Прохожие, увидев людей с ментальными нарушениями, иногда переходят на другую сторону улицы

Педагог с инвалидностью рассказывает, чему здоровые могут научиться у людей с ментальными нарушениями
Прохожие, увидев людей с ментальными нарушениями, иногда переходят на другую сторону улицы
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

«Инвалидом я себя не чувствую»

«Врачи говорят, дело в генах. Но сколько мы с мамой ни пытались разобраться в семейном древе, так и не смогли понять, от кого мне передалась эта болезнь. Она может проявиться, а может и нет. Может ухудшение быстро идти — и человек сразу садится в инвалидную коляску, а может на всю жизнь остаться лишь небольшое шарканье ногами», — объясняет Виктор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала жизнь по правилам болезни давалась активному парню и спортсмену нелегко. "Однажды собрался в школу, вышел в подъезд. Нога подвернулась, и я упал на ровном месте. Поднялся, психанул на все это, пошел обратно домой дальше спать», — Виктор старается улыбаться, но ему совсем не весело вспоминать, как он оказывался в неприятных ситуациях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Виктор поднимается на третий этаж «Надежды»
В школе Витя занимался боевым ушу, с которым пришлось расстаться. Жизнь перестроилась в одно мгновение. «Я много думал, как быть. Первая эмоция: все надоели, хотелось бросить все, уйти в тайгу, — говорит он. — Но главная мысль, к которой я пришел после раздумий, что нужно к своей болезни относиться с юмором. Так становится легче».

В семье Витя самый младший, у него целых пять старших сестер. Близкие не восприняли его болезнь как катастрофу. Для них главным было, что болезнь не смертельная. Поддержали друзья и одноклассники. «У нас был дружный класс, дружная параллель. Продолжили общаться как раньше, — говорит Виктор. — Хотя, конечно, "как раньше" уже не получалось. Мне больше не хотелось активных игр, шумных мероприятий. Более спокойное, размеренное общение было. Если мы шли куда-то, то выбиралась такая скорость и такой шаг, чтобы я мог успевать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После одиннадцатого класса мама устроила Витю в училище-интернат для инвалидов. Потому что считала, что образовательное учреждение, в котором созданы условия для детей с ограниченными возможностями, убережет подростка от проблем взрослой жизни.

«Надо было учиться, и я пошел в это училище. Хотя инвалидом я себя не чувствую. Ну ради хохмы иногда могу друзьям сказать, мол, что к инвалиду пристали? Но и говорить, что не буду учиться в учреждении для инвалидов, не стал. Я считаю, что это неправильно. Есть такая возможность получить профессию — получай».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-настоящему о будущем пришлось задуматься после окончания университета. Молодой специалист с дипломом по направлению «социальная работа» и инвалидностью не вписывался в стереотипы. Центры занятости предлагали вакансии менеджеров, но Виктор целенаправленно искал работу по специальности: говорит, что не хотел работать в офисе, быть привязанным к бумагам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктор

«Было страшно, что мои знания никому не пригодятся, не смогу найти подходящее место. Все лето после диплома я искал работу. Вакансий для меня не было». Тогда ему и предложили попробовать себя в роли социального педагога в общественной организации.

«Не все готовы к встрече с нами»

Уже три года Виктор работает в центре «Надежда». Это первая в Иркутске организация, в которой на полный рабочий день принимают людей старше 18 лет с нарушениями психики и интеллекта. В нынешнем году «Надежда» отмечает десятилетие. Основательницам центра — Ирине, Ларисе и Татьяне — сказали, что диагнозы их детей слишком тяжелые, чтобы те могли находиться в одном из государственных центров для инвалидов. Тогда они и другие родители объединились и создали свою организацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Людей с ментальными нарушениями нечасто увидишь на улицах Иркутска. При благоприятном исходе, если родители решают оставить ребенка с умственной отсталостью в семье, он вынужден большую часть жизни проводить дома, в четырех стенах. В закрытых социальных учреждениях, куда чаще всего попадают отказники с инвалидностью, речь вообще не идет о социальной адаптации, а только об изоляции от общества, доживании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Даже в Иркутске, крупном городе, не все готовы к встречам с такими особенными людьми. Когда мы ведем своих ребят по улице, некоторые прохожие переходят на другую сторону дороги, — рассказывает председатель общественной организации "Надежда" Татьяна Федорова. — Чаще всего негативно реагируют мужчины. Однажды к нам в центр пришел наладчик, так он побоялся один проходить мимо ребят, попросил сотрудницу провести его. Раньше, когда мы пользовались услугами социального такси, некоторые водители-мужчины отказывались от наших заказов, просили отправить других сотрудников. Женщины, надо сказать, никогда не боялись — и сначала наших ребят возили только они. Теперь уже приезжают и мужчины, и женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребята на прогулке

Ребята очень тонко чувствуют людей. Посторонний человек, если он боится или раздражен, может получить острую реакцию в ответ. Виктор Сергеевич долго присматривался к нашим ребятам, наблюдал. В итоге у него получилось найти с ними общий язык».

Виктор Сергеевич — именно так называют своего наставника воспитанники центра. Не все, правда, могут выговорить имя и отчество. Но каждый знает, что вот этот невысокий парень с огромными голубыми глазами и есть Виктор Сергеевич. И ничего, что педагогу исполнилось только двадцать шесть лет, а самому младшему ученику, Коле, уже двадцать два, самому старшему, Максиму, тридцать девять. Для них Виктор Сергеевич — и педагог, и психолог, и логопед, и старший друг, и советчик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У этих ребят стоит поучиться»

С восьми утра центр готов принять воспитанников. Кого-то привозят родители, кто-то добирается самостоятельно, кто-то приезжает на социальном такси. В девять часов ребята и педагоги собираются «на круг»: делятся, чем занимались прошлым вечером, как сегодня добрались до центра, обсуждают планы на день.

После «круга» все расходятся по мастерским. За пределами центра большинство из воспитанников были признаны необучаемыми. А в центре они учатся, каждый в меру своих возможностей. На постижение самых простых навыков иногда уходят годы. Например, чтобы научиться вытачивать деревянные колесики — заготовки для игрушек, — юношам потребовалось около шести лет. На шестой год занятий ребята начали ткать. Еще они занимаются в швейной, рукодельной, полиграфической и валяльной мастерских. Вот незаконченная картина из шерсти, которую автор рассчитывал завершить к Рождеству. И ничего, что к нынешнему опоздал, к следующему точно успеет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребята на фоне дома «Надежды»

Здесь воспитанники общаются, учатся работать в коллективе, занимаются музыкой, живописью, физкультурой. Вместе ходят на прогулки. К Пасхе ребята готовят традиционное представление, вот в нынешнем году репетируют постановку «Как князь Владимир веру выбирал». Чтобы никому не было обидно, в спектакле заняты практически все воспитанники центра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У этих ребят стоит поучиться радости жизни, умению ценить каждую мелочь, — говорит Виктор. — Они очень любят ходить в кино, театры, музеи. Каждый такой поход — событие. Когда ребята только узнают, что намечается мероприятие, возникает куча вопросов: когда, что, где, надолго ли? Обязательно нужно все обсудить, пережить это событие. Всю неделю будут ходить оживленные. И еще неделю — после похода».

Из всех педагогов центра Виктор Сергеевич больше всего подходит своим подопечным по возрасту. И именно с ним чаще всего ребята делятся своими переживаниями, просят совета.

«Один молодой человек из нашего центра встречается с девушкой. Ну как встречается... Вместе прогуливаются, держатся за руки. У ребят платонические отношения, — объясняет Виктор. — Парень часто со мной советуется, как себя вести. Он очень обидчивый, обижается на девушку по пустякам. А я убеждаю его, что надо жить мирно, дружить. Ведь они ходят в один центр, вместе занимаются. Зачем обижаться? А вообще, с грустными лицами мы здесь редко кого видим. Ребята приходят сюда как на праздник. Возможно, это лучшее, что есть у них в жизни».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктор на недоотремонтированном этаже «Надежды»

Недавно центр переехал из подвального помещения в новое здание. Новоселье состоялось в большей степени благодаря пожертвованиям читателей портала «Такие дела». Вы уже помогли. Большие и маленькие суммы по кирпичикам сложились в просторное здание, в котором, не дожидаясь полного благоустройства и отделки, подопечные центра уже заняли первый этаж. Зиму прожили на обогревателях, без отопления, но дружно и весело. Сейчас сделана вся система отопления, но рассчитаться за нее пока нечем. Без отделки остается и второй этаж, где планировалось разместить мастерские. Осталось совсем немного сделать, чтобы центр работал в полную силу. И помочь в этом может любая сумма, даже 100 или 200 рублей. Большое вам спасибо.

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ