Где находили приют старики, выжитые из дома: история русских домов престарелых

До самых недавних пор человек был в цене, пока мог работать. Моры, неурожаи, пожары, военные годы оставляли стариков без семьи и крова... А порой их просто выгоняли нищенствовать взрослые дети. Как же они выживали?
Где находили приют старики, выжитые из дома: история русских домов престарелых
Wikipedia
В девятнадцатом веке жив был ещё обычай, с которым боролась церковь – выживать стариков из дома
Содержание статьи

Как Иван Грозный за права состарившихся боролся

В допетровские времена каждый князь старался заложить по монастырю. Не только, чтобы Богу угодить, и не из одних представлений о христианских добродетелях. Во многом это был политический жест. Ведь во времена до собесов, больниц и специальных интернатов именно монастыри принимали доживать стариков, кормили нищих и сирот, собирали с сильных мира сего пожертвования на вдов и калек, оказавшихся без родственников и свойственников или слишком далеко от них. Основывая монастырь и жертвуя в него, князь выказывал заботу о социальных вопросах и о незащищённых слоях населения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц

Можно сказать, что с приходом на Русь христианства появился более-менее организованный внедомашний уход за стариками. Чтобы он понадобился пожилым мужчине или женщине, те вовсе не должны были быть одинокими. И в девятнадцатом веке жив был ещё, хотя уже и не так распространён обычай, с которым боролась христианская церковь – выживать стариков, утративших работоспособность, из дома. В монастырь же старик мог прийти вечным послушником, монахом, или, если едва уже стоял на ногах, просто за едой и, возможно, уходом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иван Грозный
Иван Грозный
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русские крестьяне не были уникальны в своём отношении к старикам. Суровая жизнь вводила обычай выживания из дома во многих местах Европы. В Скандинавии очень долго старик, решивший, что уже обременяет семью, уходил зимней ночью из дома, чтобы никогда не вернуться. Оказывались в нищих старики в средневековых немецких землях – их выгоняли из дома собственные дети... Католической церкви пришлось бороться со всем тем же, что и православной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дома при монастырях, которые строили специально для размещения немощных к работе, назывались богадельными, от словосочетания «Бога для», то есть – ради Бога. Их работа при монастырях упоминается уже в уставе князя Владимира. Со временем при крупных монастырях появились целые городки из богаделен, но они всё чаще напоминали общежития девяностых.

История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На Стоглавом соборе с участием Ивана Грозного царь громил нравы в богадельнях: большинство комнат отдавались не для жизни калек или стариков, а – за деньги – всякому, кто готов платить был. И всё потому, что смотрели за ними мирские приказчики. А ещё потому, что порядка в стране нет.

Тогда же, на Стоглавом соборе, была подписана историческая бумага. В ней предписывалось пересчитать всех нуждающихся во внедомашней помощи стариков («состарившихся») и построить нужное количество раздельных, скромности ради, мужских и женских богаделен. Присматривать за ними должны были «добрые священники», а деньги из казны отныне на них не пускали – только частные пожертвования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пётр I, известный как Антихрист и оптимизатор

Одна из причин, по которой первого русского императора без шуток считали Антихристом, была его борьба с монастырями. Он считал монахов дармоедами, чужие труды поедающими, а мало того – распространяющими «забобоны, ереси и суеверия». Те, кто недоволен слияниями и укрупнениями больниц и школ в российской глубинке, вряд ли утешатся этим фактом, но он этого не изменится: впервые похожие укрупнения и слияния провёл Пётр, только с монастырями.

Пётр I
Пётр I
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1723 году Пётр запретил постригать в монахи вовсе, а в пустеющие монастыри велел поселять, как в богадельню, бездомных. Приказ он всё же отменил, но зато запретил монахам смену монастырей, а также держать у себя чернила и писать что-либо без наблюдения настоятеля – лица, получившего свое место исключительно с разрешения властей, в том числе из соображений лояльности к властям и паче всего – царю. Принимать гостей монахи могли теперь тоже только по разрешению настоятеля и в его присутствии, а отлучаться в мир – не более четырёх раз в год. Монастырям предписывалось открывать школы для приготовления к духовным должностям, а неграмотным монахам – в обязательно порядке заниматься созидательным трудом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя при монастырях по-прежнему работали богадельни, а официально царь даже поощрял открытие больниц и воспитательных домов, закрытие большого количества монастырей (из-за укрупнения, слияния и прочей оптимизации) оставило без помощи и ухода огромное количество стариков, сирот и калек. Назревал социальный кризис, и Пётр попытался принять против него меры.

История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он написал ряд указов, которые передавали заботы о неспособных себя содержать подданных в руки государственных структур. Дело осталось за малым – создать эти структуры, и, желательно, не в масштабах одного-единственного здания в столице. На это понадобилось ещё некоторое время, а пока старики, оказавшиеся бездомными, гурьбами бродили по дорогам, побираясь, и такими же гурьбами умирали – от заразных болезней, атаки зверей и мороза.

Покойный брат императора Петра Алексеевича царь Фёдор, безо всякого размаха, скромно, предписавший создать в Москве две шпитали (больницы с функциями богадельни) по европейским образцам и последнему слову западной медицины, пока что казался сделавшим для стариков столицы больше, чем его преемник. При нём старики приобрели новые койкоместа, а не потеряли предыдущие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий большой шаг сделала Екатерина II. В ходе своей губернской реформы 1775 года она, помимо прочего, предписала учреждение дворянских приказов общественного призрения, а также дворянскую опеку и сиротские суды в губерниях. На приказы ложился ответ за богадельни и, кроме них, организацию народных школ, госпиталей, сиротских домов, хосписов (слова такого не было, правда – они назывались домами для неизлечимо больных), домами для содержания сумасшедших и ряд других организаций. Её реформу считают продолжением петровых дел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц

Вышивание, балы и богадельни

Практически весь девятнадцатый век, несмотря на то, что разного рода дома призрения должны были открываться на местах усилиями местных приказов, и несмотря на то, что открывали их на частные средства нередко купцы или дворяне, присмотр за всей системой и появлением отдельных заведений считался негласной обязанностью императриц. Вышивка, балы, воспитание детей и помощь сирым стояли в одном ряду дел для царских жён и матерей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя, например, Императорское человеколюбивое общество было создано по предписанию Александра I, фактически его развитием занималась его вдовая мать Мария Фёдоровна. Она добилась того, чтобы филиалы общества были открыты как можно быстрее в нескольких крупных городах России. Именно при ней в 1823 году открыли крупнейшую богадельню в стране, которая позже стала называться Исидоровский дом убогих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мария Фёдоровна
Мария Фёдоровна
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Богадельня состояла из трёх отделений. Самое маленькое, на двадцать пять кроватей, было фактически хосписом – здесь ухаживали за доживающими больными. Лечебное отделение могло принять и содержать сорок пациентов. Наконец, основное и самое большое, на сто человек, именовалось квартирным – там предоставлялись места и уход в том числе за стариками. Чуть позже в доме убогих открыли отделения для больных эпилепсией.

Поначалу богадельня принимала пациентов и жильцов, невзирая на сословия и возраст. Достаточно было быть в бедственном положении и... конечно, чтобы была свободная койка, с чем становилось тем труднее, чем дольше богадельня работала. В какой-то момент её полностью перепрофилировали только под женщин дворянского происхождения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако вслед за этой первой богадельней одна за другой в крупных городах открывались другие. И всё же даже в пределах города новые заведения не справлялись с потоком нуждающихся в помощи. Старики из деревень почти до самого двадцатого века о богадельнях и вовсе не мечтали. Чаще всего оказавшийся без дома пожилой человек пополнял собой армию странников – бродил от монастыря к монастырю, по пути прося подаяния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без сомнения, дома призрения и богадельни, и допетровские, и имперские были шагом вперёд по сравнению с суровой крестьянской лотереей – то ли тебя дома за печкой держать будут, то ли из дома выживут. Но условия в домах призрения часто были такие, которые по современным меркам скорее назвали бы унижающими человеческое достоинство.

На старика выделялось койкоместо, на котором в иных местах спали по двое – или вместе, или по очереди. Для личных вещей существовало пространство под кроватью, куда можно было кинуть узелок с нехитрым имуществом. Реже предоставлялась полочка на стене. У койки мог стоять табурет – вместо стола или для сиделки.

История домов престарелых в России: от князя Владимира до попечения императриц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постельное бельё нередко или не выдавалось, или менялось буквально по большим праздникам. Даже для тех стариков, что ходили в туалет прямо под себя, во многих богадельнях не подразумевалось частой смены белья – их предпочитали класть на сено, выбрасывая его по мере необходимости. Еду могли раздавать от одного до трёх раз в день, как повезёт с финансированием и местными порядками...

Старики должны были испытывать и постоянно демонстрировать свою благодарность за благодеяния по отношению к ним. Уход за пожилыми людьми не рассматривался как государственный и общественный долг – он был актом милосердия, и об этом не давали забывать. В качестве культурной программы могли быть совместные чаепития и посещения служб в церкви.

В конце девятнадцатого века волонтёрки могли читать для утешения души пожилым людям жития святых и притчи Христовы. Впрочем, девятнадцатый век заканчивался, и полным ходом страна и мир шли к гуманизации... и дегуманизации, одинаково масштабным, с одинаково широким размахом.