«Хочешь летать — худей»: история бухгалтера, которая ищет пропавших людей

Елена Горячева с детства мечтала о небе, а работает бухгалтером. Но еще – прыгает с парашютом, ищет пропавших людей и водит вертолёт. Правда, для этого ей пришлось похудеть на целых 50 кг! Но – обо всем по порядку. С Еленой поговорила писательница Анна Литвинова.
«Хочешь летать — худей»: история бухгалтера, которая ищет пропавших людей

Как все началось

Я и представить не могла, что когда-нибудь стану спасать людей или пилотировать вертолет. Когда была девчонкой, валялась иногда на траве, смотрела в синее небо, видела в нем самолет, думала: «Вот здорово, наверно, в кабине пилота!» Но мне казалось: за штурвалами — какие-то боги. А я и пассажиром-то никогда не летала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До девятого класса жила обычно, спокойно. В десятом — темп жизни ускорился. Не бросая школу, поступила в экономический колледж, вместе с аттестатом получила диплом экономиста широкого профиля. Но в институт все равно не поступила — не хватило половинки балла. Случайно попала на работу, очень гордилась своей должностью, хваталась за любые поручения, мне все было интересно.

Потом работала в аудиторской компании, там приходилось трудиться от заката до рассвета, дальше стала главным бухгалтером в мебельной компании. Потом знакомая вдруг говорит: «Давай замутим бизнес».

Я взяла кредит, вкладывалась в нашу фирму, как в родное дитя, научилась разбираться в вещах, в которых прежде не понимала абсолютно ничего. В 2008 году случился кризис. Моя компаньонша вышла из дела. Было очень трудно. Денег не было. Доходило до того, что подрабатывала, чтобы выплатить сотрудникам зарплату. Это вообще был тяжелый период. Фирма на моих глазах прогорала. Потом я попала в аварию. Через месяц у меня погиб папа. Я не справлялась с грузом проблем и начала их «заедать». Мела всё — булочки, пельмешки с майонезом. Вес прибавлялся, но меня это не волновало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды (было это осенью 2010 года) я сидела на даче. Прочитала в Интернете: прямо в городе, в Орехово-Зуево, потерялись женщина, девочка и две собаки. Уже несколько дней назад, и их до сих пор не могут найти! Я никак не могла понять: почему вся полиция брошена на день города, а не на поиски пятилетней Лизы Фомкиной? Стала отслеживать ситуацию, читала множество версий. А потом сорвалась и сама поехала в Орехово-Зуево. Расклеивала вместе с другими добровольцами ориентировки. Поражалась: как может быть, что пропавших никто не видел?

Мы до последнего верили, что девочка жива. В момент, когда по рации нам сказали, что обнаружили тело ребенка, ощущение возникло, будто рухнул мир.

Помню, я бросала в костер теперь уже ненужные листовки с портретами Лизы и ревела, как никогда в жизни. А когда выяснилось, что девочка боролась до последнего и не дождалась помощи всего один день, это был полный, абсолютный шок. Почему они заблудились? Тетя Лизы прекрасно знала местный лес и хорошо в нем ориентировалась. Но летом 2010-го были большие пожары, огромные площади выгорели, выглядели совсем по-другому, поэтому сложно было отыскать дорогу обратно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему помогаем?

Новое дело меня полностью захватило. Я закрыла свою фирму и даже не думала о том, на что жить. Главное для меня теперь было искать людей. И мои близкие меня поняли и поддержали. К счастью, новая работа нашлась сама — притом что свой телефон вместе со всеми контактами я потеряла во время одного из марш-бросков по лесу. Мой будущий работодатель узнал мой новый номер и позвонил мне, когда я опять стояла по пояс в болоте! Позвал на собеседование, я отвечаю: «Не могу, ищу пропавшего ребенка». Но он согласился подождать, когда я, наконец, выберусь из лесу. Теперь у меня идеальная должность: я не привязана к офису, просто нужно сдавать бухгалтерские отчеты в срок. А все остальное время я могу посвятить поиску пропавших.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды позвонили из Можайского района: исчез пятилетний мальчик. Семья что-то разгружала из машины, ребенок сначала бегал рядом во дворе, а потом потерялся. С его родителями нам пообщаться не давали — Следственный комитет подозревал их в убийстве. Мальчика нашли через четыре дня в заброшенном доме лесника. Чтоб не замерзнуть, он еще догадался укрываться целлофаном. Ребенок видел, что его ищут, но специально прятался, и даже голод его не смущал. Интереснейшая игра, когда за тобой охотятся столько дяденек и тётенек!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буквально на днях (08 мая 2021 г) было 10 лет, как нашли этого мальчика. Недавно я общалась с его мамой, видела фотографии повзрослевшего и возмужавшего мальчика Саши. Не узнала его сначала). Знаю, что он очень не любит вспоминать эту историю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У каждого из волонтеров — своя история и свой повод стать добровольцем. Кто-то терял родственников. Кто-то помогает, просто чтобы чувствовать себя нужным. Иные одновременно получают адреналин. А изредка сталкиваешься с тем, что человеку просто стало скучно. Он знает о существовании поискового движения. И решает приехать на выходные, показать, какой он герой. Ничего не делает, болтается около штаба, снимает селфи, постит в соцсети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вертолёт

Я работала в «Лизе-Алерт» и всегда думала: что такое человек в огромном лесу? Песчинка. Как его могут найти — даже сотни людей? Чтобы увеличить свои возможности, мы всегда привлекали к поискам ребят с джипами, квадроциклами, но нужно было что-то более масштабное.

Однажды поступила информация, что в Мытищинском районе пропал мальчик 17 лет, с аутизмом. Ушел в легкой одежде, на улице холод, на поиск — считанные часы. Начали звонить в сообщество квадроциклистов, джиперам, но поняли, что здесь настолько огромная территория, что ее не охватишь никакой наземной техникой. И тогда я просто наудачу вбиваю в Интернете слово «вертолет». Попадаю на сайт АОПА (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов). Звоню. Отвечает пилот Дмитрий Шаповалов. Я говорю: «Потерялся мальчик. Его нужно срочно найти». При этом понимаю, что прошу вертолет у незнакомого человека и бесплатно. Однако Дмитрий спокойно говорит: «Утром он у вас будет!» И вертолет прилетает. Человек все бросил и примчался на собственной винтокрылой машине искать какого-то неведомого ему мальчишку!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тот раз беглеца мы нашли без помощи авиации. Но с авиаторами с тех пор стали сотрудничать. И не только мы их просили о помощи, но и они нас тоже.

Однажды зимой в лесу разбился вертолет — белого цвета. Искать его с воздуха бесполезно. Тогда подключились «наземные» поисковики, нашли. Вскоре был создан вертолетный поисково-спасательный отряд «Ангел», и я стала в нем авиационным координатором. В спасательный экипаж входят пилот (как правило, он же владелец вертолета) и двое наблюдателей. Их задача — во все глаза, с двух сторон, высматривать «потеряшек» с высоты. «Потеряшка» сначала слышит шум мотора, потом видит проблесковые огни и должен (если заряд в телефоне еще остался) нам говорить, куда лететь — ближе, там, или левее. Дальше вертолет садится. Пилот остается при нем. А двое наблюдателей идут эвакуировать заблудившегося. Можем идти 5 минут, 10, а можем — и полчаса. Люди, когда видят нас, ведут себя по-разному. Кто-то клянется, что больше в жизни не пойдет в лес. Но особо упорные бабушки могут продолжать собирать грибы даже по пути к вертолету.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ангел» работает со всеми спасательными службами Роccии. Помимо поисковых операций мы осуществляем патрулирование и мониторинг лесных территорий с целью выявления очагов возгорания и оперативной передачи информации экстренным службам. Небольшая статистика. Сейчас «Ангел» — это 36 регионов, в которых мы можем оказать помощь терпящим бедствие в природной среде. За 8 лет работы отряда: 670 вылетов, 1100 часов, 589 человек найдено, в т.ч. 45 детей. За 3 года в экстренные службы передано более 1000 сообщений о возгораниях.

Я восхищаюсь нашими пилотами. Гоняют бесплатно собственную — многомиллионную! — технику, за личный счет заправляют вертолеты топливом.

И давно поняла: для всех наших летчиков работа в отряде — не банальный адреналин. Человек горд, что помогает ближним. Причем мои летчики готовы бороться даже после того, когда я готова сдаться — хотя я-то всегда бьюсь до последнего. Но частенько бывало: я вижу — топлива почти нет, осталось только на обратную дорогу. А пилот отказывается возвращаться. Говорит: «Ерунда. Сейчас дозаправлюсь где-нибудь, и продолжим поиск. Ведь не нашли еще!» Особенно пилоты переживают, когда пропадает ребенок. Устраивают целые споры: «Я! Нет, я полечу!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нашем отряде от 10 до 15 пилотов и 10 наблюдателей. В 2015 году мы нашли 115 человек, а в 2016-м — уже 144. Обычно потерявшийся человек звонит в Службу спасения, оттуда информация попадает в «Лизу-Алерт». Если там видят, что нужна помощь авиации, сообщают нам.

Лично мой путь в небо пока продолжается. Я ведь даже пассажиром долго не могла летать! Еще недавно я была очень большой тетей — за 130 кг. И когда стала проситься в авиационный отряд наблюдателем, мне сказали: «Хочешь летать — худей». Ведь каждый лишний килограмм у пассажира — это увеличение стоимости полета для владельца вертолета. Начала сидеть на диетах — но толку никакого. Пять сбрасывала — 10 набирала. Спасибо, друзья начали за меня бороться. Брали на «слабо», использовали разные уловки. Например, давали мне раз в две недели возможность есть все, что я хочу. Один из пилотов пошутил: «Сбросишь двадцаточку — я тебя прокачу на вертолете». Я билась, билась. Сбросила 18 — и вес встал. Как назло, сезон кончается, хотя погода пока хорошая. А я сижу на земле. И, наконец, скидываю пресловутые килограммы. Летчик слово сдержал, немедленно поднял меня в небо, и я была страшно рада, потому что собственным трудом, всем напряжением воли заработала этот полет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А теперь поставила перед собой более серьезную цель — достигнуть минимально разрешенного взлетного веса для вертолетов «Робинсон» — 68 кг. То есть авиация мной управляет, в том числе, в смысле похудения, и это мне очень нравится.

Поначалу я радовалась, что теперь могу летать наблюдателем. Но мне сделали еще один «бесплатный укол» — дали возможность подержаться за штурвал. И с тех пор я с уверенностью говорю: мой самый счастливый день — когда сама смогла поднять железную птицу в небо. Я делаю все для того, чтобы стать пилотом. Мечтаю о том, что у меня будет свой вертолет, будут средства на его содержание. Мечтаю путешествовать на винтокрылой машине, мечтаю увидеть нашу страну и мир глазами птиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мое окружение — в основном мужчины. Но я с юности привыкла не смешивать личную жизнь с работой. Да, мужчинам, наверное, сложно принять такую активную девушку, как я. Я ведь постоянно в движении, в поиске. К тому же я очень прямолинейна, всегда честно и сразу говорю, что мне нравится и что не нравится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мне было лет 25 и все подруги вокруг поголовно стали выходить замуж и рожать, мне тоже хотелось семью, детей. Но тогда не сложилось, а дальше — будет видно. Если встретится на моем пути такой человек, который сможет принять мои главные жизненные ценности, поддержит и полюбит меня такой, какая я есть, то все возможно.

О фестивале «НЕБО: теория и практика» 2021 года

Авиационный фестиваль «НЕБО: теория и практика» состоится 22-23 мая 2021 года на аэродроме «Чёрное» при поддержке Министерства культуры Московской области и администрации г.о. Балашиха. Этот ежегодный федеральный авиационный фестиваль уже собрал поклонников неба со всей страны, ведь его программа радует и любителей, и «авиагурманов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году программа будет разделена на несколько тем: летная, соревновательная, детская интерактивная-образовательная и демонстрация самых интересных и перспективных достижений в рамках первой выставки АОН ЭКСПО.

Гостей ждет Чемпионат Московской области по вертолетному спорту, выставка и полеты ретро-самолетов, участие в соревнованиях самодельных летательных аппаратов, кино-показы, площадка воздушных шаров, на которых можно будет подняться и увидеть весь аэродром с высоты птичьего полета. В рамках специально оборудованной трассы пройдут гонки на современных скоростных дронах, показательные выступления и мастер-классы, также будут продемонстрированы дроны специального промышленного назначения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В программе также запланирован блок показательных выступлений и соревнований от Федерации сверхлегкой авиации. Федерация парашютного спорта предоставит возможность гостям фестиваля совершить свой первый виртуальный прыжок, авиационно-спортивный клуб RusJet покажет «в деле» свои новинки.

И, конечно, главные гости фестиваля — дети, получат больше возможностей окунуться в незабываемую атмосферу неба: ещё больше мастер-классов, игр, встреч и впечатлений. От совсем малышей до почти студентов запланировано более 20 мастер-классов от простейшей сборки бумажного самолета (все мы прекрасно знаем, что далеко не каждый бумажный самолет пролетит более пяти метров) до сборки планеров и тестового запуска на катапульте «братьев Райт», от создания своей первой ракеты до заклепки детали обшивки настоящего самолета. Спроектировать свой первый полет, освоить фристайл-технику, собрать и настроить квадрокоптер, познать азы аэрофотосъемки – для вас будет открыт специализированный Drone Camp от Московского колледжа бизнес-технологий.

Когда: 22-23 мая 2021 года, 11:00 — 21:00. Где: аэродром «Черное», 12 км от МКАД (40 минут на электричке с Курского вокзала до ж/д станции «Чёрное») , г.о. Балашиха.