Почему дети звонят на телефон доверия?

Ежедневно на телефоны детских служб доверия поступают сотни обращений. «ДО» выяснил, почему звонят дети и о чем с ними разговаривают психологи.
Почему дети звонят на телефон доверия?

Сказать, что телефоны в детской службе доверия не замолкают никогда, было бы нечестно. «Случаются и паузы. В хорошую погоду обращений меньше — кому хочется в это время сидеть дома? Ведь по телефону доверия обычно не звонят на ходу», — говорит руководитель телефона доверия для детей «Гаврош» Юлия Концова. Но все-таки звонки поступают часто. От безобидного «мне страшно одному дома» до отчаянного «я никому не нужна!».

5 главных причин, по которым дети звонят в службу доверия:

1. Причина — одиночество

Дети часто страдают и от безразличного отношения со стороны сверстников, когда им кажется, что они никому не интересны и не нужны. Да, родители говорят: «Ты нужен нам, мы тебя любим, ты замечательный», — но ребенку этого мало.

«Бывает, ребенку кажется, что он сильно отличается от других. Скажем, большинство ребят в классе увлекается компьютерными играми, а его привлекают книги. Ему хотелось бы поговорить о прочитанном, но в классе это никому не интересно. Он чувствует себя одиноким, ненужным. С этими трудностями звонит нам. И психолог становится человеком, который, во‑первых, разговаривает с ребенком о том, что его волнует, а во-вторых, старается его «вернуть» в класс», — объясняет Юлия Концова.

Специалисты утверждают, что мнение о том, что в основном телефонами доверия пользуются дети из неблагополучных семей, совершенно неверно. Звонят самые разные дети, ведь потребность выговориться и желание быть услышанным не зависят от социального уровня семьи.

2. Причина — любовь

Не зря говорят: любви все возрасты покорны. «Дети, даже первоклассники, звонят чтобы спросить, как обратить на себя внимание объекта своей влюбленности, жалуются на ссоры с возлюбленными и на друзей (подруг)-разлучников. Порой это безобидно и мило. Например, семилетний мальчуган спрашивает, как сделать предложение своей избраннице, чтобы она не передумала до их совершеннолетия. Но гораздо чаще это слезы, отчаяние и наши долгие беседы с анализом ссор или даже расставаний.

Кстати, по моему опыту, — продолжает Марина Сперанская, — с вопросами, как привлечь любимого или как помириться, чаще звонят дети до 14−15 лет.

А вот у более старшей аудитории — от 15 лет — иные проблемы. Девочки жалуются на то, что родители не разрешают встречаться с возлюбленным, который значительно старше. Мальчики — на то, что девочки предпочитают им старших. И те и другие — на то, что родители не понимают их чувств. Или, узнав об интимной связи, заперли дома. Не часто, но звонят в слезах, рассказывая о неожиданной беременности, либо в страхе (что делать?), либо в отчаянии (родители настаивают на аборте!)».

Сложности с родителями и нежелание учиться

3. Причина — сложности с родителями

Проблема отсутствия контакта с родителями волнует детей не меньше, чем проблемы со сверстниками.

«Дети либо не хотят подчиняться родительскому авторитету, выполнять требования взрослых, либо жалуются, что родители не хотят удовлетворять их потребности: не покупают что-то важное, ограничивают свободу», — перечисляет наиболее частые, но наименее острые проблема Олеся Вихристюк.

Самые же острые — жалобы на жестокое обращение в семье. Когда психолог понимает, что ребенку действительно угрожает опасность со стороны взрослых, он всегда предлагает ему сообщить свои координаты. Объясняет, что, если он согласится, ему поможет полиция или социальные службы. Иногда дети сами звонят по телефону доверия, чтобы попросить именно об этом, а не ради поддержки и сочувствия.

4. Причина — не хочу учиться

Еще одна распространенная причина детских жалоб — сложности в учебе. «Нежелание учиться в принципе или ходить на дополнительные занятия, конфликты с педагогами, страх перед экзаменами. Эти звонки поступают только во время учебного года, их пик приходится на конец весны, когда дети сдают ГИА, ЕГЭ», — уточняет Олеся Вихристюк.

Но и помимо экзаменов детям есть чем поделиться. «По моим наблюдениям, больше всего детей волнуют конфликты с педагогами. Но они не решаются рассказать о них родителям, потому что считают, что взрослые обязательно встанут на сторону взрослых. На втором месте — неуспеваемость и переживания, что какой-то предмет не дается («Я — последний в классе, стану второгодником»).

А вот откровенное нежелание учиться встречается редко. Даже если в начале телефонной беседы ребенок говорит: «Меня все достало, брошу школу», — в процессе разговора выясняется, что ему просто тяжело даются какие-то науки, но подтянуть знания все же возможно», — говорит Марина Сперанская.

кто чаще звонит?

По опыту специалистов самая обширная аудитория детских телефонов доверия — дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Хотя в целом круг абонентов значительно шире.
В 52% случаях звонят подростки 12−16 лет. 31% - дети младшего школьного возраста. 9% - студенты. От родителей поступают 8% обращений. Чаще звонят девочки — 58%, мальчики — 42%.
Статистика телефона доверия для детей «Гаврош»
Еще одна причина и звонки от взрослых

5. Причина — самые страшные мысли

«Процент звонков, связанных с суицидами, примерно одинаков как по России, так и за рубежом. Это около 1,5−2%. А вообще кризисных звонков от детей поступает порядка 3%.

От обычных кризисные отличаются тем, что ребенок звонит не просто посоветоваться или пожаловаться, а уже находится на грани каких-то негативных действий. Ребенку настолько сложно справиться с ситуацией, что у него появляются мысли нанести вред себе или другому человеку, уйти из школы, из дома», — комментирует Олеся Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Четкой схемы, что делать в таких случаях, нет — все индивидуально. Но главная задача психолога при кризисном обращении — снять состояние аффекта и продолжить с ребенком диалог.

Зачем звонят родители?

В большинстве случаев родители звонят, когда не могут найти общий язык с ребенком, разрешить конфликт, вот и обращаются за помощью, советом. /p>

Более редкие случаи — это когда родители находятся на грани развода или уже развелись и, не зная, как сгладить переживания ребенка, консультируются с психологами. «А порой случается и так, что мама или папа сами чувствуют: их ребенку необходимо пообщаться со специалистом, тогда звонят нам — выяснить, какие психологи у нас работают, их квалификацию, после этого передают трубку ребенку», — рассказывает Юлия Концова.

Иной раз родители, оставляя ребенка дома одного, записывают ему номер телефона доверия и предлагают по нему позвонить, если станет вдруг страшно. У психологов есть масса способов занять детей в подобных случаях. От сказок до развивающих игр.

«А еще нам часто звонят бабушки, консультируются по вопросам воспитания своих внуков, нередко им кажется, что их дети неправильно воспитывают своих детей, и они пытаются заручиться поддержкой психолога. Бабушки — очень активная часть нашей аудитории.

Также поступают обращения от третьих лиц, например, соседей, которые слышат, что ребенок постоянно плачет или кричит за стенкой, и они подозревают что-то нехорошее», — дополняет Олеся Вихристюк.

чтобы не попасться в сети…
Развитие интернет-пространства предопределило необходимость появления специальной службы доверия для детей «Дети России онлайн», посвященной безопасному использованию Интернета. По телефону или на сайте дети и подростки могут пожаловаться на сетевое мошенничество, на оскорбления или неприличные предложения в Сети, признаться, что с друзьями стало легче общаться онлайн, нежели в реальной жизни.
А родители могут обсудить, как обезопасить детей от негативного влияния Мировой паутины.
Подробнее: 8 (800) 25−000−15 или detionline.com

Зачем еще звонят родители и кто работает в детских службах доверия

Родители, без паники!

Но порой родители звонят именно потому, что испытывают удивление от неожиданного открытия: «Мой ребенок звонил по телефону доверия?!» Кто-то случайно подслушал, кто-то обнаружил в «исходящих звонках» незнакомый номер и набрал его… Мама и папа, секунду назад уверенные, что с чадом у них полное взаимопонимание, впадают в панику: «Что же он сделал, что не может сказать мне?»

«Действительно, есть такое мнение: раз ребенок позвонил на телефон доверия, значит, он не доверят своим родителям. Но на самом деле все не так плохо. Если родители «вернутся» в свое детство, то вспомнят, что дети и уж тем более подростки склонны больше доверять сверстникам и третьим лицам. В этом случае телефон доверия становится «посредником», помогает достичь взаимопонимания между взрослыми и детьми. Ведь психолог призван объяснить ребенку позицию родителей так, чтобы он ее принял, а родителям — психологию ребенка.

кто слушает и говорит с ребенком
Для работы в детских службах доверия специалистов отбирают очень строго. Каким бы профессиональным ни был психолог, перед тем как начать работать на телефоне доверия для детей, он в обязательном порядке проходит специальную подготовку. В среднем — 72 часа занятий. Плюс в течение года сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации. Еще для самих психологов организуют службу поддержки изащиты от профессионального «выгорания».

Иногда ребенок звонит и говорит: «Но вы ведь тоже взрослые, значит, я и вам не доверяю!» Но трубку не кладет… Позже, после длительного доверительного разговора, он вдруг понимает, что взрослые могут понять его, им можно доверять… Одно это уже является неким «мостиком», по которому он сможет сделать шаг навстречу родителям.

Именно поэтому родителям важно принять: если ребенок обратился в службу доверия, это не значит, что он стал их меньше любить или меньше доверять. Просто есть некоторые вопросы, которые ему сложно обсудить с мамой или папой. И гораздо лучше, если он поговорит об этом со специалистом, нежели начнет обсуждать со сверстниками или на анонимных интернет-форумах», — убеждена Олеся Вихристюк.

очень важный номер
По данным Фонда «Ассоциация телефонов доверия для детей и подростков», число телефонов доверия на территории России за последние 5 лет возросло более чем в 3

раза. Сегодня на территории РФ действует около 200 служб экстренной психологической помощи.

Вот основные из них:

Единый всероссийский телефон доверия для детей и подростков: 8 (800) 2000−112.

Детский телефон доверия МГППУ: 8 (495) 624-60-01.

Телефон доверия для детей и подростков «Гаврош»: 8 (499) 134-81-81.

Телефон доверия Департамента образования г. Москвы: 8 (495) 366-70-94.

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст
Интересное на сайте