10 «почему?» о жизни подростков и ответы на них

Растить ребенка непросто в любом его возрасте. Но настоящий тест на родительство мы сдаем, когда в нашем доме появляется подросток.
Тэги:
10 «почему?» о жизни подростков и ответы на них

Почему подростки грубят? Почему перестают учиться? Почему их тянет во все тяжкие? Почему они не говорят с нами об этом? И можно ли их как-то обезопасить? Эксперты отвечают на вопросы главного редактора «Домашнего Очага» Натальи Родиковой.

10 «почему?» о подростках

Отвечает Марина Щедровицкая, психолог, психотерапевт

Почему подростки – это сложно?

Я всегда говорю родителям: подростки не из скорлупы вылупляются. Они приходят к подростковому возрасту с определенным багажом, который  проносят через кризисы развития – сепарации (отделения от родителей) и саморегуляции (управление собой, своим телом). И очень важно, как вы вместе через эти кризисы проходили. Самый, пожалуй, сложный – кризис трех лет. Как вы реагируете на всё, что происходит с ребенком: негативизм, упрямство, протест, «не буду», «не хочу»? Принимаете или сопротивляетесь? Можно подавить и заставить слушаться, но тогда у ребенка не появится самостоятельность, не сформируется воля. Или прессинг только усилит сопротивление, и тогда в подростковом возрасте, когда всё это ребенок проходит еще раз, может рвануть гораздо сильнее.

  • Подросток должен быть упрямым и строптивым. Нам кажется это несносным характером, но значит буквально следующее: раньше я жил по вашим правилам, а теперь должен разобраться и выработать свои. На основе присвоения правил формируются ценности.
  • Подросток должен нас критиковать: как и в трехлетнем возрасте, через критику близких происходит «свержение богов» – бабушки, дедушки, мамы, папы. Нас это раздражает, а он становится независимым, это важно.
  • Подросток может кричать, когда чувствует, что нарушают его границы. Как трехлетний малыш, которого мама кормит насильно, он понимает: если я не кричу – меня не слышат, значит, я буду орать и истерить. Если к подростковому возрасту его не слышали регулярно, если контакт разорван, будет тяжело.
  • В подростковом кризисе есть кое-что и от кризиса семи лет. Это кризис саморегуляции, время, когда ребенок идет в школу и там понимает: дома – одно, а здесь – другое, разные правила, и я должен научиться выживать и там, и там. Я должен в этом мире каким-то образом устроиться, чтобы с ним справиться. Это работает и в подростковом возрасте тоже.

Почему они грубые?

Потому что пока не умеют культурно справляться с негативными чувствами. Лобные доли, которые отвечают за вежливый контроль, еще не сформированы до конца. А чувств много, раздражения много. Стремительный рост, гормональная буря, тебе не нравится твое тело, не нравится грудь, ноги, усы, сверстники смеются, родители подшучивают, постоянный фон недовольства собой и окружающими, низкая самооценка, страх быть непринятым... И здесь мы вдруг врываемся в его мир со своей заботой, нравоучениями и бутербродом.

Мы же ничего плохого не хотели, правда? Почему тогда он хамит и просит закрыть дверь? Потому что ему уже 14 лет и условный бутерброд он себе давно может сделать сам. Не нужно непрошеной опеки, не нужно нарушать границ. Действие в этом возрасте уже должно идти от него, не от вас. Спокойно скажите: «Ок, не будешь, я услышала тебя». Не отнимайте его взрослость, лучше дайте карманные деньги, чтобы он мог купить себе сам круассан и кофе у метро.

Что делать: Иногда кажется, что раздражается подросток совсем уж на пустом месте. Не обижайтесь, не воспитывайте, не хамите в ответ, не реагируйте по-детски на его детские реакции. Взрослые здесь мы, и рамку должны держать тоже мы. Ребенок злится, не говорите ему: «Прекрати, это ерунда», – он имеет право на негативные чувства. Другое дело – научиться с ними работать.

Я всегда рекомендую три книги для родителей: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер, «Если с ребенком трудно» Людмилы Петрановской и «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» Фабер и Мазлишь. Все три – очень хороший тренинг эффективного родительства: учимся принимать негативные чувства ребенка и помогать ему с ними справляться. 

Почему подростки перестают учиться?

Да, у всех детей в подростковом возрасте успеваемость падает. И родители считают: чем больше мы будем говорить об учебе и ее важности, тем лучше нас ребенок услышит. Нет, напротив. Все разговоры об учебе, затеянные не им, подросток воспринимает как давление. Он уже чувствует, что нужно ему, а что нужно не ему. Он начинает сомневаться в необходимости всей школьной программы, которую в него запихивают. Он сомневается в учительнице математики, потому что она глупая и недобрая. У него, в конце концов, уже появляются собственные интересы – и это не обязательно тригонометрия.

Что делать: Помогите ребенку осознать: учителя и школа – отдельно, знания – отдельно. Если тебе нужно освоить математику – я помогу, химию – наймем репетитора. Не говорите, что он тупой, лучше показывайте пути, как с этим можно справиться. И да, сегодня действительно большинство вещей не нужно учить, их можно легко найти в интернете, в этом подростки правы.

Почему подростки курят?

Потому что это взрослые формы поведения и потому что так может быть принято в их компании. Для подростков среда сверстников намного важнее, чем среда родителей, и это нормально, они так осваивают мир, им в этом мире жить. Отсюда и желание одеваться именно в эту одежду, как в униформу. Отсюда стремление делать и пробовать всё, что делают сверстники.

Что делать: Важно заранее «готовить» ребенку компанию, приглашать домой одноклассников, детей друзей, что-то вместе интересное делать.

Важно давать определенную свободу и, может быть, даже чуть больше, чем вам сейчас хотелось бы дать. Позволять на своей территории все эти необходимые подросткам эксперименты. Не ругать и не выгонять из дома, если кто-то не дай бог выпил бутылку вина из бара в ваше отсутствие или попробовал покурить за углом школы, да еще и честно признался, что его теперь мутит. Отпускать и даже помогать организовывать подростковые ночевки друг у друга – с необходимыми правилами безопасности, конечно. Если позволять немного больше свободы, сохраняя контроль, то у вас больше шансов, что дочь не уедет без спроса на три дня на чью-то дачу, а сын не будет до умопомрачения напиваться на вечеринках, потому что запретный плод сладок. Важно показывать ребенку, что ты ему доверяешь. Но, конечно, всё очень зависит от вашей индивидуальной ситуации. От ребенка, от отношений всех членов семьи.

Почему подростки пробуют наркотики?

Опять же, потому что в их компании это может считаться круто. И еще, потому что все эти опасные вещества, которые могут вызывать зависимость, нравятся людям не на пустом месте. Под их воздействием в мозгу вырабатывается дофамин, который помогает человеку чувствовать радость, удовольствие. А еще – заглушает тревогу.

Что делать: Если ребенок склонен к зависимостям (в том числе от компьютерных игр), ищите, что еще может вырабатывать у него «мирный» дофамин: спорт, азартные игры с родителями, походы, приключения, зарабатывание денег (как минимум карманные деньги нужно вводить в подростковом возрасте точно). И, конечно, не исключен поход к психиатру – возможно, есть тревожное расстройство, которое можно вовремя скомпенсировать. Возможно, есть сильная потеря контакта между вами и ребенком. Возможно, есть какая-то травма, о которой вы не знаете. Со всем этим можно работать.

Что касается родительского контроля: я не стеснялась проверять карманы, когда моя дочь была в подростковом возрасте. Я тревожная мать, я знаю случаи нехорошие, даже с детьми из хороших семей. Так что время от времени осторожный неоскорбительный контроль нужен.

Почему подростки делают тату?

Потому же, почему сильно красятся, носят невообразимые стрижки и цвет волос, делают пирсинг. Это способ познания своего тела и способ его маркирования: это тело – мое. Не все родители готовы признать, что у ребенка есть тело и сексуальность. Не все родители осознают, что есть границы. Что нельзя врываться в комнату, в ванную, куда угодно, нельзя дотрагиваться без спроса – потому что это только мое. И, конечно, это способ творческого осмысления себя.

Что делать: С начинающими подростками можно пойти на компромисс – временные переводные татуировки. С подростками постарше – попробовать вовлечь их в исследование. А как оно  будет жить на твоем теле дальше, а что с ним будет происходить в разном возрасте? А сколько это стоит? А что сейчас модно? А если мода изменится, что ты будешь делать? Сейчас –драконы, а потом будет что-то другое. А на каком месте ты хочешь это сделать: чтобы видели все или только для себя? Такой разговор можно продолжать долго, тянуть время. Некоторые подростки в процессе даже отказываются, откладывают. С теми, что настойчивы, можно поговорить о том, где это опасно делать, а где – безопасно. Может быть, в какой-то момент, когда вы оба решите, что настало время, подростку придется помочь и отвести в проверенный безопасный салон. 

Что делать, чтобы ребенок не сделал что-то тайно, а поговорил прежде с вами? Покажите, что вам это тоже интересно. И узнайте об этом больше на самом деле. Разбирайтесь в том, о чем хочет говорить ваш ребенок. Показывайте, что вы тоже эксперт, будьте в контакте.

Почему подростки матерятся?

То же самое – маркируют себя как взрослых и ставят свои границы в речи – это мой язык, моя речь. А еще проверяют нашу реакцию: а так можно? А так?

Что делать: То, что ребенок использует нецензурную лексику, не страшно, если он понимает, когда можно, а когда нельзя. Поверьте, большинство ваших подростков, когда устроятся на свою первую работу, отлично сумеют справиться с матерными словами и говорить как нормальный человек.

Почему они помешаны на компьютерных играх?

Родители жалуются: ребенок все время сидит в компьютере. Но давайте честно посмотрим вокруг: все взрослые, включая родителей этого ребенка, тоже сидят в гаджетах. Да, считается что до семи лет вовсе не нужны никакие гаджеты, это уводит развитие в сторону – от многомерного мира к двухмерному. Я согласна с этим и призываю родителей с раннего детства искать разные формы общения и занятий, да, они могут быть более трудозатратными, это не просто сунул в руки планшет и пошел, это надо придумывать, вместе что-то творить, вырезать, клеить, ходить, искать. Но развитие происходит просто несопоставимое с тем, что дают «развивающие» игры и мультфильмы.

Что делать: Искать плюсы. У подростков компьютерные игры – это новая форма социализации: он же играет не один, там компания всегда. Многим из них легче общаться в виртуале, в реальной жизни они стесняются, а там чувствуют себя более защищенно и уверенно. Там огромное количество логических задач, которые помогают учиться. Там осваивается язык, потому что многие вещи на английском. И еще осваивается та самая компьютерная грамотность, которую в школе пытаются преподавать, но пока безуспешно. Так что польза от игр тоже есть, и воевать с ними просто по принципу «только бы не играл» я бы не советовала.

Почему они не говорят с родителями о сексе?

Вопросы о сексе дети начинают задавать в возрасте 4-5 лет – прежде всего «откуда я появился?». И важно с первых же вопросов спокойно и коротко на них отвечать. Чтобы у ребенка сформировалось понимание: я спрошу – родители ответят. Если вы все время переключали тему или явно смущались, ребенок привык не воспринимать вас как эксперта. Почему он должен сейчас с вами вдруг начать об этом говорить?

Что делать: Не надо бояться, что вы расскажете слишком много или что разговоры про секс спровоцируют подростка пойти и не дай бог начать им заниматься. Да, про свой сексуальный опыт детям ни в коем случае рассказывать нельзя, это уже нарушение границ. Но отвечать на вопросы своевременно и экспертно – важно. Не ответите – спросит во дворе или в интернете. Вся сексуализация происходит как раз в темных местах. А если вы дома положите в аптечку презервативы и ребенок спросит, что это такое, а вы спокойно объясните, то никакой сексуализации не будет. И пусть дети знают, что презервативы (как и другая забота о безопасности и здоровье, как таблетки) есть в аптечке, всегда можно взять, если нужно. Да, вот такой скучный путь, но забота о себе – это всегда немного скучно, зато последствия будут лучше.

Почему подростки не рассказывают нам о своих проблемах?

Потому что мы привыкли оценивать. Рассказать что-то важное – значит нарваться на нашу оценку, а вдруг мы не поймем или осудим, отругаем или испугаемся. Как сказать тому, кто привык оценивать, что ты сделал что-то не то или тебе нравится кто-то «не тот»? Нет уж, лучше они помолчат.

Что делать: Чтобы не молчали – учитесь слушать, учитесь принимать и не оценивайте сразу с ходу. Главное, что вы можете сделать для ваших отношений сейчас, – слушать и поддерживать.

Эксперименты и последствия

Бережное отношение к своему и чужому телу, забота о последствиях своих поступков – этому ребенка важно учить с раннего детства. Подростковый возраст – время экспериментов: хочется взрослой жизни, романтических и сексуальных отношений, хочется попробовать то и это, сделать тату, вставить сережку в нос... Иногда эти эксперименты связаны с повышенным риском. Например, заразиться гепатитом С (сегодня им заражены в мире в 8 раз больше детей, чем ВИЧ). Несмотря на то что основным путем передачи вируса является перинатальный, от матери к плоду, также высок риск заражения во время нанесения татуировки, перманентного макияжа или других манипуляций. Какие симптомы у подростка должны насторожить родителей, подо что может маскироваться гепатит С и что еще нам следует о нем знать?

Отвечает Татьяна Строкова, д. м. н, заведующая отделением педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетотерапии Клиники ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», заведующая кафедрой гастроэнтерологии и диетологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Что такое гепатит С?

Гепатит С – это инфекция, которая вызывается вирусом гепатита С, передается через кровь, в первую очередь поражает печень, а также другие органы и системы (сердечно-сосудистую, эндокринную, иммунную и т. д.). В мире 13,2 миллиона детей в возрасте 1-15 лет инфицированы вирусом гепатита С, что в 8 раз превышает число детей с ВИЧ.2 В России 16 959 детей инфицированы гепатитом С, по данным отчета Роспотребнадзора по инфекционной заболеваемости за 2016 г.3

Какие самые частые пути передачи? И кто в группе риска?

Мы ведем регистр пациентов детского возраста с хроническим гепатитом С, которые попали в поле нашего наблюдения с 1996 года. И видим, что снижается число заражений через кровь (при оперативных вмешательствах, переливании крови и ее компонентов). На первый план выходит передача вируса от инфицированной матери плоду. При неблагоприятном течении беременности, когда снижаются плацентарные барьеры, риск инфицирования плода возрастает. Следует отметить, что  кроме вируса новорожденные получают от матери еще и готовые антитела, и в течение 18-24 месяцев у значительного количества детей вирус элиминирует самостоятельно. Поэтому раньше двух лет ребенку вообще не назначается противовирусное лечение. Но контроль биохимических показателей при этом необходим.

Инфицированные дети абсолютно не опасны для своих сверстников. Однако из-за низкой информированности общества, страх перед этим заболеванием высок, и, к сожалению, часто осведомленность окружающих приводит к социальной дезадаптации наших пациентов. Известно, что даже усыновители или потенциальные опекуны чаще берут детей с ВИЧ-инфекцией, чем с гепатитом. А многие родители просят не сообщать в школу диагноз, потому что дети становятся изгоями в классе.

Если коротко, то гепатит С передается через кровь:1

  • от инфицированной матери ребенку;
  • при контакте с нестерильным инструментарием, чаще всего в медицинских условиях;
  • при нанесении татуировок и перманентного макияжа;
  • при пирсинге;
  • при употреблении инъекционных и интраназальных наркотиков;
  • редко – при половых контактах.

Узнать еще больше можно из видео.

А какие симптомы проявляются первыми? Всегда ли появляется желтуха?

Это практически бессимптомное заболевание. Желтушные формы возникают редко, примерно в 2-10% наблюдений. В основном пациенты предъявляют жалобы на слабость, повышенную утомляемость, периодические боли в животе, редко – субфебрилитет. Указанные симптомы могут возникать при иных заболеваниях и состояниях, в том числе при переутомлении, при астении. Гепатит С можно перепутать и с легким течением ОРВИ. Грозные симптомы возникают тогда, когда уже имеет место серьезное поражение печени (цирроз).

Как правило, на каком этапе подросток или его родители могут заметить, что не всё в порядке?

Может насторожить такой симптом, как долгая немотивированная усталость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности и, как следствие, снижение успеваемости. Из-за отсутствия специфических симптомов пациенты обращаются за медицинской помощью по прошествии большого интервала времени, когда заболевание уже прогрессирует. Поводом для тестирования антител к гепатиту С также могут быть факторы риска, например, хирургическое вмешательство в стоматологии, пирсинг, татуаж, в том числе косметический.

Какие анализы нужно сдать, чтобы исключить гепатит С?

Первое исследование – анализ крови на антитела к гепатиту С. Если он отрицательный, инфекции нет. Если положительный, паниковать рано. Во-первых, нельзя исключать лабораторную ошибку; во-вторых, у части инфицированных возможна вероятность самоизлечения (считается, что самоизлечиваются от 15 до 45% людей). Подтвердить наличие инфекции может анализ крови методом ПЦР (полимеразная цепная реакция) для выявления РНК вируса в крови. Если РНК вируса определяется, то стоит обратиться к специалистам для определения тактики лечения.

Каковы наиболее опасные последствия заражения?

Согласно международным исследованиям, инфицирование вирусом гепатита С у детей – это риск формирования фиброза и цирроза печени в молодом возрасте;4  ухудшения общего физического состояния;5 негативного влияния на психическое состояние.5

Так как вирус оказывает разрушительное действие постепенно, тяжелые проявления болезни регистрируются лишь в 2-4% наблюдений. Тем не менее, в моей практике было несколько детей, у которых заболевание протекало агрессивно с самого начала, были случаи быстрого формирования цирроза печени.

Хронический гепатит С – медленно прогрессирующее заболевание, и выраженные нарушения здоровья регистрируются в среднем через 20-30 лет после инфицирования. При заражении в детском и подростковом возрасте эти серьезные проблемы проявятся уже в молодом возрасте. Следует отметить, что риск смерти от причин, не связанных с нарушением работы печени (сердечно-сосудистых, онкологических, нефрологических, эндокринных), при гепатите С в два раза выше, чем у остальных людей.6

Как лечат гепатит С у детей?

Долгое время при лечении хронического гепатита С применялись схемы лечения с использованием интерферонов. Курс терапии был длительным – от 24 до 48 недель, эффективность была недостаточной и регистрировалось большое количество побочных эффектов. Нередко приходилось изменять дозу препаратов, а нескольким детям даже совсем отменить терапию. Среди побочных эффектов были миалгии и гриппоподобный синдром с повышением температуры, снижение аппетита, веса, задержка роста, снижение уровня лейкоцитов, тромбоцитов. У большинства детей через 3-4 инъекции пегилированного интерферона температура нормализовалась, но были дети, которые лихорадили весь период лечения. В настоящее время препараты этой группы исключены из детских разделов ведущих международных рекомендаций по лечению хронического гепатита С.

Почти два года назад в России был зарегистрирован первый препарат прямого противовирусного действия для лечения гепатита С у детей. С 2015 года в России такая терапия была доступна только для взрослых пациентов. Современные прямые противовирусные препараты для лечения гепатита С в таблетках назначаются на 8 недель. В некоторых ситуациях курс лечения может быть увеличен до 16 недель.

Как помочь организму во время лечения?

Важно снизить нагрузку на печень, поэтому необходимо соблюдать диету: исключить жирные и острые продукты, алкоголь, фастфуд. Необходимо проводить анализ физического развития детей, наличие дефицита веса или избыточной массы тела, а также характер течения сопутствующих заболеваний для индивидуальных рекомендации по диете.

Есть ли прививка от гепатита С?

Несмотря на продолжающиеся попытки разработать вакцину, успеха достичь пока не удалось, потому что вирус гепатита С постоянно мутирует. Но работы в этом направлении продолжаются

Каковы методы профилактики?

Основным методом профилактики, на мой взгляд, является своевременное выявление инфекции. Если есть факторы риска, необходимо сдать тест на антитела к гепатиту С. Особое внимание стоит уделять пациентам детского и подросткового возраста, а также беременным женщинам. Лечение гепатита С в настоящее время признается Всемирной организацией здравоохранения самым эффективным методом профилактики гепатита С.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

16+

Ссылки на источники информации:

[1] Всемирная организация здравоохранения, Бюллетень Гепатит С. Июнь 2018, http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/hepatitis-c

[2] Indolfi G, Hierro L, Dezsofi A, et al. Treatment of Chronic Hepatitis C Virus Infection in Children: A Position Paper by the Hepatology Committee of European Society of Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2018; 66(3): 505-515.2. https://www.hiv.gov/hiv-basics/overview/data-and-trends/global-statistics Доступ Мар 2019

[3] Отчет Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами в РФ  «ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДО 17 ЛЕТ В РФ», Москва, 2018

[4] Pediatr Gastroenterol Hepatol Nutr. 2016 Jun; 19 (2): 83–95.

[5] J Gastroenterol Hepatol. 2008 Feb; 23(2): 226–30.

[6] P. Cacoub et al., Extrahepatic manifestations of chronic hepatitis C virus infection Ther Adv Infect Dis. 2016 Feb;

Загрузка статьи...