Как помочь ребенку определиться с будущим?

Думать о будущей профессии можно уже с трех лет.
Как помочь ребенку определиться с будущим?

Возраст ребенка: от 0 до 6 лет

Наблюдаем

Многие специалисты считают, что начинать заниматься профориентацией ребенка можно с трех лет. Хотя, если подходить к вопросу со всей серьезностью, то еще и до его рождения. «Ценностные ориентации родителей очень влияют на то, какую профессию ребенок выберет в будущем.

Мы, взрослые, порой не даем своим детям стать филологом, полагая, что выбор этот несерьезный, а серьезно — это экономист или таможенник, — говорит директор центра профориентации «ПрофГид» Эльмира Давыдова. — Но здесь родителям следует сказать себе «стоп»: ребенок — это не они сами. Да, ребенок похож на родителей, но он другой. Во‑первых, он несет в себе иной набор генов, а во-вторых, растет в другую эпоху. Все это следует понять еще до рождения малыша, а потом, когда он появится, обязательно вести дневник и фиксировать все слова, поступки и увлечения ребенка. Позже это очень пригодится».

Объясняем

Что значит «ходить на работу» и «быть профессионалом», маленькие дети понимают весьма смутно. Но уже сейчас очень важно объяснить ребенку, что такое труд взрослых, рассказать про его важность, необходимость. Не запугать, а вселить желание освоить интересную профессию и приносить пользу окружающим.

«Полезно вместе разучивать пословицы и поговорки про труд, читать стихи и рассказы про профессии, изучать жизнь талантливых людей, которые своим делом помогают людям», — советует педагог с 25-летним стажем Людмила Архипова.

«Лет с пяти-шести многие дети уже начинают фантазировать о том, кем они станут в будущем. Но пока их фантазии ограничены. Например, ребенок знает, что его мама — врач, и мечтает стать, как она, доктором, потому что ему понравилось у нее на работе. Но толком малыш не представляет, что мама конкретно делает. Нужно давать ребенку как можно больше информации о своей и о других профессиях, расширять его кругозор», — продолжает Людмила Архипова.

Впрочем, дети и сами обычно стремятся к расширению своего кругозора, но родители порой принимают это за непоседливость и излишнее любопытство, а потому препятствуют. «Разрешите малышу все пробовать. В рамках разумного, конечно! Если он никогда не пришивал пуговицу, не красил стену, не пек пирог, он познавал мир неполноценно. И, если родители больше заботятся о сохранности одежды или стены, это плохие родители. Они думают о себе, а не о ребенке», — уверена Эльмира Давыдова.

От 6 до 9 лет Возраст ребенка: от 6 до 9 лет

Без критики!

Начальная школа — первые шаги во взрослый мир. А еще сильный стресс, который может убить на корню интерес ко многим предметам. Наказания за плохие оценки, критика педагогов, дразнилки одноклассников — и вот уже одно только слово «рисование» вызывает отвращение у ребенка, который в будущем мог бы стать, скажем, архитектором.

«Как можно больше и чаще поощряйте малыша за все его достижения, ни в ком случае не высмеивайте его неудачи. При необходимости стоит пообщаться с педагогом, попросить его вести себя помягче с первоклашкой. Причина плохих оценок в младших классах не редко кроется в том, что ребенок просто боится очередной порции критики и потому не может сосредоточиться, а вовсе не в том, что он не хочет или ленится заниматься», — считает психолог Ирина Романова.

«Важно не заставлять, а предлагать. Чтобы ребенку захотелось попробовать себя в разных сферах», — добавляет Людмила Архипова.

Но, задумываясь о том, что именно предлагать, родители сомневаются: развивать в ребенке его слабые качества или сосредоточиться на сильных. К примеру: записать в спортивную секцию сына, склонного к спокойным занятиям, или же в клуб шахматистов, а спорт не трогать? По мнению психологов, тактика развития слабых качеств правильнее, поскольку помогает формированию гармоничной личности. Но только в том случае, если она не приносит ребенку страдания. Сколько взрослых людей, отмучившись в музыкальной школе, потом ни разу в жизни не сели за пианино, признаваясь, что уроки привили им стойкую ненависть к музыке…

Что делать родителям?

До 9 лет детям проще всего примерять на себя профессии во время игры. Но это не обязательно игра в конкретного специалиста. Полезны и другие, например, «Угадай-ка»: предстоит угадать задуманную профессию с помощью наводящих вопросов, вроде: «Какой запах (цвет, звук и т. д.) у профессии?», «Связана ли работа с общением?», «Какими качествами должен обладать человек?». Другие варианты игр и инструкции можно найти в Интернете.

А еще полезны встречи, на которых сами родители рассказывают о своих профессиях или даже (если имеют такую возможность) приглашают к себе в офис на экскурсию.

от 10 до 14 лет
Возраст ребенка: от 10 до 14 лет

Поощряем желания

В средних классах у детей увеличивается число предметов в школьной программе, и у многих от обилия информации голова идет кругом. Хочется освоить все! Но так как физически браться за все сразу невозможно, юный исследователь начинает перескакивать с интересов, как с кочки на кочку. Полгода он с удовольствием учит иностранный язык и гитарные аккорды, потом хочет рисовать и теряет интерес к гитаре, отказывается ходить на английский, но увлекается географией. И родители начинают волноваться: он ко всему относится поверхностно!

Без паники! «Пусть ребенок пробует, ищет, осваивает. Остановиться на чем-то конкретном он еще успеет. Сейчас важно дать ему возможность найти дело по душе. Пусть меняет секции и кружки. Единственное — договоритесь: коль начал что-то, отзанимайся три месяца. Именно за это время можно понять, действительно ли ребенку не понравилось новое занятие или он решил отказаться от него из-за первых неудач, но на самом деле ему это близко», — рекомендует психолог Ирина Романова.

Думаем вместе

Другой распространенный повод для беспокойств — ребенок не проявляет интереса ни к каким занятиям. Одинаково успевает по всем предметам, но ничем не увлекается, о выборе профессии не думает.

«В 7−8-ом классах еще не все дети всерьез задумываются о выборе будущей специальности. Их нужно увлечь этими размышлениями, — рассказывает психолог, гештальт- консультант, заведующая отделом группового консультирования центра психологической поддержки и профориентации молодежи «Луч» Ольга Бизина. — Ведите диалог, чтобы в итоге отыскать ответ на вопрос: чем ты любишь заниматься, какие увлечения тебе по душе? Ответы: люблю читать, гулять, играть — не принимаются. Важно нащупать сферы деятельности, привлекающие подростка. Для этого вместе проходите разнообразные тесты на предрасположенность к профессии. (Задайте в любом онлайн-поисковике такой запрос — вариантов огромное множество! — Прим. Ред.)

А еще ребенок должен правильно понимать значения слов «профессия», «специальность», «должность» и не путать их». Кроме того, специалисты советуют на практике демонстрировать ребенку возможные занятия. Сейчас существует практика экскурсий для детей на разнообразные предприятия. Как правило, центры по профориентации набирают группы по 10−12 детей (от 12 лет и старше) и вместе со специалистами какой-либо компании проводят небольшую прогулку по офисам, организуют мастер-классы с профессионалами, лекции.

Не спешите с выводами!

Есть мнение, что в 7-ом классе уже можно точно определить ведущий способ мышления, к чему больше склонен ребенок: к гуманитарным или точным наукам. Но специалисты советуют: не торопитесь с выводами!

«С точными науками не так все просто, — отмечает детский психолог, руководитель тренинг- студии «Ключ» Ольга Гаврилова. — Нередко предрасположенность к точным наукам явственно проявляется уже в 5−6-ом классах. Это первая волна. Но есть и вторая! Она «накатывает» ближе к 9-ому. Особенно это свойственно мальчикам, определить склонности девочек зачастую получается раньше. Так вот очень важно не пропустить эту вторую волну, не записать ребенка ошибочно в гуманитарии. Ведь подчас ученик может сказать, что не любит алгебру лишь из-за сложностей в изучении предмета».

Что делать родителям?

Совет. Советский и российский психолог Евгений Климов, методолог психологии труда и профориентации все многообразие видов деятельности разделил на 5 типов. Чтобы понять, к какому из них принадлежит ваш ребенок, рекомендуется составить список всех его достижений: победы на олимпиадах, удачные проекты и выступления. Чем больше деталей, тем проще определить тип личности.

  1. «Человек — природа». Ему интересна сфера деятельности, косвенно или напрямую связанная с живой природой: начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной.
  2. «Человек — техника». Главный критерий — любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии).
  3. «Человек — человек». Предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами: психолог, педагог, врач, менеджер, парикмахер.
  4. «Человек — знаковый образ». Если ребенок проявляет интерес к схемам, цифрам, любит информатику и филологию, это его тип. Подходящие специальности: переводчик, архитектор, модельер, программист.
  5. «Человек — художественный образ». Это творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, писатель, режиссер и др.
От 14 до 17 лет

Возраст ребенка: от 14 до 17 лет

В теории, ближе к выпускному классу, дети уже определяются с выбором будущей профессии или как минимум вуза. Но на практике старшеклассники часто испытывают страх от того, что они все еще не решили, чем хотят заниматься в зрелости.

«Многие дети к 16 годам не могут сделать выбор, и это совершенно нормально, — успокаивает детский психолог Ольга Гаврилова. — Дело в том, что молодой человек еще не может представить линию времени и себя на ней. Он видит себя только в реальном времени. В этом случае правильней всего не настаивать на конкретном (узкопрофильном) вы- боре, а определиться с базовым образованием. Скажем, выбрать вуз, в котором подросток сможет получить основные знания, а уже со временем конкретизировать, чем именно хочет заниматься». Для этого как раз и существуют курсы повышения квалификации, второе высшее образование, бизнес-школы.

Изучите вместе рынок труда, рейтинг популярных и востребованных профессий, ходите на дни открытых дверей в разнообразные вузы, запишитесь на мастер-классы. Словом, помогайте старшекласснику накопить как можно больше информации. Обсуждайте альтернативы.

Анализируйте

Повзрослевшим детям особенно важны родительское участие и совместные рассуждения. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Предложите ребенку порассуждать, какую цель он бы хотел реализовать в жизни, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Запишите все пункты, а также названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполните вместе таблицу, сопоставляя требования и профессию: если они совпадают, ставьте ей плюс, если нет — минус. Выделите лидера. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Другая нередко встречающаяся проблема: подросток, казалось бы, определился с профессией и твердо заявляет родителям о своих планах. Но взрослые сомневаются: действительно ли ребенком руководит искреннее желание или это все же дань моде, а то и подражание другу?

Лучший способ узнать ответ — проверить выбор на практике. Найдите среди друзей и знакомых специалистов данной области, пусть они расскажут вашему ребенку о плюсах и трудностях в профессии, предложат выполнить тестовые задания. Конечно, практика без образования может разочаровать, но, с другой стороны, позволит понять, стоит ли двигаться в этом направлении дальше.

Что делать родителям?

Определить тип мышления, эффективно помогает и психогеометрический тест. Попросите ребенка посмотреть на пять фигур — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг — и выбрать из них ту, которая нравится больше других. Итак:

  • Квадрат Логический анализ и вычисление — его сильные стороны. Математический тип личности.
  • Треугольник символизирует лидерство. «Треугольники» обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители.
  • Прямоугольник Те, кто выбирает эту фигуру, любознательные, смелые, но часто непоследовательны.
  • Круг говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. «Круги» — самые лучшие коммутаторы.
  • Зигзаг символизирует креативность и творческий потенциал. Интуиция, образность, эмоциональность — вот их сильные черты. Лозунг их мышления: а что, если?..

Город мастеров для детей

В мае 2013 г. ожидается открытие семейного тематического парка «Мастерславль», в более чем 50 мастерских которого дети (от 4 до 15 лет) будут осваивать настоящие взрослые профессии (более 100 вариантов!).

Парк профессий будет представлять собой город в миниатюре: почта, больница, магазин, университет… Все как в реальности! Здесь будет можно поработать строителем, пожарным, стоматологом, режиссером, почтальоном, маляром, даже получить «зарплату» (измеряется в талантах) и потратить ее. В ходе занятий дети научатся забивать гвозди, чинить сломанные игрушки, готовить еду. Узнают, что делать, если человеку вдруг стало плохо, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета и многое другое. Получат представление о труде, вложенном в производство того или иного продукта, а главное — привыкнут тратить столько, сколько могут заработать. Семейный парк «Мастерславль» откроется в деловом центре «Москва-Сити» (Москва).

время с пользойСовременные устройства помогают не только оставаться всегда на связи, но и готовы прийти на выручку даже в таком сложном вопросе, как выбор профессии.

Старшеклассникам хочется порекомендовать бесплатное приложение (доступно для iPhone, iPod touch and iPad) с лекциями TED. С помощью данного приложения можно послушать лекции выдающихся людей, ярких современников и получить дополнительную мотивацию — захотеть стать похожими на них или даже выбрать себе точно такую же профессию. Среди лекций TED есть уроки по архитектуре, творчеству, бизнесу и др.

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст