Ложь по пустякам: зачем мы врем друг другу в соцсетях?

Вам также приходилось видеть в социальных сетях под каким-то странным фото слишком приторно-добрые комментарии? «Вау, красавчик», «Секс-бомба», «Королева»... Будто все сговорились врать, но ради чего?
Ложь по пустякам: зачем мы врем друг другу в соцсетях?

Наверное, все это испытывали: смотрите на фото, потом на восторженные комментарии — и возникает ощущение, что кто-то ослеп, вы или все эти люди. Или это какой-то гигантский издевательский флешмоб? Но вот под картинкой появляется реплика кого-то, кто разделяет ваше недоумение, и вы понимаете, что так ещё хуже. Держите при себе своё бесценное мнение и не портьте людям праздник. Но всё-таки интересно разобраться в поводах и причинах этой бесстыдной лести.

Чаще всего врут, конечно, о внешности. «Прекрасно выглядишь, молоденькая девочка!» — заходятся комментаторы под портретом усталой немолодой женщины в плохой физической форме. «Боже, какая оригинальная внешность!» — в некотором роде да, сущий учебник Ломброзо, такое не каждый день встретишь.

«А стройняшка какая!» — пишет барышня весом в пятьдесят кило той, которая весит девяносто. Издевается? «Вот кому надо в стилисты, у тебя потрясающий вкус». Синтетические платья в облипку или дурно подобранные дорогие тряпки, сочетания цветов, от которых «выпадают глаза» — интересно, они видят то же, что и я?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также принято сочиться патокой под фотографиями детей. Почти все младенцы очаровательны, но увы, попадаются и некрасивые. Звучит кощунственно, но на свете достаточно хороших здоровых малышей, которые выглядят страшненькими, особенно перемазавшись овсянкой или чем-то коричневым (надеюсь, это шоколад). Для мам и пап они прекрасны, но что заставляет кудахтать всех остальных?

Третий по распространённости повод для лжи — чужие креативы. «Пиши книгу» — велят каждому, кто смог расставить десять слов более или менее по порядку.

«Вот кого надо издавать, а не всех этих бездарей», — и далее перечень интересных современных поэтов, которые, оказывается, в подмётки не годятся дяденьке, зарифмовавшему юбилейное поздравление тёще. Мне, как пишущему человеку, мгновенно становится очень стыдно за то, что я радовалась, когда хвалили мои тексты. Похоже, люди просто всеядны.

Комплименты хэнд-мейду часто выходят за границы разумного. Уродливые поделки с кривыми строчками, бусики из дешёвой пластмассы, рисунки с дико нарушенными пропорциями — всё находит своего восхищенного зрителя.

«Продавай это!» Как бы ни был бездарен человек, обязательно кто-нибудь призовёт к монетизации его деятельности. Продавать, по мнению публики, нужно всё: фотографии с цветочками и котиками, страшненькие домашние тортики, умение одеваться так, что дети начинают заикаться, а всякую идею следует оформлять в тренинги. Словом, любому продукту пророчат дикий успех и грозятся купить пять штук, себе и на подарки. Естественно, не дай бог послушаться, потому что после реализации советов изумлённый автор остаётся с тиражом книжек, открыточек или сумочек, а потенциальные покупатели исчезают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну и, конечно, не пытайтесь получить в Сети честный ответ на вопрос «Мне идёт?». Конечно, вам идёт чехол от танка, цветочный горшок вместо шляпы и боевая раскраска племени сиу, которую вы по ошибке приняли за контуринг.

Возникает вопрос, зачем люди это делают, ведь просто из желания быть вежливым незачем рассыпаться в фальшивых славословиях, достаточно поставить лайк или написать нейтральное «мне понравилось».

К сожалению, люди обожают, когда кто-то делает глупости или выставляет себя в смешном виде. Пусть другие затевают безнадёжные проекты, выглядят ещё глупее, а мы возьмём попкорн и повеселимся.

Кому-то это действительно нравится, дурной вкус никто не отменял, на каждую поделку найдётся свой покупатель.

Иные просто хотят поддержать и ободрить хорошего человека. Ведь он на самом деле не правды ждал, а социальных поглаживаний, вот и получает их полные карманы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда человека хвалят за прогресс — возможно, он сейчас выглядит (пишет, рисует,одевается) лучше, чем полгода назад. Глядя на него, мы оцениваем не результат, а затраченные усилия. И дама, которая сбросила двадцать кило с центнера, действительно настоящий герой и красавица, безо всяких кавычек.

Кого-то просто любят. Это для вас на картинке нечто страшное, а для них это родной человек, который мил и видом своим, и нравом, и поступками.

А самая обидная, хотя и нередкая причина — вы просто не понимаете. Снова виной дурной вкус, но увы, ваш. Не способны вы понять сложный текст, современное искусство, моду или национальные традиции, увы. А остальные могут.

В любом случае нет ничего плохого в этой оголтелой лести, кроме того, что объект утрачивает какие бы то ни было критерии. Он не понимает, как оценивать себя и свою работу, «в интернете же похвалили». Но на такой случай существует два верных ориентира. Первый — собственный вкус. Самому нравится — и прекрасно. Второй — мнение экспертов, если речь о каком-либо продукте. Не диванные, а настоящие авторитеты в профессии обычно высказывают непредвзятое мнение, и к нему-то стоит прислушаться.

Комментирующим же следует соблюдать простые правила. Не кривить душой и просто промолчать, если совсем не нравится. И никогда, никогда не хвалить людей через унижение других. «Ты гораздо лучше, чем...» — это очень плохая похвала, даже если она правдивая. Тем более если нет.