Хамство

Как отвечать на хамство? Полезные стратегии для самых типичных ситуаций.
Хамство

Укрыться от хамства сегодня невозможно. Оно повсеместно. Столкновение с ним кажется неизбежным: если не в общественном транспорте, то в офисе. Если не в кабинете чиновника, от которого мы зависим, то в магазине, ожидая своей очереди в кассу, или в лифте собственного дома... Грубое, наглое и громкое вторжение в наше личное пространство больно ранит. Зачастую трудно сдержаться, чтобы не вступить в конфликт. Но как справиться с негативными эмоциями?

Слово «хамство» не смог адекватно перевести с русского на английский писатель Владимир Набоков. Нет такого понятия ни в одном языке мира. Другой писатель, Сергей Довлатов, дал довольно точное его (хамства) определение: «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить». Но не хочется смиряться с этим явлением российской жизни.

Дорожные войны

«Несколько дней назад ехала на работу, впереди — перекресток и Lexus, который «плыл» между полос, занимая обе. Бибикнула ему, после этого машина перестроилась. Когда водитель заметил, что сигнал подала я, тут же принялся меня преследовать, прижимая к бордюру. Было очень страшно. Я встала на «аварийку», открыла окно и задала водителю вопрос: «Что происходит?» Он выругался и уехал».
/Татьяна, 34 года/

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • Имейте в виду, хамство не направлено персонально против вас — человек просто демонстрирует вам свой привычный способ реагирования на ситуацию.
  • Тормозить и пытаться поговорить с водителем-хамом опасно, ведь неизвестно, в каком он психологическом состоянии.
  • Есть простое правило: дай дорогу дураку. Принимая сценарий, который вам навязывает грубиян, вы рискуете стать участником ДТП.

Бытовое хамство

«В супермаркете выбрала овощи, встала в очередь, чтобы их взвесить. Сзади подошла девушка, которая в тот момент, когда я собралась положить на весы помидоры, встала передо мной и начала взвешивать свои яблоки. Попыталась ей объяснить, что я была первой. Она вдруг выдала: «Зато я вас моложе!» Хотелось ответить вслед: «Если нет мозгов, то и не будет». Но смолчала».
/Елена, 40 лет/

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

Грубость начальника

«Я бухгалтер, вышла после декрета на старое место работы, а там новый главный бухгалтер. На днях сдала ей квартальный отчет, жду реакции. Она вызвала в свой кабинет и говорит: «Какой безобразный отчет вы сделали!» Я была шокирована этим сообщением. В общем, я была уничтожена такой оценкой своей работы. Как реагировать в подобной ситуации на хамство руководства? Не понимаю».
/Наталья, 35 лет/

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • Не бойтесь сообщить своему руководителю, воспользовавшись техникой «Я — сообщение», о том, что вас не устраивает та форма, в которой он облек неприятную информацию.
  • Стоит подумать о том, насколько вам дорого это место работы. Может, надо заняться поиском нового?
  • Если вы решили остаться, трезво оцените свои силы: сможете ли вы и дальше терпеть унижения от своего шефа? Не переоценивайте собственные силы — изменить руководителя вам не удастся.

На приеме у чиновника

«Мне нужно было пробиться на прием в бухгалтерию ЖЭКа, чтобы получить некую справку. Изучив расписание работы отдела, пришла, заглянула в кабинет и услышала: «Что вам, женщина? Зачем пришли?» — «За справкой». — «Вы не видите, я занята, ждите в коридоре». — «Не могу, работаю». — «Вас много — я одна! Ждите, не видите, я занята». Я вижу, что она не работает, а разговаривает по телефону, обсуждает чью-то личную жизнь. После двух часов ожидания терпение у меня лопнуло, я открыла дверь и начала на нее кричать — мне хотелось ее убить!»
/Ксения, 38 лет/

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • В общении с бюрократами и чиновниками используйте эффективную технику «заезженной пластинки». Выражая понимание, что другая сторона занята или устала, вы продолжаете корректно, не выходя из себя, настаивать на своем: «Вы устали, у вас много других дел, но мне нужна моя справка». Каждый ваш пассаж нужно завершать словами о том, что именно вам требуется от этого чиновника, в данном случае — справка.
  • Если чиновник продолжает вас отфутболивать, согласитесь с тем, что он вам помочь не может. Но пусть он, в свою очередь, предложит вам пути решения из сложившейся ситуации: «Хорошо, вы не можете мне помочь, а кто из ваших коллег может? Ведь мне нужна моя справка».
  • Если вам удалось убедить его в том, что вы не уйдете без нужного вам документа, и он уже дал свое согласие вам его оформить в определенный день, не стоит настаивать на том, чтобы вашу проблему решили немедленно. Не нужно унижать того, кто пошел вам навстречу.

Как не заразиться хамством

Владимир Сукиасян, психоаналитический психотерапевт:

В психологии есть термин «проективная идентификация». И те, кого называют «трамвайными хамами», бессознательно используют этот прием.

Механизм его действия прост. У такого человека есть внутреннее представление о том, каков мир и люди, его населяющие. Скажем, он считает, что мир груб и несправедлив, люди агрессивные, добра от них не жди и так далее. В качестве доказательства, что его картина мира единственно верная, он создаст ситуацию, попытается спровоцировать, например, пассажиров в вагоне метро или прохожих на улице вести себя по отношению к нему агрессивно, заявляя, например: «Все вы тут хамы, ведете себя как уроды, нарушаете порядок».

Своим выступлением он как бы «заражает» окружающих своим поведением, навязывая людям свой сценарий. Хулиган ждет, что найдется тот, кто ответит ему грубостью или ударит в ответ на хамство, пытаясь его приструнить. Если замысел удастся, такой человек лишний раз убедит себя в том, что его картина мира верна, и в оценке людей он не ошибался.

Есть стратегия взаимодействия с такими людьми. Хаму можно показать, как он себя ведет, «отзеркалить его», при этом не переходя на личности, не навешивая на него ярлыки. Нужно четко проговорить свою позицию, например: «Вы грубите, вы мешаете людям отдыхать». Нейтрально, не пытаясь перевоспитать хулигана, не оценивая, но называя его действия. Это мало что изменит в человеке, но в сцене меняется все. Уже нет молчаливых свидетелей, хам остался один.


    Загрузка статьи...