Родители не говорят с детьми о терроризме. И это большая ошибка

Психолог Светлана Филяева объясняет — как помочь детям в случаях, когда в стране происходят теракты и чрезвычайные ситуации.
Мария Васильева

Акции памяти жертв теракта на станции метро «Технологический институт» в Санкт-Петербурге, TASS/Dmitri Lovetsky

3 апреля у меня был обычный прием, новости приходили в течение дня и во время консультаций родители уже начали спрашивать — говорить ли с детьми о терроризме и, если говорить, то как.

Я работала с женщинами и детьми, пережившими обе войны в Чечне, с жителями Беслана, теперь с теми, кто уехал от войны с Украины. Дети становятся свидетелями всего, что происходит в мире. И у детской психики ресурс гораздо больше, чем кажется — при поддержке и понимании со стороны, при наличии возможности поговорить о том, что происходит, травмирующий опыт компенсируется.

Почему я упоминаю сейчас об этой части своей работы — потому что чаще всего родители избегают говорить с детьми о терроризме, войне из-за боязни испугать неприятной страшной темой.

И это ошибка — если молчать о том, что происходит, то велика вероятность развития фобий и неврозов у детей, поскольку они видят тревожные лица взрослых, слышат разговоры или новости, чувствуют перемену настроения, но никто не объясняет, что случилось — и это самое страшное, поскольку родитель прерывает контакт с ребенком, а ребенок не находит опоры, появляются табуированные темы, мир становится непонятным.

Теперь небольшие советы о том, как начать такой разговор.

Нужно разделить тему по возрастам — ориентироваться на язык, понятия, потребности и опыт каждого возраста. Сегодня скажу про дошкольников.

  • Этот совет будет универсальным для родителей детей всех возрастов — начните с себя. Задайте себе вопрос — что для вас самое трудное сейчас? Если тревоги, страха, гнева столько, что это мешает разговору — пообщайтесь с кем- то из наиболее уравновешенных друзей или спросите совета у психолога. Акты насилия происходят внезапно, это травма для всего общества и каждому нужно время, чтобы справиться с этим опытом.

  • Во время разговора не скрывайте свои чувства, скажите про них — это естественно, что в такой ситуации мы можем сердиться, тревожиться, чувствовать неуверенность.

  • Спросите ребенка, что он в эти дни слышал, видел дома или вне дома, как ему это показалось — страшным, обычным, непонятным.

  • Расскажите простыми словами о событии.

После этого найдите аналогию — знакомый и понятный ребенку персонаж из сказки, кино, комикса — злодей, который замышляет недоброе. Вспомните, что он делал и кто ему противостоял, как реагировали остальные участники истории, что они чувствовали, делали, что им помогало справиться.

Можно нарисовать эту историю и спросить, какие чувства вызывает злой персонаж — но это чаще я делаю как психолог и арт-терапевт, маме и папе не нужно становиться психологом своему ребенку, поэтому просто оставайтесь в рамках игры и давайте поддержку.

Да, и еще, назовите слово хотя бы один-два раза — «терроризм», «террорист», поскольку из практики скажу, что ребенок слышит, например, «трактористы» — и непонятно, почему их все так боятся.

После разговора, который может занять совсем немного времени — минут пять, вы сами почувствуете облегчение, будет меньше тревоги и у вас и у ребенка.

И важный момент — вы будете уверены, что ваш ребенок получил правильную информацию от вас и его не напугает никто из других детей или (что чаще) взрослых, в том числе и сми.

Цель этого небольшого разговора в том, чтобы вы были в контакте с ребенком, своими и его эмоциями, чтобы он получил простое пояснение новым событиям и чтобы ребенок знал — к вам можно прийти с любым трудным вопросом в будущем.

После того, как вы обсудили произошедшее можно уже переходить к следующему этапу — безопасность, как вести себя в незнакомой ситуации, кого просить о помощи и так далее.

Источник: Svetlana Filyaeva/Фейсбук

Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст