?!»), не принуждают ходить мальчиков только лишь в спортивную секцию, а девочек — в музыкальную школу.

Мнение эксперта

Ольга Лучко, семейный системный и перинатальный психолог, психолог-педагог, инструктор групп предродовой подготовки, эксперт проекта «Мамина школа»:

«Главным «трендом» последнего десятилетия в области взращивания детей является естественность. А именно, призыв вернуться к природе и не пытаться улучшить то, что прекрасно себя зарекомендовало на протяжении предыдущих тысячелетий.

Сегодня актуальны рекомендации кормить грудью не по режиму, а по требованию, начинать прикармливать малыша тем, что едят родители (предполагается, что это здоровое натуральное питание, а не чипсы и газировка!), заканчивать грудное вскармливание тогда, когда ребенок готов к этому, и просто быть ближе к малышу, чутко реагировать на его потребности. Здравый смысл этих советов подтверждают и современные исследования ВОЗ».

Новые игрушки и девайсы

Игрушки VS девайсы

Первое, что приходит на ум, когда наблюдаешь за изменениями в играх и игрушках детей, это две вещи: как много стало девайсов и как много стало вообще игрушечного, прямо скажем, в избытке.

Старшее поколение это, несомненно, возмущает: мол, нас растили с пластмассовыми пирамидками, пупсами и кубиками, и этого было достаточно. Современные родители, в большинстве случаев, относятся к этому спокойно, понимая, что современный мир и мамина-папина занятость диктуют свои правила. Всегда проще дать ребенку «айпад» с мультиками и спокойно посидеть за компьютером, дописывая срочный отчет.

Но попробуем посмотреть на вопрос шире. Ведь изменились не просто игрушки, изменились среда, окружение ребенка. Вспомните железные советские площадки во дворе. А мебель и оформление детских садов и школ? А спорт? Эти жуткие уроки физкультуры с обязательными прыжками через «козла» и комплексами на шведских стенках… Сегодня дети растут и играют в совсем другой среде: детские площадки — разнообразные, спортивных увлечений — масса.

Современные средства связи, активное информационное пространство, другие скорости жизни — все это дает совсем иную картину мира. И, очевидно, что игры и игрушки — это инструменты детского познания мира, освоения его.

Мнение эксперта

Антонина Цицулина, директор Ассоциации индустрии детских товаров, руководитель рабочей группы Координационного совета при Президенте РФ по Национальной стратегии действий в интересах детей:

«Когда мы смотрим на новые игрушки, понимаем, как меняется поколение. В России сейчас это особенно заметно. Возникают новые среды, новые инфраструктуры для детей. И, конечно, возникают новые типы игр и игрушек.

Игрушки вчерашние — это культурное наследие. Игрушки нынешние — это новая среда, новый мир и навыки в нем. Но важно, чтобы дети играли и в исконно русских матрешек, и в современных роботов — должна быть вариативность, не надо их ограничивать!»

Раннее развитие, домашнее обучение

Раннее развитие, анскулинг, семейное образование

Все больше современных родителей начинают учить детей буквально с пеленок. Развивающих методик — масса. От кубиков Зайцева до Монтессори. Это, конечно, серьезное новшество -наши бабушки и мамы считали, что детей должны учить в садике и школе, и никак не раньше.

Сейчас уже с двух месяцев водят на плавание, с пяти месяцев учат английский и чтение, а уж когда ребенок встал на ноги, то там уже полный набор предметов и занятий.

Дальше — по нарастающей. Современный школьник посещает основную школу и две-три дополнительных (спорт, музыка, иняз). Выезжает в образовательные лагеря, по выходным — курсы профессионального самоопределения.

Мало того, нынешние школьники все познают опытным путем: географию они учат в путешествиях, языки по Скайпу, физику в научно-развлекательных центрах. Бабушки сокрушаются: «Бедные дети, детства лишили». А дети, похоже, и не страдают вовсе. По крайней мере, выглядят они совершенно довольными.

Все больше родителей предпочитают и так называемый анскулинг: философия и практика образования, когда ребенок обучается без отрыва от семьи. Причем все чаще такие родители объединяются и создают семейные образовательные центры, что дает детям и образование, и общение, и при этом приятную психологическую обстановку.

Мнение эксперта

Татьяна Ковалева, директор Ассоциации тьюторов России, профессор МГУ, член Попечительского совета школы «Золотое сечение»:

«Помимо анскулинга, семейного образования и прочего, серьезные изменения происходят и в базовой школьной практике. Например, уже несколько лет в школах страны введена новая позиция под названием «тьютор». Попросту говоря, наставник. Он призван помочь ученику понять, какие требования предъявляет выбранная им будущая профессия и какие навыки необходимо приобрести (скажем, изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и др.), чтобы двигаться навстречу поставленной цели.

Главная функция тьюторов — сопровождение. Но нельзя сопровождать стоящего, только идущего! И только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин, а это очень важно для того, чтобы быть успешным в современном мире».

Как изменился мир ребенка в целом

Как изменился детский мир

А в целом, если говорить о глобальных изменениях, то, заметим, что помимо игрушек, площадок, девайсов и школ поменялось многое и в самих людях.

Так, мы стали гораздо лояльнее и терпимее к людям с ограниченными возможностями. Да что там говорить, раньше вообще никто слыхом не слыхивал, что есть дети-инвалиды. А теперь есть инклюзивное образование, специализированные детские площадки, куклы-инвалиды, масса передач, статей и фильмов на ТВ. Наши дети знают, что все люди — разные. И что это — нормально.

Изменились и родители. Благодаря Интернету возникли родительские сообщества: теперь спросить совет можно у других мам и пап, у специалистов (стоит лишь включить компьютер), а не только у своей мамы или соседки.

Родители объединяются, создают проекты, учат и воспитывают своих детей сами. Они общаются с родителями из других стран, перенимают опыт и передовые технологии.

Хотя, конечно, никто не отменял старых добрых традиций и разумных правил. И если кто-то заболел, мы по-прежнему пьем чай с малиной и надеваем теплые вязаные носки, которые с такой заботой связала любимая бабушка…

Мнение эксперта

Светлана Павлова, генеральный директор интернет-сервиса «Дистанционный репетитор», куратор проекта «Дети учат детей», эксперт ЕГЭ, эксперт Парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» Государственной Думы, эксперт рабочей группы «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность» Координационного совета при Президенте РФ:

«Современный цифровой мир изменяет характер человеческих взаимоотношений, взгляды, привычки, образ мышления. Сегодня люди иначе воспринимают информацию и работают с ней: визуализация информации стала важнее текстов и слов.

Дети перенасыщены эмоциональными и визуальными образами и хуже воспринимают текст.

Система образования не успевает подстраиваться под новые запросы, но изменения неизбежны. Педагоги объединяются в сообщества и ищут эффективные способы обучения.

Дети цифрового поколения не готовы просто сидеть за партой и слушать учителя. Они хотят учиться активно и творчески: делиться своими мыслями, воплощать в жизнь свои идеи, использовать сетевое пространство для получения всей интересующей их информации.

Проект «Дети учат детей» (взаимообучение и сотворчество в режиме онлайн) наглядно показывает нам, как хотели бы учиться современные дети. Но наша задача — уберечь их от опасностей, с которыми они смогут встретиться в Интернете, привить им культуру поведения в Сети».

Родители обсуждают в соцсетях:

  • «Сейчас даже в совсем простых и бесплатных роддомах разрешают совместные роды с мужем, ребенка кладут вместе с мамой и свободно пеленают, с ручками — только тех, кому они мешают. Но точно не перетягивают бревнышком, как делали с нами…»
  • «Спали мы не просто вместе, первые 5 месяцев она спала на мне, на груди. А потом я прочитала, что так дети не только дышат мамой, слушают знакомый стук сердца, но и синхронизируют работу своего сердечка, ЖКТ, нервной системы».
  • «Я дочку до 8 месяцев кормила грудью, и ничего, кроме молока, даже водички. Хотя свекровь кричала: «Это невозможно, чтоб без питья». И кормила я, сколько и когда дочь захочет, ночь, не ночь — неважно. То же — со сном».
  • «Раньше советовали не баловать и не приучать к рукам, а сейчас — наоборот. Раньше болезней старались избегать всеми способами, а сегодня понимают, болезни — это еще и тренировка иммунитета».
  • «Сейчас моветон, когда ты с малышом сюсюкаешь и машинку называешь «бибикой». Продвинутые мамы никогда не опускаются до картавости и упрощения слов. Только по‑взрослому. Поэтому никаких «ляля», «гуля», «ава», а «малыш», «голубь», «собака».

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст