В последние годы тема младенчества стала все пристальнее рассматриваться учеными: они исследуют развитие детей первого года жизни, проверяют их реакции и отслеживают вещи, которые прежде не имели научного объяснения. если суммировать все новые данные о том, как развиваются малыши, можно сделать вывод о том, какие они на самом деле удивительные создания!
Буквально! Мозг ребенка за первый год жизни увеличивается в 2 раза. К первому дню рождения размер мозга малыша будет составлять примерно 60% от размера мозга взрослого. А все потому, что в первые 12 месяцев жизни ребенок каждый день чему-нибудь учится. А если бы он еще и рос всю оставшуюся жизнь с той же скоростью, с которой растет в первый год, к совершеннолетию он был бы примерно 50-метровым.
В очень раннем возрасте – с шести месяцев! Малыши в состоянии даже оценить факт, что называемые слова означают предметы разных форм и размеров. Самый большой скачок в развитии происходит с года до двух: в это время ребенок начинает помнить недавние события и действия, понимать символы, подражать, воображать и притворяться.
Ученые из Университета Чикаго выяснили: первые признаки социального поведения появляются у малышей уже в возрасте семи месяцев: наблюдая за взрослыми, они копируют их, чтобы освоить разнообразные техники действий и научиться взаимодействовать. В возрасте около полутора лет малыши способны распознавать гнев и стараются избегать повторения такой реакции взрослого, корректируя свое поведение.
На деле это не так, ведь улыбаются даже те дети, что родились незрячими. Первые улыбки можно увидеть еще в утробе (готовясь к рождению, младенцы довольно шевелят лицом и строят гримасы), а затем – вскоре после рождения. На первых порах это рефлекторное действие не связано с коммуникацией с родителями. так называемая «социальная улыбка» в ответ на улыбку или сюсюканье появляется у ребенка в промежутке между шестой и двенадцатой неделями жизни. Осваивая смех, малыши смеются до 300 раз в день! для сравнения: взрослый смеется 20 раз максимум.
Немецкие исследователи выяснили: отдых после активного освоения новых знаний способствует более качественному запоминанию действий и активному применению новых способностей в жизни. Специалисты провели уроки, во время которых показывали детям, как надевать варежки на кукол. Сразу после этого одну группу укладывали спать на полчаса, а вторую оставляли бодрствовать. Оказалось, что дети, которые поспали после обучения, помнят последовательность действий даже через 24 часа после занятия.
Неприятый звук, исходивший из младенца, позволял нашим предкам испытывать к потомству меньшую симпатию и привязанность, что было эволюционно обосновано, поскольку младенцы часто гибли в первые месяцы жизни. Также есть мнение о том, что малыши просыпаются ночью не только для того, чтобы поесть, но и для того, чтобы отвлечь родителей друг от друга: таким образом они заботятся о том, что мама и папа не зачали еще одного ребенка, который станет конкурентом.
Специалисты по психиатрии из Оксфордского университета провели исследование и выяснили: с помощью своих больших глаз, маленьких пальчиков и складочек на теле дети буквально заставляют нас заботиться о себе. Набор приятных глазу взрослого (независимо от его пола и родительского статуса) характеристик внешности ребенка вызывает отклик, подталкивающий к проявлению заботы. «Уход за ребенком – это система медленного, осторожного, обдуманного и продолжительного просоциального поведения, которое воздействует на центры удовольствия в мозгу, активизирующиеся также при прослушивании музыки и приеме вкусной пищи», – говорит руководитель исследования Мортен Крингельбах.
Оказывается, дети приспосабливаются к жизни вне утробы и налаживают работу системы терморегуляции организма в течение первых трех месяцев. Организм младенца заботится о том, чтобы кровь поступала к жизненно важным органам, а уже потом учится обеспечиваться теплом конечности.
Многие из нейронов гибнут и не восстанавливаются, поэтому у взрослых их меньше. Связи между клетками обрываются по мере взросления детей, это помогает им лучше сосредотачиваться, но сокращает творческий потенциал.
На самом деле дети не понимают, что в зеркале отражаются именно они, примерно до 1,5 лет. До этого времени малыши считают, что в зеркале находится другой ребенок. При этом малыши появляются на свет со встроенным самоосмыслением, позволяющим им отличать свое тело от тел других людей
Плод слышит голоса примерно с 23-й недели беременности. И самым привычным для него становится голос матери. Рождаясь, малыши кричат на том языке, на котором говорит мама: плач детей, рожденных в разных странах, отличается по интонации, музыкальности и ритму. Помимо языка плод также может запомнить музыку, которую вы слушали во время беременности. Финские исследователи выяснили: младенцы помнят ваши любимые мелодии вплоть до четырехмесячного возраста.
Это связано с тем, что в материнской утробе нет достаточно места для того, чтобы младенец «дозрел» полностью. Именно поэтому первые несколько недель жизни дети много спят, прокачивают терморегуляционную систему, часто едят и кричат – так они приспосабливаются к жизни вне утробы, в которой все совсем иначе. Этот период адаптации называют «четвертым триместром».