Кира Муратова: роман на рабочем месте длиной в половину жизни

Муратова не хотела чему-то «научить» зрителя. И не очень думала о зрителе — её фильмы часто лежали «на полке». Она размышляла вслух, картинками на экране, и мысли её завораживали.
Лилит Мазикина

Лилит Мазикина, журналистка

Поход в кино — любимое развлечение послевоенной детворы. Но Кира в кино не «ходила», она из него не вылезала. После войны семья переехала в Бухарест: мать Киры была назначена на должность в министерстве культуры Румынии. Пользуясь служебным положением, она доставала дочери билеты буквально на все киноновинки.

«Семья» — это громко сказано. К возвращению в Бухарест Кира с мамой остались вдвоём. Когда началась Великая Отечественная, их эвакуировали в Ташкент, а отец остался на подпольной работе. Его схватили и расстреляли.

Выбор делать карьеру именно в СССР был сознательным. Могла Кира пойти учиться и в румынский университет. Но выбрала она Москву. Сначала учила филологию в МГУ, потом училась на режиссёрском факультете ВГИКа у Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой. Выпуск пришёлся на время хрущёвской оттепель. В искусство проникли полутона, лиричность, задумчивость и поиск нового языка. В конечном итоге, творчество Киры можно было бы назвать концентратом этих оттепелевских исканий, словно она воплотила все мечты юности своих коллег-ровесников.

Всего десять лет

Режиссер Кира Муратова на съемках фильма «Перемена участи» по рассказу С. Моэма «Записка».

Когда вспоминают первого мужа Киры, Александра Муратова, часто пишут, что счастье их было недолгим — всего десять лет прожили. Всего десять лет — это целых десять лет! За это время Кира успела снять два фильма с ним и два — самостоятельно. Родить дочку Марианну. Разругаться с Одесской киностудией, на которой эти десять лет проработала, на которой начала как режиссёр, которую любила — но которая была к ней не готова. Именно так, не готова. Кира Георгиевна всегда высоко себя ценила, без шуток сообщала, что у неё — мания величия. Очевидно, не та, которой страдают, а та, которой наслаждаются.

Оба «своих» фильма периода первого брака, кстати, лежали на полке до самой Перестройке. А ведь в первом из них, «Короткие встречи», снимался популярнейший и в СССР, и после певец, поэт и актёр — Владимир Высоцкий, которому разрешали очень, очень многое. Кира долго искала ему партнёршу по сценам. Выбрала, наконец, одну актрису; репетиции с ней прошли замечательно, Кире нравилось, попадание казалось стопроцентным. Но первые же дубли пришлось забраковать. На экране актриса с Высоцким никак не монтировались…

В конце концов, вместе с Высоцким Муратова снялась сама, с подачи своего оператора Геннадия Карюка и мужа Александра. Так что у потомства теперь есть фильм, где две легенды советского периода — в одном кадре. Она потом с ним ещё раз снимется в одной картине, «Опасные гастроли», по воспоминаниям самой Александры Коллонтай. Этот фильм тоже чудом не ушёл на полку: не нравилось советским чиновникам сочетание святого дела революции и балаганщины с канканом. Но режиссёр, Юнгвальд-Хилькевич, сумел его отстоять.

Александр о разводе говорил: Кире повезло. «Со мной она бы не стала той Кирой Муратовой, которую все знают…» У неё был свой стиль, которого она не осознавала, а Александр, более опытный, мог на неё давить и — задавить.

… И вся жизнь

Из Одессы Муратова переехала в Ленинград, на «Ленфильм». Там, на севере (поверьте, для уроженки Румынии, жительницы Одессы это был север) нашла вторую свою любовь, художника Голубенко. Их роман удивлял очевидцев: что молодой, талантливый, симпатичный мужчина мог найти в женщине на двадцать два года старше, в киномире получившей славу скандалистки из-за истории с Одесской киностудией? Злые языки говорили: сейчас ещё Муратова в соку, но через пять лет уже кому она будет интересна, бабий век недолог, уйдёт её Женечка к молодой.

Не могли понять того, что полюбил в ней «Женечка» и женщину, и человека замечательного таланта. Не возраст, а суть её. Он был рядом с ней до конца, это он сообщил о её смерти прессе. Голубенко стал верным соратником Киры, поддерживал её начинания, был соавтором её сценариев и художником на её фильмах — её самый, наверное, преданный поклонник. «С ней легко работать… Она не начнёт биться в истерике и кричать», рассказывал Евгений журналистам.

Не все с ним согласны. Язвительная, бескомпромиссная, сверхтребовательная — как только не определяли режиссёра Муратова те, кому довелось с ней работать. И все сходятся в одном: гениальная.

Вместе с Евгением Кира сняла фильмы «Последнее возвращение» (премии «Ника» и «Белый слон»), «Мелодия для шарманки» (премии «Золотая лоза» и «Ника»), «Настройщик» (три премии «Ника», три на «Евразии», «Золотая лилия», «Золотой орёл»), «Три истории» («Золотой медведь», «Хрустальное зеркало» и две «Ники») и некоторые другие. Этот союз благословляли музы.

Чёрная и белая

Свой особенный роман — роман талантов — у Киры Муратовой всегда был с Ренатой Литвиновой. Вместе они смотрелись странно — вычурно-изящная блондинка Литвинова и аскетичная, строгая брюнетка Муратова, но на съёмочной площадке работали, как единое целое.

Их знакомство началось со сценария. Рената его написала, Кира — прочла, и он ей понравился. Позже на кинофестивале встретились и вживую, и Литвинова поразила Муратову своими манерами. «Надо её снимать," подумала Кира Георгиевна. И сняла — в нескольких фильмах.

Литвинова и Муратова всегда отзывались друг о друге с огромным уважением, но на вопрос журналистов о дружбе Кира резко отвечала: ни с кем я не дружу. Уважаю. Контактирую. Могу поддерживать. Всё.

Семья — да, стирка — нет

Кира никогда не говорила, почему не общалась с повзрослевшей дочерью и как та умерла. Но ползли упорные слухи, что Марьяна страдала наркоманией. Выносила из дома всё, вплоть до паркета. И умерла, наверное, тоже от наркотиков. Про человека, который не на виду, в конце концов, могут ходить любые слухи. Правда или нет, но Кира Георгиевна на сплетни никогда не реагировала. Журналистам на любые вопросы о дочери отвечать отказывалась: спрашивайте о творчестве. Ей было что сказать.

От Марьяны у Киры осталось двое внуков, Александр и Антон. Бабушка с детства снимала их в эпизодических ролях в своих картинах. После смерти матери забрала себе; когда повзрослели — всячески поддерживала. Почему бы ни произошла размолвка с дочерью — точно не потому, что ради карьеры Кира полностью забывала родных. Скорее, наоборот, для человека кино, для создательницы того типа кино, которое считают фестивальным, а не зрительским, она была удивительно семейным человеком. Быт, правда, ненавидела: удивлялась, как можно вообще любить готовку, стирку. Это не то же, что дети и собственно семейная жизнь. Это тяжёлый и почти невидимый труд.

Что же касается фестивальности… Так уж выглядит талант Муратовой. Никакого кокетства. Никакого эпатажа как самоцели. В своём сложном, порой шокирующем, со странным юмором иногда кино она всегда была искрення. Потому, наверное, и смогла стать легендой ещё при жизни.

Короткие встречи (1967)
Долгие проводы (1971)
Познавая белый свет (1978)
Три истории (1987)
Три истории (1987)
Натсройщик (2004)
Вечное возвращение (2012)

Добавить свой ответ

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, или .

Введите ваш текст