Нужно ли ребенку свободное время

Современные дети живут в обществе с бешеным ритмом, с раннего возраста они нацелены на достижения и победы. Кажется, они знают все больше, а информацию усваивают все быстрее! Но времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?
Нужно ли ребенку свободное время
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вперед, к успеху?

Ритму жизни современного ребенка сложно позавидовать. Давайте подсчитаем: с утра — детский сад или школа, 6−8 уроков, то есть практически полный рабочий день, который начинается раньше, чем у большинства взрослых (а длится порой дольше). Потом — кружки и секции (спорт, музыка, иностранные языки), дополнительные занятия или репетиторы, и не забудем про ежедневные домашние задания!

Конечно, мы, родители, нагружаем ребенка из самых лучших побуждений — ведь привычка трудиться и развитие всех возможных способностей должны, по идее, помочь нашим детям добиться успехов в будущем. Но часто вместо достижений и успехов родители получают обратную картину: ребенок выглядит утомленным и вялым, часто болеет, не проявляет интереса ни к каким новым занятиям. В чем же дело?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причин может быть несколько. Одна из них, вызывающая психическое и физическое истощение детского организма, — неверно понимаемая родителями идея раннего развития малыша. Мамы и папы уверены, что «развивать» — значит обучать всему как можно раньше, буквально «с пеленок». На самом деле в любом возрасте ребенку необходимо гармоничное развитие, ведь помимо интеллекта у него есть еще душа, тело, которые тоже требуют внимания.

Конечно, вопрос о том, насколько рано нужно начинать развивать ребенка, каждая семья решает сама, но, если вы сделали выбор в пользу раннего интеллектуального развития, необходимо помнить вот что:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Никакого длительного однообразия — деятельность должна сменяться каждые 10−15 минут.
  • Ни в коем случае не «натаскивайте» малыша, не зубрите с ним факты и информацию — ребенок воспринимает сведения, только если они подаются в игре. 5 детских игр для изучения английского языка.
  • Выбирайте правильное время для обучения — заниматься с ребенком можно тогда, когда он готов к этому, то есть не плачет, радуется, хочет узнавать новое.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я устал!

Малыш подрастает, и у родителей появляется еще один повод загрузить его сверх всякой меры. Ребенка записывают на огромное количество дополнительных занятий, которыми нагружают и дошкольников, и школьников. Родителей вдохновляет мысль о том, что они предоставляют своему чаду самые широкие возможности для развития, однако они не хотят замечать того, что ребенок постепенно перестает получать удовольствие от многочисленных занятий.

Социолог Анна Кулешова отмечает: «Сегодня требования к родительству изменились: важно не только обеспечить ребенка едой, одеждой и игрушками, но и дать хорошее образование. Но критерии "хорошего" все еще размыты, так что мамы и папы часто пытаются дать детям побольше, предложить все и сразу, нередко при этом игнорируя их потребности и возможности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая причина увлеченности кружками и дополнительными занятиями в том, что нам важно казаться себе и окружающим «хорошей матерью», достичь совершенства в этом, порой отказавшись от других социальных ролей. Но при этом происходит подмена ценностей, и вопрос развития и образования превращается не в цель дать ребенку больше, а в повод для конкуренции с другими «профессиональными матерями»: выбрали для ребенка больше разнообразных кружков — отлично, вы активная, заинтересованная мама, вам есть чем гордиться; никуда не водите ребенка, значит, не развиваете его. Некоторым мамам проще «сдать» ребенка в кружок — тем самым и освободить для себя немного личного времени, и расширить пространство для общения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, в нашем обществе все еще слабо развита культура свободного времени, и даже может возникнуть некая моральная паника — ведь ребенок, если он ничем не занят, сразу скатится в сторону лени, ужасного поведения, зависимостей разного рода».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родители не понимают, почему вместо благодарности дети капризничают, отказываются заниматься, ноют. По сути, в жертву будущему приносится настоящее. Многие считают, что детство — это лишь подготовка к жизни. Огромное заблуждение! На самом деле это самоценный период, главной составляющей которого является игра.

Еще одна причина переутомления — информационная перегруженность, при которой очень быстро формируется зависимость от планшета, телефона или телевизора. Дело в том, что многие современные мультфильмы и компьютерные игры сконструированы таким образом, что они вызывают мощное нервное напряжение, воздействуют сразу на все органы чувств ребенка и к тому же быстро вызывают привыкание. Поэтому в детском возрасте общение с гаджетами все-таки должно быть регламентировано по времени и отсортировано родителями по содержанию. Как справиться с детской компьютерной зависимостью. Опасные признаки

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опасные признаки

Для начала нужно разобраться в том, каким образом различить усталость, которая пройдет после ночного сна или выходных, и хроническое переутомление. Последнее обычно подразумевает такое состояние организма, при котором снижается работоспособность в результате чрезмерной нагрузки на организм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Симптомы переутомления ребенка можно увидеть достаточно легко:

  • У дошкольников перенапряжение проявляется, прежде всего, через изменение эмоционального состояния. Ребенок со слабой нервной системой становится плаксивым, капризным, у него резко увеличивается количество страхов и повышается вроде бы ни на чем не основанная общая тревожность. Дети с более сильной нервной системой становятся расторможенными и агрессивными. Причем родителям часто кажется, что, если ребенок устал, его подвижность снизится, и так же, как и взрослый, он захочет лечь, расслабиться и отдохнуть. Но у детей все происходит ровно наоборот! Кроме того, у ребенка могут появиться невротические проявления — например, от стресса он может начать грызть ногти.
  • У младших школьников можно заметить снижение умственных возможностей, в частности, рассеянность. Ребенок постоянно что-то теряет, забывает, допускает элементарные ошибки, те, которые обычно называют ошибками «по невнимательности». В некоторых случаях может нарушиться даже координация движений — буквально все валится из рук. При выполнении более сложных мыслительных операций, например, анализа, сравнения, переутомленный малыш тоже оказывается не на высоте.
  • Симптомом перегрузки также является нарушение аппетита и сна. Если вы видите, что малыш стал плохо засыпать, ему снятся кошмары, а просыпается он не отдохнувшим, это явный повод снизить нагрузки.
  • Страдать может не только нервная система ребенка, но и его физическое здоровье. Организм постепенно теряет способность сопротивляться вирусам, ребенка не только преследуют частые простуды, но и обостряются хронические заболевания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игра как забота

В 2013 году ООН законодательно закрепила право ребенка на игру, теперь оно прописано в международной Конвенции о правах ребенка, признаваемой во многих странах мира. Влияние игры на развитие детей огромно. Психотерапевты говорят о том, что даже дети, пережившие серьезные психологические травмы, справляются с пережитым потрясением именно через «детские» виды деятельности: игру, рисование, лепку. Например, ребенок, которому делали операцию, начинает «оперировать» своих кукол и плюшевых мишек — и таким образом он изживает стресс, который ему пришлось пережить.

Игра отвечает всем возрастным нуждам ребенка: это потребность в движении, в самостоятельности, потребность в новых впечатлениях. Но самое главное — именно через игру ребенок реализует свое желание быть «как взрослый». А главная задача взрослого — не «учить» малыша или диктовать свое видение процесса, а наблюдать за развитием игры, предлагать ребенку новые сюжетные ходы, новые повороты. Например, играя в магазин, можно предложить малышу открыть «отдел упаковки» — это и внесет разнообразие в игру, и позволит малышу научиться красиво заворачивать разные предметы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катерина Демина, семейный и детский психолог, напоминает: «Для детей младшего школьного возраста больше всего подходят игры, в которых ребенку необходимо устанавливать социальные отношения со сверстниками, то есть очень важно, чтобы дети играли вместе. Именно поэтому участие взрослого в игре должно со временем уменьшаться, а вот предоставлять детям условия для общих со сверстниками игр нужно обязательно. Очень полезно играть в командные игры, как подвижные ("вышибалы", "резиночка"), так и настольные — их сейчас очень много».

Поиграй со мной!

Разумеется, есть родители, которые не умеют или просто не любят играть. Часто это вызывает в нас сильное чувство вины: ведь «хорошая мама» должна получать искреннее удовольствие от переодевания кукол или бесконечных игр в машинки! Но нет ничего страшного в том, что вам не нравится играть или гулять с ребенком, уверены психологи. Наоборот, чем сильнее ваше чувство вины, тем хуже это для ваших отношений: увлеченного партнера для игр из вас не получится, если вы будете постоянно делать это через силу или с раздражением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выход простой: не пугайтесь слов «Мне скучно!» — это совсем не значит, что вы немедленно должны предложить ребенку какие-то дела, новые игры и развлечения, да еще и с вашим участием. И не волнуйтесь, если ребенок (как вам кажется) не занят ничем полезным или даже просто бездельничает. Паузы между делами и уроками — это очень полезное время! Во-первых, ребенок учится слышать себя, понимать свои меняющиеся интересы, экспериментировать, выбирать, чем заняться. Во-вторых, для него это отличная возможность помечтать и пофантазировать — ведь если детский мозг все время занят учебой, на мечты ресурсов не остается. И, наконец, третье: ребенку просто необходимо научиться распоряжаться своим свободным от обязательств временем — а если такого в его плотном расписании не предусмотрено, то и шансов научиться планировать тоже будет немного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вы, в свою очередь, просто делайте вместе с детьми то, что нравится делать вам. Любите готовить — создавайте кулинарные шедевры, увлекаетесь спортом, искусством — приобщайте детей. Рисуйте комиксы, сочиняйте песни и «истории с продолжением», читайте друг другу вслух или танцуйте. Главное, что это время вы проведете рядом друг с другом — и получите от этого удовольствие.

Как помочь ребенку преодолеть переутомление

Как помочь ребенку преодолеть переутомление:

  • Организуйте режим, при котором будут попеременно меняться периоды физической активности, игры, свободного времени — и время для занятий и уроков. Режим должен быть «плавающим» — не нужно строго, по минутам, дозировать прогулку или игру, а как только время «вышло», срочно переключать ребенка на другую деятельность. Главное — не сколько длится деятельность, а смена ритма в течение дня.
  • Очень важно постепенно научить ребенка планировать свой день. Чем младше ребенок, тем ниже самоконтроль, поэтому на первых порах ему понадобится помощь в том, чтобы понять, как правильно распределить время. С дошкольниками можно вместе нарисовать план дня, младший школьник может сам составить свое расписание. И не стоит постоянно подгонять ребенка. От постоянных родительских «быстрей, быстрей!» любой станет нервозным и, главное, будет делать все только медленнее. Постепенно снижайте контроль и передавайте его ребенку.
  • Свободное время обязательно должно включать прогулки, особенно это важно для подвижных детей. Именно для них наилучший отдых — активный. Кроме того, у ребенка должно быть время для «ничегонеделанья». Это нужно не только для отдыха. Ведь на самом деле ребенок всегда чем-то занят. Так, известный психолог Валерия Сергеевна Мухина в своей книге приводит пример того, как ребенок просто лежал на ковре и вроде ничем не был занят. Однако на вопрос взрослого: «Что ты делаешь?» — ответил: «Играю». Он действительно играл, только разыгрывалась вся игра в его воображении.
Марина Шульце
Марина Шульце 09 Апреля 2015, 02:04
Свободное время для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями нужно каждому человеку. Ребенок не исключение. Хорошо также иметь какое то дополнительное занятие, которое воспринимается ребенком как удовольствие, как свободное времяпровождение. Зимой, к примеру, у нас были лыжи. В Крылатском. И ребенок воспринимал это как прогулку, как занятие для души. Ждал воскресенья, мониторил прогноз погоды.