Татьяна Маврина: первая русская, получившая премию Андерсена

Её ставили в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Ей единственной из русских иллюстраторов детских книг присудили премию Андерсена. На образах Мавриной росли тысячи детей.
Татьяна Маврина: первая русская, получившая премию Андерсена
Больше полувека самой престижной премией в области детского книгоиздания остаётся премия Андерсена. Ею награждаются детские поэты и писатели, а также художники, рисующие иллюстрацию к их книгам. Долгие годы в списке лауреатов значилось только одно русское имя: Татьяна Маврина. Только в 2018 году появилось второе: Игорь Олейников.
Содержание статьи

На что похожи работы Татьяны Мавриной?

Знатоки творчества Мавриной или советской детской иллюстрацией традиционно сравнивают Татьяну Алексеевну с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Её работы так же вдохновлены образами из русского наивного искусства, словесного фольклора, традиционных региональных ремёсел. От нарочито «простецких» до тонко проработанных, иллюстрации Мавриной легко узнавали в книгах родители и с удовольствием разглядывали дети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если сравнивать становление Мавриной как художницы с биографией таких её коллег, как Поленова или Яблонская, можно, пожалуй, заметить, что есть некоторый общий рецепт, как создаются таланты, впитывающие в себя национальный дух и передающие его в искусстве.

Сказка, из которой рождается любовь

Татьяна родилась в семье нижегородских учителей Алексея и Анастасии Лебедевых в те времена, когда не тайной было, что Маврины — девичья фамилия матери — это дворяне. Семья Лебедевых была похожа на образцовую. Интеллигентная, начитанная, четверо милых, рисующих, музицирующих детей. Дома обсуждались новости культуры и общества, читались вслух стихи. Родители разделяли модное тогда увлечение народностью, русскими и финно-угорскими промыслами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дети — как в семье у Яблонских — от руки делали свой домашний журнал. Сами писали, сами иллюстрировали. Некоторые детские рисунки Тани Лебедевой даже сохранились. Увлечение родителей она разделяла: одним из самых ярких детских впечатлений остались кустарные игрушки на Крещенской ярмарке. Целые обозы, гружёные семёновской и городецкой игрушкой, снег, из-под которого светились яркие узоры, и долгие ряды, в которых надо выбрать только одну-две фигурки из сотен, сотен, сотен — на что хватит карманных денег.

Татьяна Маврина — лауреат премии Андерсена: биография, фото, рисунки, личная жизнь
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не то же, что прийти с экскурсией в выхолощенную музейную комнату, постоянно выслушивать шиканья воспитателей или учителей, разглядывать грамотно подсвеченную одинокую глиняную свистульку. Это сказка, которая так нужна в детстве, чтобы потом прорасти во взрослом человеке любовью.

Вторая сказка нужна уже в юношестве: сказка полёта, творчества, соприкосновения с некой особой средой. Лебедевы переехали в Москву, и Таня поступила учиться во ВХУТЕМАС. Тогда мастерские ещё не были легендой, но студенты, преподаватели в них уже чувствовали, что творят будущее искусство, создают «завтра» советской живописи и скульптуры. Все горели, все влюблялись в идеи, спорили, пробовали, искали...

Так и остались мастерские в памяти Тани — яркой, счастливой первой любовью. В искусство, товарищей и — конечно — в одного товарища особенно. Таким «ВХУТЕМАСом» стало когда-то для Поленовой Абрамцево, для Яблонской — Киевский художественный институт. Есть ли такое место для юных художниц сейчас?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовь и протест

В двадцать семь лет Татьяна создала с товарищами группу «Тринадцать». Целей и ценностей у них было много! Рисовать быстро, рисовать в темпе натуры, без поправок, без ретуши — раз. Никакой готической изломанности и душевной неуравновешенности — два. Творить! — три. Других границ они себе не ставили.

Татьяна Маврина — лауреат премии Андерсена: биография, фото, рисунки, личная жизнь
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там, среди тринадцати, был один молодой художник — Коля Кузьмин. Внешности обыкновенной, Тане он казался необыкновенной души. С ним у них произошло вот что: судьба. У художников ведь очень часто как: или новая любовь каждые, скажем, года три, или одна навсегда. Таня и Коля оказались теми, у которых одна навсегда. Они тогда, конечно, этого за собой не знали, но всё равно поженились. В двадцать восемь лет Таня стала работать под новой фамилией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть нет, это неправильная линия повествования. Может ведь показаться, что Таня взяла фамилию мужа (а как иначе?). Нет, Таня вышла замуж за Кузьмина и взяла фамилию своей матери. Такой двойной протест — против обыденности. Не брать фамилию мужа, когда все это ожидают. Назваться дворянкой фамилией — в советские тридцатые. Тихий протест, в духе Татьяны Алексеевной. Она никогда особо эпатировать не любила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Татьяна Маврина — лауреат премии Андерсена: биография, фото, рисунки, личная жизнь

Автопортрет с мужем. Конец 30-х гг.

Дальше всё опять пошло не как обычно в биографиях у художниц. Муж к творчеству не ревновал, жизни не учил, даже наоборот — хотя нестандартность татьяниных иллюстраций, склонность к импрессионизму в картинах многим чиновникам не нравились, поддерживал её во всём. Позже ту манеру, за которую ей пеняли всю молодость, будут называть «ликующий цвет», «цветотень» и разными другими красивыми словами. Николай эту манеру видел и любил до того, как её признали и в СССР, и за границей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительно, что не только Маврина иллюстрировала детских писателей. Её рисунки тоже иллюстрировали текстами детские писатели — точнее, один. Его звали Юрий Коваль, он писал сценарии к мультикам «Волшебное кольцо» и «Тигрёнок и подсолнух» (и многим другим). На иллюстрациях Мавриной он вырос. Стать её соавтором — пусть текстовым — было для него как прикоснуться к сказке детства. Всё же безмолвная, одними глазами впитанная сказка в детстве очень важна. Из неё растут таланты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пушкинский музей и андерсеновская премия

Татьяна Маврина — лауреат премии Андерсена: биография, фото, рисунки, личная жизнь
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай Кузьмин и Татьяна Маврина в Абрамцево. 1963 г.

Когда в Москве после Великой Отечественной открыли музей Пушкина, нужны были энтузиасты. Кузьмин и Маврина были такими энтузиастами. Пришли почти на голое место. Они отыскивали и притаскивали редкие книжные издания, лубки начала девятнадцатого века, народные игрушки, вышивку. Свои иллюстрации к сказкам Пушкина, конечно, подарили. Как во ВХУТЕМАС эти двое были влюблены, так влюбились и в музей — и были верными его друзьями.

Вообще многим кажется, что после Победы Маврина пришла к своему знаменитому стилю — нарочито-простоватому, «под народ». Нет, это после Великой Отечественной, точнее, уже примерно в шестидесятые стали допускать её иллюстрации в таком стиле. До того приходилось рисовать как хочется для себя и как надо — для издательств, для театров, для киношников. Такая профессия. Не всё, что творишь, обязательно востребовано здесь и сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но именно «новый» стиль сделал Маврину, наконец, знаменитой. Одну за другой она получила госпремию СССР и премию Андерсена. То были уже семидесятые. Фолк, этника и прочая народность вошли в моду. Чиновники и критики посмотрели, наконец, на рисунки Мавриной теми глазами, которыми смотрел десятилетиями её муж. Полюбились им, наконец, мавринские кони, сани, волки, птицы и обожаемые ею кошки и котики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Татьяна Маврина — лауреат премии Андерсена: биография, фото, рисунки, личная жизнь
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сорок пятом году подруга юности Татьяны художница Софронова писала о ней Соколову (тоже, конечно, художнику): «В ее работах меня всегда волнует радостная изысканность цвета. В этих работах, кроме модернистской остроты и выразительности (впрочем, сильно смягченных против прежних ее работ), есть такая исконно-русская настроенность...» Наконец так же стали писать и в журналах. И к этим словам о Мавриной разве есть что прибавить?

Николай Кузьмин умер в восемьдесят седьмом году, ещё в СССР. Татьяна Маврина в девяносто шестом, уже в РФ. Он умер академиков, а она — просто сама собой. В смысле, легендой русской детской иллюстрации. Тоже неплохо.