Июнь 2018
Новый номер
В продаже
с 15 мая!

Почему российское общество так требовательно к матерям - и можно ли это изменить?

Отношение нашего общества к матерям и детям как к недолюдям должно непременно измениться. Откуда же взялась такая позиция и что с этим делать - в статье колумниста "Домашнего Очага" Ольги Карчевской.
inside.jpg

Ольга Карчевская

журналистка

3f180d3b3406f4e600435f8b499c2528.jpg

Я пишу в "Домашний очаг" всего лишь пятый текст, но, по-моему, издание уже пора переименовывать в "Очаг возгорания". Не то чтобы я любила набрасывать на вентилятор, просто жизнь настолько ритмично подкидывает темы для очередного пламенеющего холивара, что... не ну а как. Что-то странное и тревожное происходит с общественным сознанием россиян по отношению к материнству и детству. Только за последние дни мы выяснили, что детям опасно кричать на улице, грудных детей нельзя кормить в общественных пространствах, но к этому мы уже вроде как попривыкли. Тем не менее, останавливаться на достигнутом мы не готовы, необходимо поставить матерей с детьми на место пуще прежнего. Например, почему бы не запретить спускаться в метро с детской коляской? Илипочему бы не обязать женщин при покупке алкоголя доказать отсутствие у них беременности?

Эти удивительные инициативы, столкнувшись с негативной реакцией матерей, так и не были внедрены, но сами попытки таких нововведений будто пытаются нам что-то сказать. Например, "Благословен плод. Да разверзнет Господь!" - приветствие из антиутопии "Рассказ служанки" про то, как место женщины в обществе свелось исключительно к её репродуктивной функции.

Какие предпосылки есть среди ментальности и тенденций российского общества для возникновения всех этих ограничительных инициатив? Когда я думаю об этом, я вспоминаю недавний пост голливудской сценаристки Лилии Ким, вот цитата из него:

"Чтобы понять как целые социальные группы и даже нации становятся одержимы деструктивными идеологиями, нужно загуглить следующее:

  • легендарные эксперименты Соломона Эша о конформности. Он показывал картинки, надо было сказать какие линии одинаковой длины, контрольной группе, где на испытуемых не оказывалось никакого давления и все отвечали правильно. И те же самые картинки он показывал группе, где испытуемые были обложены большинством из подсадных уток, которые громко и уверенно давали заведомо и очевидно неправильный ответ. В 75 % случаев - испытуемые, которые никак не зависели ни материально, ни психологически от результата!!! - выдавали такой же ответ как большинство. А если от этого зависело их вознаграждение, даже символическое - соглашались все 95 %. Эш провел еще ряд экспериментов и все они доказали одно и то же - человек, который озвучивает правильное решение, но не совпадающее с мнением большинства, испытывает чудовищный дискомфорт и вынести который способны очень немногие. Не более 5 %;

  • "спираль молчания" Элизабет Ноэль-Нойман. Она провела эксперименты, которые доказали, что угроза социальной изоляции подсознательно воспринимается людьми как смертельная, поэтому человек скорее всего не выскажет свое мнение, если оно не совпадает с господствующими социальными установками. СМИ играют решающую роль в процессе формирования господствующего мнения. Спираль молчания не запускается, если общество здорово и может разрешать противоречия путем переговоров. Темы, запускающие спираль молчания, - это явления, которые имеют потенциал его уничтожить. Чем их больше - тем слабее общество. До полной потери способности к самоорганизации. Тогда возникает запрос на тоталитарное государство и внешнего врага.

  • эксперименты Стэнли Милгрэма о подчинении авторитету. Когда испытуемые по приказу подсадной утки, заявленной как авторитетная фигура, доводили силу ударов током для человека, который по легенде имел проблемы с сердцем до летальной, не то что не протестуя, а даже не задавая вопросов. Про это снят фильм Obidience (подчинение);

  • и наконец, любимый наш Филипп Зимбардо, доказавший, что охрану для концлагеря и зондер-команду можно легко набрать из обычных обывателей любого милого городка. Стэнфордский тюремный эксперимент. После этого он написал книгу "Эффект Люцифера и почему хорошие люди превращаются в злодеев", в которой сформулировал принципы развития нравственной стойкости. Как не стать охранником в концлагере или солдатом зондер-команды, даже если из каждого утюга рассказывают как это хорошо и подавляющее большинство людей вокруг уверены что это их долг, шанс и счастье".

Мне кажется, что сгущающиеся над головами матерей и малолетних детей тучи - следствие конформности: чем больше детоненавистников - тем больше детоненавистников. Здесь же можно вспомнить жутенькие эксперименты советских бихевиористов, исследовавших конформное поведение. В частности, эксперимент про пирамидки , в котором дети демонстрируют склонность соглашаться с окружающими, даже если они сами осознают, что окружающие заблуждаются.

Причина наблюдаемого нами состояния российского общественного отношения к материнству понятна - это патриархат: "так в этом лесу заведено". По-другому здесь никогда не было, и привитие гуманистических ценностей происходит по принципу "два шага вперёд - один назад". Прямо сейчас мы наблюдаем очередной откат к первоначальным настройкам. Это крайне печально, и надо бы снова начать движение вперёд. Что мы можем для этого сделать?

Лилия Ким приводит также и антикризисный лист-инструкцию:

"Программа стойкости Филиппа Зимбардо:

  1. Признавайте свои ошибки. Первый шаг противостоять злу - понять, что в мире нет идеальных людей.
  2. Сохраняйте бдительность. Не совершайте фундаментальной ошибки атрибуции, помните что людей действуют исходя из ситуации, а не своих личных качеств.
  3. Учитесь брать на себя ответственность. Большинство людей слепо подчиняются авторитету, но в Нюрнберге "я всего лишь выполнял приказ" не было оправданием для операторов газовых печей.
  4. Цените и отстаивайте свою уникальность. Секретность, анонимность, масса - разрушают отношения между людьми и способствуют сокрытию преступлений. "Я как все" - такое же неоправдание как "я выполнял приказ"
  5. Не подчиняться несправедливой власти. Не поддаваться принуждению несправедливого авторитета, который склоняет к нарушению нравственных и этических норм.
  6. Ценить свою свободу и независимость. Не позволять манипулировать своим естественным желанием быть принятым в группу и построить крепкие социальные связи. Ставить свое человеческое достоинство и достоинство других людей выше, чем страх одиночества. Лучше быть одному, чем частью зондер-команды.
  7. Ищите суть, игнорируйте обрамление. "Триумф воли" и "Олимпия" фильмы за эмоциональностью и художественными достоинствами которых стояла самая отвратительная идеология в истории.
  8. Дистанцируйтесь от аффектов. Люди, которые под влиянием эмоций, участвовали в геноциде, массовых убийствах, резне - через несколько дней не могли поверить, что действительно делали все это.
  9. Никогда не жертвуйте личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности. Защита в обмен на свободу - всегда процесс становления тоталитаризма и фашизма.
  10. Верьте, что можете сопротивляться неэтичной и несправедливой системе. "Я ничего не могу сделать" - такое же неоправдание как "я выполнял приказ", "я делал как все"."

Многие энтузиасты гуманистической педагогики и визионеры позитивных общественных изменений любят говорить про "эффект сотой обезьяны" - феномен, который якобы предполагает автоматическое распространение инновации на всю популяцию в момент накопления некой критической массы адептов. К сожалению, в действительности так это не работает. Для того, чтобы новый образ мышление распространился на большинство, должна произойти смена поколений. Ригидное мышление старшего поколения мешает инновации стать всеобъемлющей - нужно, чтобы нововведение подхватила молодёжь (это так в случае с обезьянами и бататом, а в случае с новыми стандартами чадолюбия думаю дело не возрасте, а в открытости новому, которая просто может коррелировать с возрастом). Образно говоря, прямо сейчас Моисей водит свой народ по пустыне, чтобы родилось новое поколение, свободное от рабства устаревших представлений. И уже они, люди с новыми идеями о допустимом и нет в отношении самых уязвимых слоёв общества, смогут обрести землю обетованную, где никто не будет поражать матерей в правах и свободах.

Должно пройти какое-то время, чтобы люди забыли заветы доктора Спока, унаследовавшего свои идеи от так называемой "чёрной педагогики", о которой пишет Алис Миллер в "Воспитании, насилии и покаянии". Должно пройти какое-то время, когда взращивание детей в "стиле сближения" по Сирсам или в духе теории привязанности Боулби станет золотым стандартом. Должно пройти какое-то время, прежде чем общество пройдёт четыре стадии созревания, который описывают в своих книгах Дженей и Берри Уайнхольд: описываемая ими модель развития отношений диады (мать и дитя, партнёры или институции и их члены) предполагает постепенное прохождение стадий от симбиоза до взаимозависимости, с которой приходит зрелость. По Уайнхольдам, российское общество находится на стадии контрзависимости - в которой всем руководит импульс к разъединению. В возрастной периодизации развития детей этой стадии соответствует подростковый бунт с присущими ему эмоциональными качелями, вспышками гнева и отчаянным стремлением к близости, которая прячется где-то глубоко внутри. Наше общество похоже сейчас на ощетинившегося дикобраза или на медоеда - существо с крайне дрянным и агрессивным характером.

Нам нужно время и какое-то количество добрых усилий, чтобы мы все вместе эволюционировали до следующей стадии, на которой мы будем понимать, что мы все плывём в одной лодке, и никто не должен оказаться за бортом. Зрелость общества означала бы всеобщее понимание, что каждый его член, даже слабый, уязвимый и нестандартный, важен и достоин всего хорошего.

В следующий раз, когда вы почувствуете раздражение в сторону матерей и детей, вспомните о дикобразе. Попробуйте на этот раз поступить немного иначе. Мозг человека пластичен, привычки поддаются изменениям, и отношение к матерям и детям как к недолюдям - подлежит скорейшему изменению. Давайте, пожалуйста, приложим все усилия, чтобы стать носителями новой этики и на собственном примере демонстрировать, что лучший и единственный способ взаимодействия с теми, от кого зависит каким будет наше общество через пару десятков лет - это терпимость, тепло, поддержка и стремление помочь. Другие рано или поздно последуют вашему примеру.

Фото: Getty images Russia

Дата: 24 апреля 2018
Нажми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке
Оцените материал
Почему российское общество так требовательно к матерям - и можно ли это изменить? 5153
3
Новости партнеров
Комментарии 2
CosmoAnonymous CosmoAnonymous
Гость05 05 2018 20:19:14

2. Сохраняйте бдительность. Не совершайте фундаментальной ошибки атрибуции, помните что людей действуют исходя из ситуации, а не своих личных качеств. Где-то опечатка.

Cобытия и новинки
Показать ещё
×
На этом сайте мы используем cookie-файлы. Вы можете прочитать о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Все собранные при помощи cookie-файлов данные будут храниться на территории РФ.