Почему дружить с детьми нельзя (и со своими, и с чужими)

Психолог Лилия Брайнис написала о том, почему стремление взрослых дружить с ребёнком не может быть вполне для ребёнка безопасным — как внутри семьи, так и за её пределами.
Почему дружить с детьми нельзя (и со своими, и с чужими)

Пару лет назад я приехала в Летний институт программы «Учитель для России» и рассказывала будущим учителям про позицию безопасного взрослого и почему дружить с детьми нельзя. Они немного обиделись на такую постановку вопроса. А после семинара ко мне подошла одна из них и попросила про это чуть больше поговорить, потому что, когда она сама училась в школе, у них был учитель, с которым они очень дружили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через 40 минут разговора она вспомнила, что все начиналось как чаепитие в классе с компанией людей, а через несколько месяцев закончилось тем, что он подвозил ее до дома, томно смотрел в глаза и признавался в любви.

Как в моем любимом фильме ‘The Tale’, где главная героиня спустя 30 лет вдруг понимает, что ее первый бойфренд был никаким не бойфрендом, а 23-летним тренером по бегу. Ей было 13. Это ужасно пронзительный фильм с самым душераздирающим поворотом на 18-й минуте. Про то, как вдруг понимаешь, что это было и как травма глубоко сидела и сидит.

Photo by Arleen wiese on Unsplash
Photo by Arleen wiese on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отношения детей и взрослых – это неравные отношения. Взрослые устанавливают правила, а дети им следуют (или сопротивляются и нарушают), но всегда выступают в отношении правил взрослых.

Я описываю детско-взрослые отношения в терминах власти. Потому что власть – это когда можешь заставить другого человека делать то, что он не хочет. Кто-то описывает эти отношения с позиции прав – у меня есть право, а у тебя нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дружба – это отношения равных людей. Когда можно одинаково делиться переживаниями, когда можно просить помощи, когда можно в любой момент встать и выйти из этих отношений. Между взрослым и ребенком (или подростком) дружбы в смысле равных отношений быть не может. Могут быть тёплые отношения, могут быть отношения наставничества (мне интересно с тобой делиться опытом), но это не могут быть отношения дружбы. Потому что изначально эти отношения не равны. И взрослый (а не ребенок!) несет ответственность за соблюдение границ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие спросят, а как же дружба с собственным ребенком? Неужели невозможна? Теплые отношения и отношения дружбы – это, на мой взгляд, разные вещи. В детско-родительских отношениях, где вы принимаете решения, а не ребенок, вы не существуете на равных. Вы можете с ним/ней советоваться, можете учитывать его/ее мнение, но финальное решение за вами. Чем старше ребенок будет становиться, тем больше решений будет принимать сам. И тогда задача – признавать это (ты становишься взрослее, я не могу быть с тобой 24/7) и все равно сохранять родительскую позицию (ты всегда можешь ко мне прийти и я всегда тебя поддержу или всегда тебе подскажу и выручу).

В семье важен баланс между доверием и границами. Я могу тебе доверять (и ты можешь мне доверять), но наше доверие чуть разное, потому что я (родитель) несу за тебя (ребенка) ответственность, а ты за меня – нет.

Дружить с детьми нельзя. Эти отношения — всегда отношения власти, и это задача взрослых — соблюдать границы. Не детей. Поэтому аргументы «они сами» не работают. Они никогда не сами.

Василий Феодоров
Василий Феодоров 16 Сентября 2021, 22:22
Дурость. Проблема, поднимаемая вами как социально-психологическая к середине статьи становится чисто филологической. Что такое дружба? Вы четко знаете ответ на этот вопрос, правда пользы от этого ноль. Только слегка запутавшиеся люди, которые в некоторых случаях наломают горьких дров.
Denis woyar
Denis woyar 12 Сентября 2021, 11:30
Среди взрослых отношений (которые часто называют дружбой, за неимением иного термина) тоже часто встречаются неравные отношения. А уж в семьях тем более часто главными становятся или муж или жена, а второй человек ведомым. В современном мире (и психологии) появился какой-то фетиш на РАВЕНСТВО. Но ситуация где большинство коммуникаций между людьми будут на равных - НЕДОСТИЖИМО. Поскольку люди уж слишком разные.
Almaz Sagadeev
Almaz Sagadeev 27 Августа 2021, 15:30
Сначала идет какая бы легкий подтекст "можно ли дружить с ребенком", а потом автор сам себе отвечает "дружить с ребенком нельзя". Давайте, все же люди сами разберутся что им можно, а что им нельзя. Кто вам дал право, так бесцеремонно навязывать свою точку зрения? В действительности у вас нет такого права, ибо каждый человек суверенен, в том числе и дети. Избежите множество проблем в своей жизни, если перестанете пытаться кого либо подчинять и перестанете навязывать эту концепцию людям. Пока ребенок мал, конечно он не несет ответственность. Но все поменяется, этак через лет 40, когда ребенок вырастет а родители постареют. Всегда с удивлением смотрел на то, как взрослые дети сдают своих родителей в дом престарелых нежилая с ними возиться. Теперь я понимаю конечно понимаю, в чем здесь причина. А причина в том, что когда это эти самые престарелые родители тоже нежелали возиться со своими детьми, и сдавали их в детсады. Все циклично, все возвращается. Подумайте об этом, когда попытаетесь отнять у кого то свободу или навязать ему свои правила. Дружба с детьми полезна как для детей, так и для взрослых. Для взрослых это возможность научиться быть более легким, более свободным, выражать свои эмоции. Для детей дружба со взрослыми это своего рода проводник в реальный мир
Александр Киреенко
Александр Киреенко 26 Августа 2021, 15:42
Нет чистых отношений власти и подчинения, как нет и чистых бескорыстных отношение. Всегда присутствуют оттенки, в итоге создаётся некий баланс. Дружба - это всего ли слово,набор звуков, набор букв. Смысл в это слово вкладываем мы сами. И каждый смысл этот может у разных людей отличатся. Поэтому меня, если честно, немного коробит, когда люди, позиционирующие себя как специалисты в какой-либо области (в том случае, конечно, если это не точная наука) стараются абсолютизировать некие правила, которые базируются на неких терминах. Но ведь сам смысл этих терминов относителен, как, спрашивается, можно утверждать, что базирующиеся на них правила единственно верные? И особенно часто, по-моему, наблюдается это у психологов. Наверно, этим они стараются подчеркнуть собственную значимость, присвоить себе право устанавливать правила и учить других людей жить.