«Королевство дочерей»: как устроен настоящий матриархат
Племя мосо насчитывает всего около 40 000 человек. Большая часть его живет в Юньнани, предгорьях Гималаев, недалеко от озера Лугуху. Сами мосо называют себя просто «на».
Жизнь в деревне мосо может быть суровым испытанием для тех, кто привык к комфорту больших городов. Электричество появилось в деревнях сравнительно недавно, да и то не повсеместно. Водопровод тоже явление нечастое. С другой стороны, в некоторых домах мосо в наши дни все же можно встретить и стиральную машинку, и телевизор.
Clare Elliott/clareelliott.comЗато повсюду висят вывески: «Добро пожаловать в Королевство Дочерей».
Имущество наследуется по женской линии, право матери на детей неоспоримо, женщина считается главой семьи и на ней лежат важные экономические решения, для женщин открыты любые «профессии», никто не выдает их насильно замуж...
История матриархата
Матриархальный уклад жизни племени восходит еще феодальному строю. По одной из теорий, подобный образ жизни был навязан небольшой горсткой местной знати, чтобы нейтрализовать угрозу крестьянского бунта. Эта знать, кстати, сама жила по патриархальному типу — они практиковали обычный брак вместо так называемого «гостевого», а главой семьи был мужчина.
Семья мосо: хозяйка дома и ключи от склада
Семьи у мосо большие — вместе живут и женщины, и мужчины: дяди, сестры, матери, прабабки... Главой семьи считается ами (хозяйка дома), у которой в руках сконцентрирована абсолютная власть. Именно она принимает все самые важные экономические решения: на что потратить деньги, какую работу будет выполнять тот или иной член семьи. Когда ами становится совсем старой и желает передать власть следующему поколению, она выбирает наследницу и отдает ей ключи от домашнего склада. Передача ключей символически изображает передачу прав собственности и ответственности за семью.
Как девочки становятся женщинами
До определенного возраста мальчиков и девочек одевают одинаково — в некое подобие короткого халата. По достижению тринадцати лет подростки проходят церемонию совершеннолетия, после которой девочки начинают носить юбки, а мальчики — брюки. Во время этой церемонии девочке предстоит стоять на заранее заготовленной свинине — так называемой zhubiao — и ссыпать в мешок зерно, что символизирует ее способность воспитывать детей.
Сексуальная жизнь женщины-мосо
Женщина может менять сексуальных партнеров — их тут называют асяо (axiao). И это не будет ставиться ей в укор. Тем не менее слишком частая смена партнеров обществом все же осуждается. Суровому наказанию со стороны своей семьи женщина также может подвергнуться, если вступит в связь с кем-то из другого народа.
«Если женщина не хочет спать с тобой, оставь свои мечты...»
В одной из легенд мосо верховная богиня Ганму говорит приревновавшему ее божеству: «Если женщина не хочет спать с тобой, оставь свои мечты. Неважно, как много у тебя золота и драгоценностей, неважно, как велика твоя сила, я сама себе хозяйка».
В книге «Female Rule in Chinese and English Literary Utopias» одна из представительниц племени мосо рассуждает о достоинстве и мужчинах:
Кстати, в религии мосо и Солнце, и Море, и Озеро — женские божества («Мать Солнце», «Мать Море»).
Роль мужчины в «женской идиллии»
Мужчины обычно занимаются рыбной ловлей и воспитанием детей своих родственниц. Иногда они на равных основаниях разделяют домашние обязанности.
Сегодня все больше юных девушек-мосо уезжают искать заработок в большие города и выбирают более традиционный брак. Или надеются, что однажды встретят мужчину, с которым смогут провести всю оставшуюся жизнь. Традиция «гостевого брака» постепенно отмирает.